Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Конфискат рвёт когти

16:54
3426

7 судов, «заточенных» на браконьерский лов краба и конфискованных в доход государства, чуть не сбежали за границу. Распоряжение по их передаче в хозяйственное ведение отменено. Возбуждено уголовное дело. 

По данным следствия, преступление произошло при следующих обстоятельствах. В сентябре 2011 года руководитель территориального управления Росимущества издал распоряжение о закреплении на праве хозяйственного ведения 7 судов, конфискованных в доход государства, за ФГУП «Северо-Восточное содружество» («СВС»). В результате государство утратило право владения, пользования и, в значительной части, распоряжения упомянутыми судами. Вот их названия: «Норд», «Мидас», «Кусеки Мару», «Оникс», «Ронд», «Рей», «Зюйд».

Как сообщили в следственном управлении СК России по Камчатскому краю, по этому факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 286 УК РФ («превышение должностных полномочий»). Как принято в таких случаях, следственные органы не называют фамилию главного подозреваемого. Но не секрет, что в сентябре 2011 года руководителем территориального управления Росимущества был Андрей Фоменко.

По закону о рыболовстве суда, изъятые или конфискованные в доход государства за незаконный промысел, подлежат продаже на аукционах, а если таковая не состоялась, то уничтожению.

Ранее Росимущество уже передавало конфискованные суда в хозяйственное ведение федеральных государственных предприятий, которые занимались организацией аукционов по их продаже.

Но в этот раз, как полагает следствие, порядок, предусмотренный законом, был нарушен. В итоге, часть судов оказалась переведена под флаг Сьерра Леоне, с регистрацией во Фритауне. В марте суда перешли во владение и пользование к различным юридическим лицам, зарегистрированным в Республике Сейшеллы  по одному и тому же адресу. После чего к капитану морского порта Петропавловск-Камчатский поступила заявка на их отход в Пусан.

Но уйти за рубеж они не успели. Прокуратура Камчатского края через Арбитражный суд добилась признания недействительной передачи этих судов в хозяйственное ведение ФГУП «СВС».

Кстати, в суде представитель местного управления Росимущества заявил, что оспоренное распоряжение было издано во исполнение поручений вышестоящего начальства - Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Надо полагать, что инициаторов этой сделки надо и вправду искать в столице.

Стоит сказать пару слов о ФГУП «СВС». Оно зарегистрировано в Республике Саха (Якутия) и занимается управлением государственным имуществом. Руководит им Станислав Цюхцинский, бывший директор одного из предприятий ЖКХ Республики Саха (Якутия). Его имя сейчас упоминается в связи с прокурорской проверкой деятельности этой коммунальной конторы и выявленными в ней нарушениями.

Но вернемся к конфискованным судам. С 2005 года на Камчатке было конфисковано около 70 промысловых судов. Этот флот годами стоит у причалов или на рейде, захламляет акваторию Авачинской губы, создает угрозу экологии и безопасности мореплавания. Его стоянка влетает собственнику (государству) в копеечку. Расходы федерального бюджета, связанные с содержанием и обслуживанием конфискованных судов, с 2005 года составили уже более 210 млн рублей. А любая попытка отдать изъятые суда кому-то в хозяйственное ведение путем продажи или аренды обычно заканчивается новым уголовным делом.

Наиболее показательна история краболова «Ария». Впервые его задержали в 2002-м, за незаконный промысел краба. В том же году суд постановил конфисковать его у владельца – ООО «Бентос». Попав в распоряжение Росимущества, в ноябре 2004-го «Ария» была передана в аренду ООО «Морская звезда». И вот результат. В апреле 2006-го «Арию» задержали за браконьерство у западного побережья Камчатки.  На ее борту нашли около 6 тонн незаконно добытой крабопродукции. После чего она попала в аренду к другой фирме, и ныне рыщет по морским просторам под новым названием «Камчатка», оставаясь собственностью Российской Федерации. Чем она там занимается, большой вопрос.

А вот более свежий пример. 11 января 2012 года юго-восточнее мыса Анива пограничники обнаружили неизвестное судно. Его капитан сообщил, что судно называется «Оха». При приближении пограничного корабля «Оха» стала стремительно уходить в сторону Японии. После часовой погони ее задержали. Выяснилось, что истинное название судна – «Кайра». На его борту обнаружены элементы промыслового оборудования для добычи краба, а также около 2 тонн минтая и сельди, которые обычно используются как нажива для крабовых ловушек.

Оказалось, что в августе 2008 года судно было задержано при похожих обстоятельствах и конфисковано в доход государства.

Ранее «Кайра» находилась в аренде у ООО «Анкор», а в момент нового задержания ее арендатором выступало ООО «Экватор». Причем эти фирмы находятся в Корсакове по одному и тому же адресу.

Нетрудно догадаться, какое будущее ожидало суда, переданные в ведение ФГУП «СВС». Все они были «заточены» на крабовый промысел, и задерживались в Охотском море с нелегальной крабовой продукцией на борту. При этом работали под «удобными» флагами. Если бы им удалось выйти за пределы нашей страны в марте этого года, то они наверняка вернулись бы к прежним хозяевам, которые снова бы отправили их на браконьерский лов российского краба.

В некоторых странах задержанное за браконьерство судно без лишних проволочек отправляют «на гвозди». У нас пока считается, что это не по-хозяйски. А то, что в России принято считать хозяйским подходом, как правило, принимает характер уголовного преступления.

 

Кирилл МАРЕНИН

 

На фото: «Норд» и «Зюйд» (крайние справа) чуть не сбежали из России

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.