Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Любишь кататься – люби и шины вывозить

15:53
2791

С пугающей регулярностью на территории Петропавловска-Камчатского обнаруживаются стихийные свалки, непременные «участники» которых - отработанные автопокрышки, являющиеся отходами 4-го класса опасности.

Ситуация отчасти объяснима: только за последний год количество автотранспорта в городе увеличилось почти на 10 тысяч единиц, всего на сегодняшний день в краевом центре зарегистрировано более 140 тысяч автомобилей. Отработанная авторезина выбрасывается в укромные, незаселенные места - откосы, берега речушек и прочие «мертвые зоны». Но не только. Зачастую стихийные свалки не стесняются устроить прямо возле своих помещений шиномонтажки, автотранспортные и другие предприятия. Впрочем, в последнее время столь открыто бросать вызов закону решаются немногие: борьба с нарушителями правил благоустройства в городе активизировалась. Не последнюю роль в этой работе играет административно-контрольное управление администрации Петропавловска-Камчатского.

Как сообщил заместитель начальника административно-контрольного управления Владимир Живолудов, в городе создано достаточно условий для того, чтобы граждане и юридические лица не наносили вред окружающей среде, избавляясь от шин незаконным путем. Сбором, вывозом и утилизацией этих предметов в Петропавловске на сегодняшний день занимаются три предприятия: ООО «Экология», ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» и ООО «Региональный центр экоаудита и консалтинга». Их услуги не бесплатны. Цена вывоза 1 кг авторезины - около 40 рублей. Для предприятий, сдающих авторезину крупным оптом, действуют приличные скидки. Дополнительные скидки обеспечены и тем, кто привозит шины для утилизации самостоятельно.

В прошлом году по договорам с этими тремя ООО предприятия вывезли для утилизации около 60 тонн авторезины, а за 6 месяцев текущего года - около 30 тонн. Но вот другая показательная цифра: ежегодно в Петропавловске накапливается до 8 тысяч тонн использованных шин. Получается, что законным путем избавляются от них очень немногие.

Сегодня администрация Петропавловска решает вопрос о приобретении мини-завода по переработке автопокрышек, который, как планируется, будет работать на базе МУП «Спецтранс». Сегодня данный вопрос - на изучении в министерстве природных ресурсов Камчатского края.

По мнению В. Живолудова, положительный эффект от работы мини-завода будет немалый. Во-первых, удастся снизить цену за прием авторезины, и стихийных свалок станет меньше. Во-вторых, продуктом переработки шин является материал, не представляющий опасности, из которого можно изготавливать массу полезных вещей, например, всевозможные покрытия для спортивных сооружений и т.п.

А вот недобрую традицию использования непереработанных автопокрышек, например, в качестве ограждений для клумб, детских и спортивных площадок, административно-контрольное управление администрации Петропавловска всячески пресекает. Еще 2 года назад школам и детским садам были вручены уведомления с требованием избавить территории детских учреждений от опасного соседства с ядовитыми отходами. Несмотря на возмущение ряда родительских комитетов, которые в свое время закопали их в почву и заботливо покрасили, требования были выполнены, и теперь на территориях школ и детсадов, в основном, установлены безопасные деревянные и пластиковые ограждения. Такие же уведомления сегодня получают товарищества собственников жилья и управляющие компании, «облагородившие» свои территории с помощью ядовитых отходов. В.  Живолудов напоминает: и ТСЖ, и управляющие организации обязаны установить на своих территориях безопасные оградительные конструкции. Все это в равной степени относится ко всем хозяйствующим субъектам, действующим на территории городского округа.

Когда требования не выполняются, вступают в силу санкции за нарушение правил благоустройства города, которые в соответствии с законом Камчатского края являются административными правонарушениями и караются штрафом от 1,5 до 100 тысяч рублей. Если в 2010 году за нарушение правил благоустройства на физических и юридических лиц было наложено штрафов на 1 млн рублей, то в 2011 году - на 2 млн 200 тысяч рублей, а за 6 месяцев 2012 года - уже на 2 млн 600 тысяч рублей. Конкретно за незаконный выброс автошин в 2010 году привлечено к административной ответственности 261 лицо (физические и юридические), в 2011 году - 753, за 6 месяцев текущего года - 429 лиц.

Законодательный «кнут» удается применить, когда принадлежность шин очевидна, иными словами, они находятся на территориях, закрепленных за предприятиями. А тех, кто вывез опасные отходы в «мертвые зоны», установить удается не всегда. И в этих случаях авторезина вывозится за счет средств городского и краевого бюджетов, то есть за деньги всех горожан, кто платит налоги. Так, в прошлом году на ликвидацию 44 свалок шин было затрачено 8 млн 200 тысяч рублей из бюджетных средств. В текущем году будет ликвидировано еще 76 свалок с различными отходами, на что предусмотрено 9 млн рублей.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

 

 

Опасность бесконтрольного нахождения автопокрышек на земельных участках состоит в том, что они представляют реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, животных, растениям, окружающей среде. При их сжигании выделяется большое количество токсичных веществ, которые, попадая в атмосферный воздух, становятся источником повышенной опасности для человека - это бифенил, антрацен, флуорентан, пирен, бензопирен. Два соединения из перечисленных - бифенил и бензопирен - относятся к сильнейшим канцерогенам. 2 апреля 1999 года Европейский совет принял специальную директиву «О свалках», по которой с 2003 года вводится запрет на сжигание шин.

При закапывании автопокрышек в почву от контакта авторезины с дождевыми осадками и грунтовыми водами из них вымывается ряд токсичных органических соединений: дифениламин, дибутилфталат, фенантрен, которые попадают в почву. Европейской ассоциацией переработчиков шин, Европейским союзом с 2003 года запрещено захоронение целых шин, а с 2006 года - шин, разрезанных на куски.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.