Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

В ответе за каждое решение

17:34
5456

Авиадиспетчер – одна из самых редких и сложных профессий. В воздухе его слово – закон, в его руках – человеческие жизни. Сегодня мы поздравляем с юбилеем директора филиала «Камчатаэронавигация» - руководителя, выросшего из авиадиспетчера.

24 июля отметил 60-летний юбилей человек, которого метафорически можно назвать камчатским Атлантом, держащим на своих плечах небо над нашим полуостровом. Именно он, вместе с большим коллективом под его руководством, обеспечивает безопасность полетов в воздушном пространстве над Камчатским краем, а также над частью Курильских островов, над акваториями Охотского и Берингова морей и северной частью Тихого океана. Это Александр СМИРНОВ, директор филиала «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ».

Сегодня Александр Николаевич – руководитель крупного предприятия, выполняющего крайне важную миссию для нашего региона. Вряд ли возможно переоценить значение безопасного и бесперебойного движения на воздушных трассах, особенно на Камчатке, где они подчас единственные связующие пути как между населенными пунктами полуострова, так и с городами «большой земли». А начался взлет юбиляра по небосводу гражданской авиации 41 год назад, когда 19-летний Саша Смирнов, выпускник Ульяновской школы высшей летной подготовки, приехал по распределению на Камчатку и приступил к работе в должности диспетчера.

 

В небе – порядок!

То, что парень не ошибся с выбором профессии, ясно стало сразу: работа увлекала, и руководство отметило способного молодого специалиста. В 1975 году он был старшим диспетчером, в 1976-м поступил на командный факультет Академии гражданской авиации, в Ленинграде. По окончанию (в 1980 году) был назначен руководителем полетов, в 1983-м – заместителем начальника аэропорта по движению 2-го Петропавловского объединенного авиаотряда Камчатского производственного объединения гражданской авиации. Этот авиаотряд базировался в Халактырке – старожилы Камчатки хорошо помнят годы активной работы этого аэропорта.

В январе 1988 года Александр Смирнов перешел работать в Елизово – начальником районного центра единой системы управления воздушным движением, а в 1990-м году возглавил службу движения Петропавловск-Камчатского авиапредприятия. И уже более 20 лет вся служба управления движением воздушных судов на Камчатке функционирует и развивается под руководством Александра Смирнова.

Это были непростые и беспокойные годы, но в то же время интересные и плодотворные. При непосредственном участии Смирнова с 1990 года аэропорт готовился для международных полетов, открывались международные авиатрассы на Дальнем Востоке, начали выполняться регулярные полеты по маршрутам между Америкой и Юго-Восточной Азией, внутри России. Александр Николаевич стал участником формирования и развития единой системы управления воздушным движением камчатского региона.

В 1995 году вступил в должность генерального директора ГП «Камчатаэроконтроль». Вот когда в полной мере оказались востребованы блестящие организаторские способности и наработанный опыт: предприятие пришлось создавать практически «с нуля», но Камчатский региональный центр по регулированию воздушного движения был сформирован в короткие сроки. В условиях реформирования российской системы управления воздушного движения Смирнов сумел обеспечить стабильную работу предприятия, оснащение авиатрасс, модернизацию технических средств обеспечения полетов, внес весомый вклад в совершенствование структуры воздушного пространства, а также большое внимание уделял подготовке квалифицированных кадров, обслуживающих полеты с применением английского языка.

В 2004 году произошла реорганизация ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», и Александр Смирнов возглавил филиал «Камчатаэронавигация». Насущной заботой руководителя стала актуальная сегодня для многих отраслей модернизация. За последние годы в филиале обновлено и установлено 7 радиолокационных позиций, спутниковая фиксированная радиосвязь с российскими и зарубежными центрами управления полетов, проведен ремонт зданий, диспетчерских пунктов и объектов радиотехнического обеспечения полетов. Все это позволило не только повысить надежность полетов, но и увеличить их интенсивность по международным воздушным трассам. А впереди – еще целый список мероприятий, предусматривающий замену устаревшей техники, ввод в строй современных автоматизированных систем и реконструкцию зданий в отдаленных аэропортах Камчатки. В целом же идет процесс поэтапного упразднения вспомогательных районных центров организации воздушного движения и передачи управления движением единому центру в Петропавловске.

Филиал «Камчатаэронавигация» обслуживает полеты на 9 международных, 18 внутренних воздушных трассах и на 362 участках местных воздушных линий. В коллективе филиала трудятся более 500 человек. Это опытные специалисты высокой квалификации, около 90 процентов - с высшим и средне-профессиональным образованием и более 80 процентов - специалисты 1-2-х классов.

 

От первого лица

 

Накануне юбилея мы встретились с Александром Смирновым и задали ему несколько вопросов:

- Александр Николаевич, почему вы выбрали профессию авиадиспетчера?

- Наверное, сказалось влияние моего старшего брата, который хотел поступать в Ульяновскую высшую школу летной подготовки. Только он потом передумал, а я, наоборот, загорелся этой идеей. Поступали вместе со школьным другом, но он не прошел медкомиссию. Учиться было интересно, и я ни разу не пожалел о сделанном выборе.

 

- Наверное, далеко не каждый способен работать диспетчером, для этого нужны особые качества?

- Конечно! Не зря эта профессия занесена в список №1 – особо тяжелых производств и должностей. Диспетчеру необходимо иметь хорошую пространственную ориентацию, держать в голове всю картину – как воздушные суда с большими скоростями на различных высотах идут по невидимым трассам. И задача диспетчера развести эти суда так, чтобы не было опасных сближений. Это только кажется, что небо большое, а на самом деле оно пронизано воздушными трассами, расписано схемами посадки. Не все молодые специалисты приживаются в качестве диспетчера, некоторых мы сами отсеиваем, а в крупных центрах, где зона полетов более насыщенна, единицы способны пройти сквозь сито отбора. Диспетчер, управляющий воздушным движением, – это оператор высшей категории. И требования к здоровью предъявляются тоже очень высокие, такие же, как к пилотам. А также дается право уходить на пенсию в 50 лет на материке и в 45 - на Камчатке.

 

- Ваша трудовая биография включает все ступени – от рядового диспетчера до руководителя серьезного предприятия. А есть ли что-то общее в этих должностях?

- Прежде всего, это оперативность принятия решений. Нельзя долго раздумывать – нужно реагировать: и руководителю предприятия, и диспетчеру. Им обоим приходится брать на себя ответственность за свои решения и оперативно их реализовывать. И моя предыдущая работа в качестве диспетчера, а особенно – руководителя полетов, помогла мне и на этом посту.

 

- Случались ли в вашей практике ЧП, какие-то острые ситуации?

- Ситуации разные были – и аварии, и катастрофы… Различных происшествий с вертолетами на моей памяти очень много. Однажды прямо на глазах МИ-4 взлетел и тут же упал. Конечно, это и сильный стресс, и невосполнимые потери: летали ведь мои знакомые, друзья, с которыми вместе пришел в авиаотряд. Погибали те, кого я хорошо знал, дружил, с кем рядом жил и работал.

В 1976 году у берегов Камчатки на камни выбросило производственный рефрижератор «Эльтон», я участвовал в организации и управлении спасательными полетами, операция прошла успешно, и мне в знак благодарности от «Камчатрыбпрома» вручили именные золотые часы. До сих пор храню этот ценный подарок.

Был случай, когда пришлось обеспечивать аварийную посадку Ил-14. У него заканчивалось топливо, шла зима, началось обледенение, самолет запросил посадку. Халактырский аэропорт маленький, не приспособленный для таких судов, посадочная полоса у него короткая, рассчитанная на Ан-2 и вертолеты. Я тогда был руководителем полетов. Мы оперативно все организовали: освободили воздушное пространство, подготовили наземные службы, посадка прошла нормально.

 

- Камчатские авиаторы сетуют, что с кадрами тяжело, мало молодых специалистов. А как в вашей службе обстоят дела с кадровым составом?

- У нас проблем нет. Мы проводим работу по профориентации с молодежью, организуем целевые наборы – уже более 10 лет к нам приезжает приемная комиссия с Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, здесь проводит прием. Мы заключаем договоры со студентами, платим стипендии и получаем молодых специалистов. К слову, если раньше авиадиспетчеры были исключительно мужчины (в училище мы находились на казарменном положении, проходили подготовку как штурманы военно-транспортной авиации), то сейчас и девушки стали осваивать эту профессию.

 

 - Наверное, при таком подходе к формированию кадрового состава на вашем предприятии складываются семейные династии?

- Да, они у нас есть. Всегда привожу в пример династию Сотовых. С ее основателем, Александром Яковлевичем, мы в 1971 году вместе пришли стажироваться на диспетчеров. К сожалению, он уже умер. Оба его сына пошли по стопам отца. Евгений до сих пор работает главным специалистом отдела организации воздушного движения. Сергей был старшим диспетчером, уже вышел на пенсию. Сын Евгения Александр тоже работает у нас диспетчером, женат на коллеге – выпускнице Красноярского училища. А дочь Евгения работает в Санкт-Петербурге, в управлении гражданской авиации. Вот такая славная династия, и мы гордимся, что она сложилась в нашем коллективе.

 

- Поделитесь, пожалуйста: что вы считаете своим достижением в профессии?

- Участие в открытии международных воздушных трасс. Как специалист управления воздушным движением, я принимал в этом процессе очень активное участие. До 1990-х годов через Камчатку международные трассы не проходили. Мы работали вместе с американцами, они приезжали сюда, я несколько раз летал в Анкоридж, отрабатывали процедуры взаимодействия, заключили соглашение с анкориджским центром управления воздушным движением и открыли первую трассу. Сейчас их в небе над Камчаткой 9, и постоянно идет наращивание и увеличение транзитных полетов через нашу точку с Северной Америки в Юго-Восточную Азию и обратно. А это все-таки, в конечном итоге, какая-то лепта в бюджет.

Если говорить о предприятии в целом, то качество нашей работы оценивается безопасностью полетов. Мы уверены в высокой квалификации наших кадров.

Ежесуточно безопасность полетов над Камчаткой обеспечивают около 50 авиадиспетчеров и несколько десятков специалистов по радиотехническому обеспечению полетов. Так что знайте: наше небо в надежных руках.

 

- Спасибо за беседу! От коллектива редакции и от лица наших читателей примите поздравления с юбилеем и наилучшие пожелания! Успехов вам в вашем ответственном и важном деле, здоровья и счастья!

 

Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.