Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Василий КАПЛЮК: «Наше движение вперёд не остановить»

18:06
5423

Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина по объемам годовой добычи рыбы, мощности промыслового и вспомогательного флота был и остается одним из самых крупных и эффективных рыболовецких предприятий Камчатки и всей страны. В минувшем году колхоз добыл более 80 тысяч тонн рыбы. Соответственно это предприятие – и лидер среди камчатских налогоплательщиков. Оправившись от экономических невзгод, в последние годы колхоз набирает и увеличивает свои производственные мощности, развивает береговое хозяйство и стремится к обновлению промыслового флота.

На этом непростом пути предприятие сталкивается с колоссальными проблемами, но не собирается сдавать позиции. Хорошие новости здесь есть всегда. Касаются они, в частности, и прошедшей минтаевой путины. О сегодняшнем дне и планах предприятия – в беседе с заместителем председателя по флоту Рыболовецкого колхоза им. Ленина Василием КАПЛЮКОМ.

 

- Василий Михайлович, в апреле завершилась минтаевая путина. Как сработали?

- На «отлично». Добыли более 30 тысяч тонн минтая. Подводя итоги путины, мы оцениваем работу каждого экипажа. В этот раз промысел минтая вели три БАТМа и три средних траулера – ловили и сдавали рыбу на плавбазы «Виктор Гаврилов», «Планета» и «Пушкарево». Все объемы, которые были выделены, колхоз освоил. Очень хорошо сработал экипаж «Михаила Старицына» во главе с капитаном Евгением Садовниковым, который взял за минувшую путину более 8 тысяч тонн минтая и сельди. Это показатели на 25-30 процентов больше, чем у других судов, поскольку это судно мы недавно модернизировали. Хорошо показал себя экипаж плавбазы «Виктор Гаврилов» во главе с капитаном Владимиром Таровым. Это наши лидеры, которые позволили предприятию освоить выделенные объемы. И это несмотря на то, что в этом году в связи с аномальной зимой ледовая обстановка была тяжелой. Работу переработчиков осложняло и то, что минтай обмельчал и имеет разный размер. Словом, приходилось работать с удвоенной энергией.

Сейчас, между минтаевой и лососевой путиной, занимаемся ловом донно-пищевых пород, работаем в районе Олюторского мыса.

 

- Какие планы имеются на будущую минтаевую путину?

- Как минимум, постараемся сработать на прежнем уровне. Проблема в том, что выделяемые нам объемы добычи из года в год снижаются, поскольку снижаются объемы общедопустимого улова. Вот и на 2013 год наука вновь обещает снижение. Наши 2 процента как были, так и останутся 2-мя процентами. Вот только в натуральных цифрах это все меньше и меньше. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды периода 1990-х годов, когда процесс рыболовства был неуправляемым, велся хищнический лов ради большего изъятия икры. Именно тогда была подорвана и популяция минтая, и других пород. На восстановление популяции уйдет немало лет. Достаточно вспомнить, что на восстановление популяции сельди в Карагинской подзоне ушло около 20 лет, в течение которых был закрыт промышленный лов нашей знаменитой олюторской сельди. А сегодня мы ее успешно ловим и выпускаем прекрасную продукцию.

 

- В прошлом году колхоз начал модернизировать суда. Эта работа продолжится?

- Действительно, в минувшем году БАТМ «Михаил Старицын» был глобально переоборудован в Даляне. С БАТМа «вырезали» старый завод по производству замороженной рыбы, поставили новые линии, шкафы. И прошедшая путина показала, что, по сравнению с аналогичными судами, его производительность увеличилась на 25-30 процентов. Значит, затраты мы понесли не напрасно, они окупаются.

Ближайшие планы – модернизация плавбазы «Виктор Гаврилов», которая уже находится в Даляне и также готовится к переоборудованию заводских мощностей. Постараемся, чтобы эта плавбаза, уже обновленная, успела на приемку лосося на западном побережье Камчатки. Ведь на эту лососевую путину мы делаем большую ставку. В предстоящую путину наша задача – взять не менее 5-6 тысяч тонн рыбы.

 

- Как вы оцениваете постановления Правительства РФ о расширении зоны прибрежного рыболовства?

- Мы много лет ждали этого решения. Сегодня наконец разрешено осуществление прибрежного рыболовства не только во внутренних морских водах и территориальном море, но и в исключительной экономической зоне РФ. А до этого ситуация выглядела совершенно абсурдно, ведь рыба не знает границ. Сегодня вопрос решился. К примеру, если ранее на западном побережье Камчатки прибрежное рыболовство допускалось в 12-мильной прибрежной полосе, то сейчас появилась возможность осуществлять промысел с удалением до 200 морских миль от берега. Рыбная промышленность Камчатки теперь начнет полностью выбирать прибрежные квоты. А до сегодняшнего дня «прибрежку» Камчатка не осваивала.

Но ряд проблем остается. По закону вся рыба, пойманная в «прибрежке», должна идти на обработку на берег. Но берег с такими объемами не справится. Должны быть поправки в закон о рыболовстве – о том, что эта рыба может перерабатываться на судах, прежде всего – замораживаться, а затем доставляться на берег. Ведь транспортировать сырец зачастую невозможно, он попросту пропадет, либо существенно потеряет в качестве, поскольку береговые предприятия значительно отдалены от районов промысла.

Кроме того, сегодня необходимо оформлять в пограничных органах разрешение на неоднократное пересечение границы. А ведь нужно просто добавить в постановление правительства №560, что кроме рыбопромысловых судов пересекать 12-мильную зону могут и транспортные суда, принимающие рыбу.

 

- Когда для колхоза станет реальностью возможность обновления флота?

- Это очень больной вопрос. Недавно наш СТ «Князев» 1987 года постройки после ремонта вышел на промысел мокроруса, не отработал два дня и сломался. Сейчас тащим его в порт, будем снова ремонтировать. Обновление флота предприятиям не по силам, это проблема всех российских рыбаков, в том числе и нашего предприятия. За границей построить судно на порядок дешевле, чем в России. Но в 2018 году, при дальнейшем распределении квот, приоритет будет отдаваться предприятиям, построившим суда в России. И значит, начав сегодня строительство за рубежом, мы рисковали бы самим существованием нашего предприятия.

Государственная политика понятна – поднимать российское судостроение. Мы, разумеется, только за процветание отечественного судостроения, но исключительно силами рыбаков достичь этой цели невозможно. Рыбаки добиваются хотя бы лизинговой системы, чтобы была возможность рассчитываться за построенное судно в течение 10 лет. Ведь построить новый БАТМ в нашей стране в пересчете на американские доллары стоит 120-130 млн. Ни одно предприятие не может единовременно вложить такие деньги. И приходится покупать суда, что называется, на вторичном рынке. А этим судам уже по 20 лет. Тем не менее совсем старые РС мы списываем на металлолом и стараемся хоть как-то обновляться.

В масштабах государства много проектов, планов, но эти шаги пока не превращаются в какое-то четко направленное движение. А между тем в России самый старый флот в мире. Суда – самые затратные в части ГСМ, в результате чего в себестоимости продукции 32 процента занимают расходы на топливо, и с каждым годом они растут. На БАТМах в сутки мы сжигаем 20 тонн мазута, а на современном норвежском БАТМе расход топлива втрое меньше, при этом объемы добычи у современных иностранных судов куда больше. Устаревшие техника и технология тормозят развитие рыболовецких предприятий.

Но колхоз все равно не стоит на месте. Чтобы поддерживать флот, мы будем продолжать модернизацию. И конечно, ждем эффективных решений государства.

 

- Василий Михайлович, камчатцы высоко ценят продукцию Колхоза им. Ленина. Каков сегодня ее ассортимент и где ее можно купить?

- Минтай, мокрорус, кальмар, сельдь, лосось – все это есть в наших торговых точках во всевозможных видах обработки. Радует, что олюторская сельдь к нам вернулась, эту рыбку наша фабрика готовит в виде соленой, солено-копченой в вакууме, в виде пресервов. Эту продукцию камчатцы очень любят, она вкусна и доступна по цене.

В целом наша фабрика выпускает более 100 видов продукции. В прошлом году освоили новый вид – икру палтуса, «оформленную» под черную. Саму икру палтуса мы выпускаем давно, спрос на нее всегда был хороший, а в новой обработке, в процессе которой применяются безопасные для здоровья вещества, он стал еще выше.

Продукцию у нас с удовольствием берут крупные оптовики. Поставляется она и за пределы края. Мы имеем свое торговое представительство во Владивостоке, сейчас открываем представительство в Новосибирске.

В Петропавловске у колхоза три торговых точки. 2-е из них – киоск и магазин «Причал» – находятся в Сероглазке, еще один киоск на рынке КП. Есть планы расширить торговую сеть. Надеюсь, в этом году мы дополнительно организуем еще три торговых точки.

Поздравляю весь замечательный коллектив Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина с наступающим Первомаем и Днем Великой Победы! Уверяю всех наших рыбаков и всех жителей Камчатки: наше движение вперед не остановить, над выполнением наших планов мы трудимся ежедневно и ежечасно. Огромное спасибо за это экипажам наших судов и отдельно – капитанам, на которых держится наше предприятие, благодаря которым колхоз постоянно добивается высоких результатов. От всей души желаю всем нашим колхозникам, а особенно тем, кто сегодня в море, чтобы удача всегда сопутствовала им, а в семьях царили мир и благополучие.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.