Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

90 лет за кулисами тайной войны

16:27
7257

6 мая юбилей отмечает структура, об успехах которой редко говорят открыто. 90 лет исполняется Службе контрразведки ФСБ России. Если имена разведчиков Рихарда ЗОРГЕ, Николая КУЗНЕЦОВА, Рудольфа АБЕЛЯ известны многим обывателям, то большинство контрразведчиков остаются бойцами невидимого фронта. Но отсутствие публичности нисколько не умаляет важности работы тех, кто стережет государственные секреты от недружественного внимания иностранных спецслужб.

Формально датой основания отечественной контрразведки считается 6 мая 1922 года, когда руководство ГПУ приняло решение создать самостоятельный отдел, занимавшийся «борьбой со шпионажем, с белогвардейской контрреволюцией и заговорами и незаконным переходом границы». Однако ее традиции закладывались еще в XVIII веке, когда Петр Первый создал Тайную розыскных дел канцелярию при императоре. В прошлые столетия функции контрразведки выполняли знаменитое III отделение, департамент полиции, подразделения Генштаба и даже таможенный департамент Министерства финансов и Министерство иностранных дел Российской империи.

Первым начальником советской контрразведки стал Артур Артузов, признанный мастером интеллектуального поединка. У истоков контрразведки стояли Феликс Дзержинский и Вячеслав Менжинский.

На заре становления подразделениям, отвечающим за борьбу со шпионажем и контрреволюцией, предстояло в экстренно короткие сроки научиться противостоять коварному и опасному противнику – разведкам Англии, Франции, Германии, Польши, Финляндии и Японии.

Едва отгремевшая гражданская война не поставила точку в противостоянии двух сил, которые историки относят к красному и белому движениям. Только теперь борьба с полей сражений переместилась в иную плоскость. В начале 1920-х русская военная эмиграция вынашивала планы реставрации старого режима, а иностранные разведки активно использовали зарубежные центры русской эмиграции для совершения диверсий и терактов.

Дата рождения контрразведки на полуострове совпадает со временем основания Камчатского отдела ГПУ, приказ о создании которого был подписан 23 мая 1923 года. Первоначально штат контрразведывательного отделения состоял из одного уполномоченного. Хотя в зону ответственности новорожденного органа безопасности кроме Камчатки входили Чукотка, нынешняя Магаданская область и даже часть Хабаровского края.

На дальневосточных рубежах молодого государства в 1920-е годы обстановка бурлила словно кипящий котел. На Камчатке, как пишет Алексей Буяков в книге «Во благо державы», после окончания гражданской войны в экономике господствовал иностранный капитал. Постоянно нарушали государственную границу военные и рыболовные суда Соединенных Штатов и Страны восходящего солнца, который вели хищнический лов морепродуктов. Грабительскую политику вели иностранные компании «Свенсон и К», «Вульфсон», «Демби» и другие, скупавшие за бесценок пушнину у коренного населения Камчатки. Они использовали в качестве агентов мелких спекулянтов, состоявших из бывших чиновников, купцов, жандармов, офицеров и священнослужителей.

По данным Алексея Буякова, только в Петропавловском уезде в 1924 году проживало до 60 бывших белых офицеров. «На север полуострова уходили отряды белогвардейцев, стремившихся скрыться от советской власти. В селе Анадырь, тогда входившем в зону ответственности Камчатского отела ГПУ был разоблачен бывший агент семеновской контрразведки Г. Трухин, перебравшийся сюда из Забайкалья. В Чукотском уезде чекисты задержали белогвардейца Аболкина, принимавшего активное участие в расстреле в районе Нижне-Колымска в 1922 году предревкома Анадыря Сошина, членов ревкома Волкова и Радзевича. В это же время отмечались попытки проникновения на Камчатку американских разведчиков под маркой исследовательских организаций.

Особую тревогу сотрудников Камчатского губотдела вызывало и непрекращающееся белоповстанческое движение в Охотско-Аянском районе. В 1924-1925 годах, увеличив численность, активизировались отряды белоповстанцев. Они захватили села Аян и Новое Устье в 8 км от Охотска, разграбили на Охотском побережье фактории Дальгосторга». В то время как иностранные концессии нападению не подвергались.

За первое десятилетие российские чекисты сумели построить структуру, которая оказалась способна противостоять таким опытным разведкам как британская МИ-6, сорвать планы эмиграции по организации терактов и диверсий в Советском Союзе. Как пишет Владимир Мерзляков в очерке «Лубянка»: «… только в 1923-1924 годах советской контрразведке удалось парализовать эстонский и латвийский шпионаж в Ленинграде, в значительной мере подорвать шпионскую деятельность бюро Генерального штаба Польской армии в Белоруссии». Безусловным успехом сотрудников ОГПУ стал арест в 1925 году британского агента Сиднея Джорджа Рейли.

Специалисты КРО добыли шифры и коды, на основании которых большинство телеграфных сообщений иностранных посольств в Москве контролировалось ОГПУ.

В 20-30-е годы контрразведывательный отдел Лубянки под руководством Артура Артузова провел несколько блестящих операций, ставших классикой контрразведывательного искусства. Речь идет об операциях «Тарантелла», «Трест», «Синдикат-2». Их методика не только легла в основу учебных пособий для сотрудников КГБ-ФСБ России, но и изучается их зарубежными коллегами. Кроме того, они вдохновили режиссеров и писателей на создание фильмов и художественных произведений.

В результате операции «Трест», длившейся с 1922 по 1927 годы, ОГПУ удалось полностью сковать подрывную деятельность белоэмигрантских объединений на территории Советского Союза. В ходе операции «Синдикат-2» был арестован знаменитый боевик партии эсеров, с 1921 года руководивший антисоветской белоэмигрантской организацией «Народный союз защиты родины и свободы» Борис Савинков.

Тактика и наработки соратников первого руководителя отечественной контрразведки Артура Арбузова легли в основу поединка Лубянки с Абвером, завершившегося победой Советского Союза в Великой Отечественной войне. Действенным направлением работы контрразведки в военные годы стали радиоигры с Абвером. По данным книги В. Абрамова «Щит и меч против Абвера и ЦРУ»: «… благодаря им было арестовано около 400 агентов и сотрудников немецких разведорганов. Всего отечественная контрразведка за годы войны задержала более 30 тысяч разведчиков, около 3,5 тысячи диверсантов и свыше 6 тысяч террористов».

Важную роль сыграли чекисты в отечественной истории, сорвав планы немецкой разведки по организации покушения на «Большую тройку» – Сталина, Рузвельта и Черчилля, на Ялтинской и Тегеранской конференциях.

Приближали победу и контрразведчики Камчатки. После 22 июня 1941 года многие сотрудники УНКВД по Камчатской области ушли на фронт. Тем, кто остался на полуострове, пришлось активно противостоять подрывным усилиям германской и особенно японской разведок. Только под прикрытием концессионной рыбодобывающей компании «Ничиро» в годы войны на Камчатке сбор сведений военно-политического и социально-экономического характера вели до 80 сотрудников разведки.

На случай войны по указанию Государственного комитета обороны на полуострове создавались истребительные батальоны и партизанские отряды. Задачи по их формированию легли на плечи сотрудников УНКВД по Камчатской области. В том, что существовала угроза развязывания войны с Японией, сомневаться не приходится. По воспоминаниям Константина Сидоренко, руководившего в 1941-1943 годах Усть-Камчатским районным отделом НКВД, только летом 1942 года на рыбзаводы Камчатки прибыло более 10 тысяч японских рыбаков, в ранцах которых находилось военное обмундирование.

Чекисты Камчатки осуществляли оперативное прикрытие аэродромов в Уэлькале и Марково, являвшихся частью трассы Алсиб, связавшей Советский Союз и Соединенные Штаты. По ней перегонялись самолеты, поставляемые по ленд-лизу. Трассой пользовались и многочисленные правительственные делегации стран антигитлеровской коалиции самого высокого уровня. Так, в мае-июне 1944 года по трассе Алсиба следовал вице-президент Соединенных Штатов Америки Генри Уоллес, совершивший поездку по восточным регионам Советского Союза.

Камчатские чекисты участвовали в Курильской десантной операции, поставившей точку во Второй мировой войне. Оперативную группу, которая в составе морского десанта Тихоокеанского флота высаживалась на острова Парамушир и Шумшу, возглавил начальник УНКГБ по Камчатской области подполковник Андрей Кожевников. Чекисты успешно вели оперативно-розыскную работу на освобожденных островах, выявляли офицеров и служащих японских разведывательных и контрразведывательных органов, их агентуру среди местного гражданского населения, боролись с разведывательно-диверсионными группами противника. По итогам операции Андрей Геннадьевич Кожевников был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

В послевоенные годы у советской контрразведки появилось еще одно направление работы – розыск официальных сотрудников и агентов спецслужб, а также изменников Родины и немецко-фашистских пособников из числа советских граждан, побывавших на оккупированной территории и в немецком плену.

Сотрудникам органов безопасности Камчатки с 1946 до середины 1950-х годов удалось выявить и арестовать более 30 пособников гитлеровцев. В глуши Камчатки и Чукотки бывшие полицаи, власовцы, каратели, агенты Абвера и гестапо надеялись укрыться от возмездия. Они пробирались в самые удаленные уголки края, некоторые населенные пункты, где задерживали пособников немецко-фашистских захватчиков, – Топата, Сопочное, давно перестали существовать на карте.

В период холодной войны главными противниками советской контрразведки стали разведывательные службы США, Великобритании, ФРГ и других стран Северо-Атлантического альянса.

Осенью 1953 года чекисты сорвали попытку сотрудников аппарата военного и военно-морского атташе США собрать информацию об объектах Министерства обороны на Дальнем Востоке. Пока американцы отсутствовали в гостинице, советские контрразведчики в номерах иностранцев засветили тайно снятые ими кино- и фотопленки.

В 1950-е годы ЦРУ и Сикрет интеллидженс сервис опробовали новый метод массовой заброски нелегалов для сбора сведений о военных базах, аэродромах, заводах, вербовки советских граждан, представлявших оперативный интерес. Масштабная операция получила название «Ред сокс» («Красные носки»).

Разведки стран НАТО проявляли активный интерес и к Камчатке. В период холодной войны точкой приложения усилий иностранных шпионов стали испытательный полигона РВСН «Кура», космические контрольно-измерительные комплексы и база атомных подводных лодок. Камчатским чекистам удалось противостоять таким сильным противникам, как американская и японская разведка. Сотрудники УКГБ по Камчатской области обезвреживали штатных сотрудников военной разведки Японии, раскрывали засланных на нашу территорию агентов спецслужб США и Южной Кореи.

С 1954 по 1991 годы советская контрразведка выявила целую плеяду коллег Джеймса Бонда. Одним из громких разоблачений стал арест в октябре 1962 года агента американской и английской разведок – Олега Пеньковского, служившего в Главном разведывательном управлении Генштаба Министерства обороны СССР.

Как пишет Василий Христофоров в статье «В целях борьбы со шпионажем», в 1970-е годы советские органы безопасности вновь столкнулись с террористическими и экстремистскими проявлениями. Борьбу с явлением, получившим название чумы XXI века, первоначально вели контрразведывательные подразделения. Широкий резонанс как в СССР, так и за рубежом вызвали три взрыва, прогремевшие в Москве 8 января 1977 года. Розыском террористов занимались практически все органы безопасности и внутренних дел. Координировал их работу оперативный штаб под руководством 2-го Главного управления КГБ СССР, которое занималось контрразведывательной деятельностью. В итоге террористы были арестованы.

В конце 1980-х и 1990-е годы органам безопасности пришлось вести работу в условиях постоянных нападок на ведомство, которое призвано нейтрализовать внешние и наиболее острые внутренние угрозы государству. Но и в этих непростых условиях чекисты сумели выполнить свой долг перед страной.

В 1996 году сотрудники регионального Управления ФСБ России по Камчатской области и управления военной контрразведки Тихоокеанского флота задержали в Петропавловске гражданина США Ричарда Дэна Оппфелта. Впоследствии его выдворили за пределы России за действия, наносящие ущерб интересам государственной безопасности. Отечественным спецслужбам американец был известен с 1982 года как профессиональный разведчик. Азам шпионского мастерства он обучался вначале во время службы в военно-морской разведке США, а затем на специальных курсах в Сан-Диего. С 1982 года он постоянно занимался поиском источников информации среди наших соотечественников. Фортуна улыбнулась ему лишь в 1995 году на Камчатке, куда он приехал под видом предпринимателя. Судьба свела его с офицером Тихоокеанского флота. За скромную сумму в 300 долларов США Оппфелт предложил передать ему секретные данные об инфраструктуре одного из подразделений флота. Моряк согласился. Неизвестно, чем бы завершилась эта история, если бы офицера не остановили контрразведчики.

Зарубежные каналы преподносили задержание Ричарда Оппфелта как меру ужесточения политики России в отношении иностранцев накануне президентских выборов. Впрочем, провокации подобного рода, увы, происходили достаточно часто.

И сегодня контрразведчики Управления ФСБ России по Камчатскому краю продолжают защищать государственные секреты от излишнего внимания недружественных соседей. Разведывательная деятельность на территории полуострова никогда не прекращалась. Управление ФСБ России по Камчатскому краю в силу возложенных на него обязанностей продолжает пресекать враждебную для нашего государства деятельность иностранных спецслужб. Зонами первоочередного внимания разведок ряда зарубежных стран остаются не только оборонные и экономические объекты полуострова, но и происходящие в регионе социальные и политические процессы.

Уже в новом тысячелетии на счету камчатской контрразведки есть успешные разоблачения сотрудников иностранных разведок. Офицерами Управления ФСБ совместно с коллегами из других регионов России пресечено несколько разведакций спецслужб государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Операции, начинавшиеся на полуострове, завершались в том числе и далеко за его пределами.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.