С любовью к лесу – с детства и на всю жизнь

Камчатка — своеобразный и чудесный край. Словно Мекка для туристов, она привлекает к себе тысячи российских и зарубежных гостей. Сотни тургрупп приезжают каждое лето на сплав по быстрым, богатым рыбой рекам, а вокруг сплошной стеной стоит густой лес, где белеют причудливые стволы вековых каменных берез. По берегам главной водной артерии полуострова, р. Камчатки, стоит стройный хвойный лес, богатый ягодами и грибами, населенный многими представителями фауны.

Территория государственного лесного фонда на Камчатке занимает 95 процентов всей ее площади, а точнее — 44 млн 219 тысяч га. Для охраны и воспроизводства этого лиственно-хвойного  богатства трудятся 341 человек. Это — лесничие и сотрудники Камчатского государственного автономного учреждения «Охрана камчатских лесов» (КГАУ).

Среди многих направлений деятельности тружеников лесного хозяйства есть и особенное  –  школьные лесничества. Как ведется работа с подрастающим поколением в деле сохранения леса, об этом нашему корреспонденту рассказала Наталья ЕРМОЛЕНКО, руководитель агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края. 

 

— Наталья Львовна, само словосочетание «школьные лесничества» – родом из детства. Помню, как много лет назад мы, а потом и наши дети ходили в «зеленый патруль». Выходит, не прервалась связь времен, и  у школьных лесничеств на Камчатке уже есть своя история?

— Есть и своя история, и география. Уже более 10 лет работает на Камчатке  система школьных лесничеств, созданная по инициативе Елизовского лесничества и агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, при поддержке и содействии управления образования Елизовского района и министерства образования края. Лесничества организованы при 5 школах Елизовского района. Первое появилось в 2001 году, при елизовской школе №2. Сейчас в нем участвуют 25 детей, в возрасте 7-16 лет. Позже при школах в Паратунке, Раздольном, Николаевке и Пионерском и в двух детских садах г. Елизова (№№ 20 и 24) были созданы аналогичные лесничества. Всего в них вовлечены 108 пытливых девчонок и мальчишек. Возможно, придет время, когда кто-нибудь из них после окончания лесотехнических вузов вернется на Камчатку и посвятит свою жизнь благородной и ответственной профессии лесничего 21-го века.

 

— Чему учатся дети в школьных лесничествах? И кто им в этом помогает?

— Руководят работой детей опытные педагоги и сотрудники лесничества. Как правило, педагоги имеют профильное образование — это учителя географии и биологии. В течение всего года ребята изучают теорию по темам, которые им очень нравятся. Это лесоведение и лесоводство, экология лесных животных, экология лесных растений, практическая природоохранная деятельность.

В начале каждого года создается совместный план работы, который утверждается директорами школ и руководителем КГУ «Елизовское лесничество». Основная цель — создание условий для деятельности детских объединений, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Камчатского края. Наша задача — воспитание у детей патриотизма и бережного, сознательного отношения к природе края, а также противопожарная пропаганда среди школьников.

 

— Итак, ребята получили теоретические знания. Дается ли им возможность применить их на практике?

— Конечно, во время лесной практики ребята патрулируют леса и места массового отдыха земляков. Взрослые опытные лесники учат их охранять лес, самое малое деревце, и его обитателей. Нередко взрослые, которые неправильно развели костер или не убрали за собой груды мусора, краснеют, получив замечание от юных инспекторов охраны леса. Среди добрых дел, которые с большим желанием выполняют дети, масштабные акции по распространению листовок и плакатов по правилам пожарной безопасности в лесах.

 

— Наталья Львовна, как и кем оценивается эта работа?

— Ежегодно, в мае, агентство лесного хозяйства и охраны животного мира края проводит детский конкурс  «Сохраним лес от пожара» (в рамках целевой программы «Пожарная безопасность в Камчатском крае 2010-2015 гг.»). Одна из главных задач конкурса — подведение итогов деятельности школьных лесничеств, экологических кружков и других детских объединений, ведущих природоохранную деятельность на территории Камчатки. В 2012 году на конкурс были представлены 122 работы в шести номинациях: рисунок, плакат, панно, аппликация, стихотворение и сочинение. Многие работы были выше всяких похвал – ребята выполняли их с большим мастерством и неподдельной любовью к природе. По итогам конкурса в торжественной обстановке руководство агентства лесного хозяйства и охраны животного мира с искренней благодарностью вручило призерам и победителям ценные подарки, почетные грамоты и благодарственные письма. Среди награжденных 12  преподавателей-наставников и 28 школьников.

 

— Есть ли среди юных друзей леса ребята, для которых школьное увлечение стало взрослой профессией?

— Безусловно, помощь в выборе будущей профессии — еще одна немаловажная задача школьных лесничеств. В этом году бывшие школьные лесничие из п. Пионерского получили высшее образование по заранее выбранной специальности. Это Антон Епишков, теперь уже лесничий в третьем поколении. Он инженер, окончивший Московский государственный университет леса. Дарья Бондаренко, из той же школы, получила диплом, окончив Воронежскую государственную лесную академию. Можно поздравить выпускника Раздольненской средней школы Евгения Вакина, который успешно поступил в столичный госуниверситет леса. Надеемся, что скоро, лет через 5, он вернется на полуостров и наверняка поможет юным лесничим найти свое место в жизни.

 

— Спасибо за интересную беседу. Успехов вам и вашим коллегам в благородном деле воспитания детей!

 

Беседовал Владимир БЫСТРОВ

2592

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых