Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Коллекционер летящей воды

17:00
6353

Всегда завидовала коллекционерам. С какой страстью они отдаются своему увлечению! И не важно, что собирают люди – марки, банки из-под пива, пистолеты или игрушечных ежиков, всех их объединяет неповторимый блеск в глазах. Ну, а если предметом собирания избрано нечто очень романтическое и редкое, тут уж не только взор блестит, человек сам искрит так, что заражает всех вокруг. Вот вы слышали когда-нибудь о коллекционерах водопадов? Оказывается, есть и такие уникальные люди… Их на всей нашей большой планете – по пальцам пересчитать. И один из таких эксклюзивных коллекционеров живет на Камчатке. Зовут его Юрий Калинин. «Собранные» водопады он не оставляет пылиться на домашних полках, а щедро делится своей коллекцией: в этом году в издательстве «Новая книга» вышел его сборник «Камчатка – край водопадов».

«Камчатка – край водопадов» - для обывателя, даже пускай и для нашего земляка, звучит как-то не совсем привычно. «Край вулканов» – да, «край гейзеров» – разумеется, а вот «край водопадов» как-то, в случае с Камчаткой, к разряду устойчивых словосочетаний не отнесешь. А зря – уверен автор одноименной книги. О скольких камчатских водопадах вы слышали, на скольких бывали сами? На одном-двух? А ведь количество этих восхитительных природных объектов в нашем крае зашкаливает за шесть сотен! Юрий Калинин знает о чем говорит. Большую часть своей жизни он посвятил «летящей воде», исходил почти весь наш полуостров, лично нашел 230 водопадов, 140 из них имеются в его фотоколлекции.

- На топографических картах Камчатки не отмечено и 10 процентов имеющихся водопадов, - рассказывает Калинин. – Эти природные объекты мало изучены. И такое положение вещей не только на Камчатке. В Европе не то что каждый водопад, каждый родник на счету, а наши труднодоступные территории, начиная с Зауралья, вообще в этом плане – чистый лист.

Водопадоведение. Оказывается, есть такая наука! Она еще молодая и не оформившаяся. Родоначальником водопадоведения считается Иоганн Гербиний, издавший в Амстердаме в 1678 году «Рассуждения об удивительных водопадах мира». Не сказать, что после него наука эта пошла вперед семимильными шагами. У нас в стране первым водопадоведом (или водопадчиком – так называют себя сами представители этой редкой профессии) был наш современник Георгий Арсеев. По трудовой книжке – юрист, по призванию – путешественник, собравший сведения о большинстве водопадов СССР в книге «Водопады», изданной в Москве в конце 1980-х. Есть в этой книге и глава, посвященная Камчатке. Только в ней, опять же, отражена лишь малая толика нашего водопадного богатства.

Книга Арсеева вовремя попала в руки Юрия Калинина, к тому моменту он уже начал увлекаться водопадами, и для дальнейшего изучения этой обширной темы ему необходим был толчок.

- Свой первый водопад я увидел в 17-летнем возрасте, в Приморье, - вспоминает Юрий. - Это был водопад на р. Стеклянухе, в глухой тайге, добираться до него было трудно, но мы с братом преодолели нелегкий путь, и в итоге были вознаграждены! Водопад открылся внезапно, когда тропа вдруг вывела нас из дебрей уссурийской тайги на каменистый берег, и появился как мираж, как белый призрак среди тумана и таежного сумрака. Он казался каким-то волшебным хрустальным теремом из сказки, перенесенным неведомой силой вглубь дремучего темно-зеленого однообразия. Белоснежные струи его шевелились, загадочно переливались, и голос его звучал подобно дикому реву, но совсем не ужасному, а, напротив, миролюбивому, успокаивающему.

Вот так он рассказывает о водопадах, и именно таким слогом он написал когда-то письмо главному водопадчику страны Арсееву. В ответ же получил комплименты в свой адрес, гуру оценил и его стремление изучать и собирать «летящую воду», и его художественный стиль изложения, и благословил Юрия на написание книги, посвященной именно водопадам Камчатки.

К нам на полуостров Юрий попал в 1982 году благодаря своей отнюдь не романтической профессии – специалист тепловых электростанций. На Мутновке геологи тогда задумали сделать небольшую турбинку по выработке электроэнергии для собственных нужд. Молодой специалист Калинин как раз был одним из тех, кто идею эту воплотил и помогал при эксплуатации. Работа шла вахтами, а в свободное время он облазил всю Мутновку и Горелый.

- Там что ни день, так открытие нового водопада! – рассказывает Юрий Калинин. – И всегда со мной мой верный фотоаппарат. В этом районе на радиально расходящихся от этих вулканов речках можно насчитать более 110 водопадов! Водопады рек Фальшивой, Жировой – это целая коллекция таких разных по характеру, но одинаково красивых «вертикальных рек»! Из кратеров вулкана Мутновского вытекает речка Вулканная. Вместе с талыми и дождевыми водами она выносит из них много сернистых соединений, других вредных для жизни веществ. Они придают воде мутный желто-серый цвет и горький вкус. В двух километрах после выхода из кратеров речка падает в узкое ущелье, свыше 100 метров глубины. Края его совершенно отвесных стен покрыты трещинами, некоторые участки готовы рухнуть. Этот каньон вполне заслуженно называют оврагом Опасным. Речка Вулканная обрушивается в него вертикальным столбом. Наш знаменитый покоритель вершин Александр Биченко опускал туда веревку с целью измерить водопад – получилось 95 метров!

Кстати, 95-метровый водопад оврага Опасного, например, почти вдвое выше одного из самых известных водопадов мира – Ниагарского. Ниагара, конечно, славится не высотой, а мощью. Но без маркетинговой смекалки американцев вряд ли собрала бы для туристической отрасли США столько денег. Возможно, туристским фирмам Камчатки и соответствующим ведомствам стоит взять такой подход на заметку.

- Конечно, у нас нет сверхвысоких и мощных водопадов, таких, например, как Ниагара в Северной Америке или Виктория в Африке, - рассуждает Юрий Калинин. - Или как самый высокий на планете километровой высоты водопад Анхель из Венесуэлы, но кристальная чистота рек и ручьев, удивительная природа и исключительная живописность горных ландшафтов, окружающих водопады, придают неповторимый блеск «жемчужному ожерелью» Камчатки.

В книге «Камчатка – край водопадов» Юрий Калинин собрал свои описания и свои фотографии водопадов практически всех районов нашего полуострова – от юга до севера. Однако говорить о том, что это издание ставит точку в деле изучения «летящей воды», совершенно не верно. Автор считает, что проделанная им работа – безусловно, большой этап в водопадоведении Камчатского края, но этап этот – лишь начало пути. Еще многие водопады не нанесены им на карту, а те, что появились там благодаря ему, требуют детального и профессионального изучения и измерения. Сейчас же параметры многих водопадов обозначены весьма приблизительно. Стопроцентные выводы о том, какой водопад Камчатки самый высокий, самый широкий и самый мощный – еще впереди. А вот о чем никогда не удастся договориться, так это о том, какой из них самый красивый.

По мнению Калинина – это водопад Венерин Волос на речке Вилюче:

- Водопад действительно напоминает широкую прядь длинных серебристых волнистых волос. Если подойти к водопаду сверху и стать на камень на самом краю обрыва, то можно почувствовать захватывающее зрелище ревущей, дышащей холодом и яростью летящей в пропасть белоснежной массы миллионов брызг.

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Юрия КАЛИНИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.