С пугающей регулярностью на территории Петропавловска-Камчатского обнаруживаются стихийные свалки, непременные «участники» которых - отработанные автопокрышки, являющиеся отходами 4-го класса опасности.
Ситуация отчасти объяснима: только за последний год количество автотранспорта в городе увеличилось почти на 10 тысяч единиц, всего на сегодняшний день в краевом центре зарегистрировано более 140 тысяч автомобилей. Отработанная авторезина выбрасывается в укромные, незаселенные места - откосы, берега речушек и прочие «мертвые зоны». Но не только. Зачастую стихийные свалки не стесняются устроить прямо возле своих помещений шиномонтажки, автотранспортные и другие предприятия. Впрочем, в последнее время столь открыто бросать вызов закону решаются немногие: борьба с нарушителями правил благоустройства в городе активизировалась. Не последнюю роль в этой работе играет административно-контрольное управление администрации Петропавловска-Камчатского.
Как сообщил заместитель начальника административно-контрольного управления Владимир Живолудов, в городе создано достаточно условий для того, чтобы граждане и юридические лица не наносили вред окружающей среде, избавляясь от шин незаконным путем. Сбором, вывозом и утилизацией этих предметов в Петропавловске на сегодняшний день занимаются три предприятия: ООО «Экология», ООО «ЭкоСтарТехнолоджи» и ООО «Региональный центр экоаудита и консалтинга». Их услуги не бесплатны. Цена вывоза 1 кг авторезины - около 40 рублей. Для предприятий, сдающих авторезину крупным оптом, действуют приличные скидки. Дополнительные скидки обеспечены и тем, кто привозит шины для утилизации самостоятельно.
В прошлом году по договорам с этими тремя ООО предприятия вывезли для утилизации около 60 тонн авторезины, а за 6 месяцев текущего года - около 30 тонн. Но вот другая показательная цифра: ежегодно в Петропавловске накапливается до 8 тысяч тонн использованных шин. Получается, что законным путем избавляются от них очень немногие.
Сегодня администрация Петропавловска решает вопрос о приобретении мини-завода по переработке автопокрышек, который, как планируется, будет работать на базе МУП «Спецтранс». Сегодня данный вопрос - на изучении в министерстве природных ресурсов Камчатского края.
По мнению В. Живолудова, положительный эффект от работы мини-завода будет немалый. Во-первых, удастся снизить цену за прием авторезины, и стихийных свалок станет меньше. Во-вторых, продуктом переработки шин является материал, не представляющий опасности, из которого можно изготавливать массу полезных вещей, например, всевозможные покрытия для спортивных сооружений и т.п.
А вот недобрую традицию использования непереработанных автопокрышек, например, в качестве ограждений для клумб, детских и спортивных площадок, административно-контрольное управление администрации Петропавловска всячески пресекает. Еще 2 года назад школам и детским садам были вручены уведомления с требованием избавить территории детских учреждений от опасного соседства с ядовитыми отходами. Несмотря на возмущение ряда родительских комитетов, которые в свое время закопали их в почву и заботливо покрасили, требования были выполнены, и теперь на территориях школ и детсадов, в основном, установлены безопасные деревянные и пластиковые ограждения. Такие же уведомления сегодня получают товарищества собственников жилья и управляющие компании, «облагородившие» свои территории с помощью ядовитых отходов. В. Живолудов напоминает: и ТСЖ, и управляющие организации обязаны установить на своих территориях безопасные оградительные конструкции. Все это в равной степени относится ко всем хозяйствующим субъектам, действующим на территории городского округа.
Когда требования не выполняются, вступают в силу санкции за нарушение правил благоустройства города, которые в соответствии с законом Камчатского края являются административными правонарушениями и караются штрафом от 1,5 до 100 тысяч рублей. Если в 2010 году за нарушение правил благоустройства на физических и юридических лиц было наложено штрафов на 1 млн рублей, то в 2011 году - на 2 млн 200 тысяч рублей, а за 6 месяцев 2012 года - уже на 2 млн 600 тысяч рублей. Конкретно за незаконный выброс автошин в 2010 году привлечено к административной ответственности 261 лицо (физические и юридические), в 2011 году - 753, за 6 месяцев текущего года - 429 лиц.
Законодательный «кнут» удается применить, когда принадлежность шин очевидна, иными словами, они находятся на территориях, закрепленных за предприятиями. А тех, кто вывез опасные отходы в «мертвые зоны», установить удается не всегда. И в этих случаях авторезина вывозится за счет средств городского и краевого бюджетов, то есть за деньги всех горожан, кто платит налоги. Так, в прошлом году на ликвидацию 44 свалок шин было затрачено 8 млн 200 тысяч рублей из бюджетных средств. В текущем году будет ликвидировано еще 76 свалок с различными отходами, на что предусмотрено 9 млн рублей.
Мария ВЛАДИМИРОВА
При закапывании автопокрышек в почву от контакта авторезины с дождевыми осадками и грунтовыми водами из них вымывается ряд токсичных органических соединений: дифениламин, дибутилфталат, фенантрен, которые попадают в почву. Европейской ассоциацией переработчиков шин, Европейским союзом с 2003 года запрещено захоронение целых шин, а с 2006 года - шин, разрезанных на куски.