Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Неспортивная игра

17:57
3732

На прошлой неделе был задержан министр спорта и туризма края Виктор Кравченко. В основе большинства громких дел, как правило, лежат причины, скрытые от простых смертных.

Похоже, дело Кравченко не стало исключением. Попробуем разобраться, что здесь явно и что скрыто.

 

Тайна старого бассейна

4 июля 2011 года Владимир Илюхин назначил В. Кравченко министром спорта и туризма края. Они давно знакомы, вместе работали. Поэтому такое решение губернатора, который в тот момент формировал свою команду в правительстве края, мало кого удивило.

Не секрет, что Илюхин пригласил в правительство многих своих соратников – как правило, камчатцев, с которыми он работал, на чьи деловые качества рассчитывал, кому доверял. Далеко не все «новые старые» назначенцы были с удовлетворением восприняты профессиональными сообществами и просто общественностью. И сегодня уже есть люди, с которыми губернатор и правительство распрощались. Увы, кадровый голод сегодня – печальная реальность. И вряд ли найдутся руководители, которые не делали промахов на этом пути. 

Но нельзя сказать, что Кравченко занял не свое место. Он окончил Хабаровский институт физической культуры, был тренером по волейболу. В Камчатском обкоме комсомола он курировал именно спортивно-оборонную работу, затем работал в команде губернатора Владимир Бирюкова, в бизнесе, что дало ему опыт руководителя.

Возможно, новый министр не успел кардинально изменить ситуацию в спорте и туризме - за год трудно привести в порядок все, что ветшало и разрушалось в течение нескольких лет. Однако он не растерял потенциал, заложенный его предшественниками. Вошла в активную фазу долгожданная реконструкция камчатских горнолыжных баз. Запущена в работу первая на Дальнем Востоке система искусственного снегообразования на Морозной. Кравченко всерьез занялся возрождением некоторых забытых видов спорта, а также массовых спортивно-физкультурных мероприятий, которые были очень популярны еще в советские времена. 

Работа шла своим чередом. И вдруг над головой Кравченко сгустились тучи. Первым звоночком стала статья на одном из местных сайтов, в которой ему припомнили все что можно, еще с комсомольских времен. Факты не безынтересные, но поезд с ними давно ушел.

Только ближе к финалу приводятся свежие эпизоды из его жизни, когда он уже стал министром. В этой части рассказано, что директор местного бассейна пожаловался на Кравченко в ФСБ. После чего разговоры министра и директора поставили на прослушку. Тут же приводится и результат этой оперативной работы – запись разговора. Понятно, что спецслужбы сливают в прессу данные ОРД не просто так, а с определенными, далеко идущими целями.

Правда, из опубликованного отрывка трудно понять, чего же хотел Кравченко от директора бассейна. Но это уже неважно. Во-первых, у читателя все равно остался неприятный осадок от мысли, что Кравченко «попал под колпак» ФСБ. Во-вторых, его последующее задержание никак с бассейном не связано.

 

Роковые клюшки

О сути обвинений мы узнали из пресс-релизов прокуратуры и полиции, которые как по команде пришли почти в одно время (с разницей в 2 минуты). Итак, по данным следствия, Кравченко предложил одному коммерсанту принять участие в аукционе на поставку спортивных товаров для команды юных хоккеистов. Затем подозреваемые «предприняли меры к устранению иных лиц от участия в аукционе» (будем надеяться, что устранению не физическому). В результате упомянутый коммерсант выиграл аукцион и поставил товар низкого качества по завышенной стоимости. Ущерб краевому бюджету составил более 6,9 млн рублей.

Эти события относятся к лету 2011-го. Но только спустя год межведомственная рабочая группа правоохранительных органов Камчатского края по противодействию коррупции потребовала возбудить против Кравченко уголовное дело. Есть ощущение, что негативный факт, если он имел место, был просто положен под сукно в ожидании более подходящего момента…

И на это дело разом навалились главное управление МВД России по Дальневосточному федеральному округу (заметьте, не краевое, а именно дальневосточное управление), управление ФСБ, прокуратура, следственное управление следственного комитета и управление ФАС по краю. В итоге, на Кравченко надели наручники и отправили на 2 месяца в СИЗО размышлять над своим положением.

Виктор Иванович, несмотря на министерский статус, чиновник среднего звена. По-старому, всего лишь начальник управления в администрации края. Он не того масштаба фигура, чтобы без особой причины вызывать к себе интерес правоохранительных органов в таком количестве и такого уровня.

Но в чем эта особая причина? Неужели таковой и вправду могли стать махинации с детскими коньками и клюшками годовой давности? Далеко не всегда наши правоохранительные органы так дружно и с таким энтузиазмом наваливаются на дела с коррупционной составляющей, в которых фигурируют мало-мальски важные фигуры. По крайней мере, так активно предают их огласке. Есть мнение, что министр спорта – всего лишь пешка в какой-то многоходовой игре. На какой результат она рассчитана?

Теперь делаем небольшую паузу для лирического отступления, которое, на первый взгляд, к этой истории отношения не имеет.

 

Игры больших мальчиков

В 2011 году доходная часть бюджета Камчатского края составила более 46 млрд рублей. В 2012-м – более 47 млрд. О таких деньгах наш регион на протяжении многих лет даже не мечтал. Основная часть этой суммы – помощь федерального центра. Чтобы ее получить, руководителям края пришлось немало постараться. Старались они неплохо, учитывая, что Камчатку не вычеркнули ни из одной федеральной программы. Хотя такой риск был в силу финансовых проблем страны и мира.

То, как тратятся эти деньги, камчатцы видят своими глазами: строительство жилья, ремонт дорог, благоустройство. Полным ходом идет реконструкция взлетной полосы аэропорта, реально начато строительство краевой больницы, реконструируются и сдаются в эксплуатацию новые детские сады, учреждения социальной защиты и здравоохранения. А чего стоит программа реконструкции малых аэропортов и развития транспорта, которая выливается в реальные новые суда, самолеты, вездеходы. Каждая из этих побед власти – наша с вами победа. Обычные люди стали жить лучше – получили новые квартиры и места в детском саду, обрели возможность летать в отпуск, лучше лечиться, ездить по дорогам, а не по канавам… О позитивных переменах  наша газета пишет регулярно. Камчатцы, которые в большинстве своем живут трудно, начали верить, что, кроме тепла и света, власти могут дать им нечто большее. И нельзя не признать: сейчас мы переживаем редкий момент в истории, когда первые лица государства идут навстречу практически всем нашим просьбам.

Легко представить, что в крае сразу появилось много желающих порулить миллиардами, которые привлечены в регион не их трудом. В наличие и бизнес-структуры, в том числе общероссийского масштаба, которых не устраивает устоявшийся расклад в экономике края, по крайне мере, в ее ведущих отраслях. А для удовлетворения их аппетитов требуется, как минимум, лояльная власть в регионе…

Все это активизировало местную политическую жизнь. Точнее сказать, ее закулисье.

Схема проста, это мы уже проходили в недавнем прошлом. Что происходит сегодня? Весной был неожиданно реанимирован один давно зависший камчатский сайт, на который и сбрасывается негатив в адрес правительства. Появляется целая серия «трактатов» о камчатских чиновниках, причем используются и интерпретируются, за редким исключением, события давно минувших дней. Негативный фон – это затравка…

В таком контексте громкий арест Кравченко выглядит логичным продолжением. Возможно, это должно было послужить сигналом тому, кто назначил его на должность министра. Или тому, с кем Кравченко долго связывали деловые отношения. Наверное, не случайно в статье, о которой сказано выше, упомянут сенатор Совета Федерации от Камчатки. И упомянут совсем не позитивно.

Нам, простым камчатцам, не стоило бы обращать внимания на эту «схватку бульдогов под ковром», если бы она не отражалась на нашей жизни. Но она, увы, отражается. Подобная борьба за право управлять денежными потоками может привести к тому, что они скоро иссякнут. И фундамент краевой больницы будет годами зарастать бурьяном…

2 года назад одно из дальневосточных СМИ, описывая политическую ситуацию на Камчатке, назвал ее «прифронтовым регионом». Тем, кто начал раскачивать ситуацию сегодня, стоит помнить: снаряд, как известно, не падает дважды в одну и ту же воронку. Проигравшими могут оказаться все.   

 

Вместо послесловия

К Виктору Кравченко отношение на Камчатке неоднозначное. Этот человек всегда был полон идей и прожектов, иногда на грани фола. 

Надеемся, суд объективно во всем разберется. И если Кравченко виноват, пусть ответит по закону. Иного быть не должно.

Вот только дойдет ли его дело до суда? Поводом для таких сомнений служит история других громких дел. Например, дело в отношении бывшего министра транспорта и дорожного строительства края Владимира Силюкова. В прошлом году его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки, взяли под стражу. Вы слышали, чтобы В. Силюкова признали виновным? Лично мы – нет. А знаете, чем закончилось громкое дело в отношении экс-главы ЗАТО г. Вилючинска А. Маркмана? Оно прекращено за истечением срока давности.

Не повторит ли дело В. Кравченко ту же судьбу? Ведь свое главное предназначение оно, видимо, уже выполнило.

 

Вадим БОГОМОЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.