Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Новые высоты камчатской авиации

17:49
5487

В преддверии Дня воздушного флота России мы встретились с директором Петропавловск-Камчатского авиапредприятия (ФГУПКАП) Дмитрием ПОНОМАРЕВЫМ, чтобы поговорить о ближайших перспективах воздушной гавани нашего края.

 

- Дмитрий Анатольевич, сегодня ФГУПКАП – основной перевозчик по местным авиалиниям. Насколько вам прибавилось работы, когда по инициативе губернатора В. Илюхина был увеличен процент субсидий на перевозку пассажиров и багажа по камчатским маршрутам?

- Наше предприятие выполняет перевозки пассажиров, груза и почты по 14 регулярным маршрутам, которые охватывают практически все районы края. Полеты выполняются из аэропорта «Петропавловск-Камчатский» и аэропорта «Тиличики», где базируются вертолеты МИ-8 (они обеспечивают перевозки пассажиров в Пенжинском и Олюторском районах).

Дополнение в постановление губернатора Камчатского края по субсидированию воздушных перевозок, вступившее в силу с 1 июля 2011 года, позволило ФГУПКАП дополнительно увеличить пассажиропоток на 20 процентов. В 2011 году мы перевезли по местным воздушным линиям 55 тысяч пассажиров. Для сравнения: в 2010-м этот показатель составлял 29 тысяч человек. За первую половину текущего года рост пассажиропотока по местным авиалиниям составил 13 процентов. Увеличивается количество перевезенных пассажиров и на российских авиалиниях – на 8 процентов, что также стало результатом мер государственной поддержки.

 

- Есть ли иные возможности снизить стоимость авиабилетов? Например, за счет снижения издержек ФГУПКАП?

- Помимо себестоимости летного часа, которая включает в себя затраты на поддержание воздушных судов в технически исправном состоянии, оплату труда персонала, прочие расходы авиапредприятия, в стоимость тарифа входит обслуживание самолетов в аэропортах местных воздушных линий, затраты на покупку топлива, сопровождение полета воздушного судна. Все эти составляющие складываются и делятся на коммерческую загрузку ВС. В результате получается тариф на перевозку пассажиров, который позволяет работать рентабельно.

Никто не может упрекнуть нас в том, что наши тарифы экономически необоснованны. Ведь прежде чем применить тариф, его расчет проверяет и утверждает министерство экономического развития и торговли Камчатского края.

Что касается заработной платы, не скажу, что она у нас заоблачная. Да, зарплаты растут, как и везде, потому что мы должны социально защищать своих работников. Однако заработная плата в структуре расходов авиапредприятия – это не основная статья расходов. Основными статьями являются - топливо, аэропортовое обслуживание и поддержание летной годности воздушных судов. А экономить на обслуживании, ремонте авиапарка мы не имеем права, так как речь идет о безопасности полетов.

Что касается снижения стоимости авиабилетов, то такая возможность есть за счет обнуления ставок аэропортовых сборов в аэропортах местных воздушных линий. Но этот вопрос должен быть решен на уровне Росавиации.

 

- Сколько зарабатывают ваши пилоты? На Камчатке эта работа может материально привлечь человека в активном возрасте?

- У нас зарплата летного состава одна из самых высоких среди всех камчатских авиакомпаний. Для местных условий полетов она достойная. Тем не менее обеспечение кадрами для нас остается большой проблемой. Молодежи практически нет, хотя в летных училищах России растет число принимаемых абитуриентов. Молодые люди, получив профессию пилота, предпочитают устраиваться в крупные авиакомпании. Спрос на молодых там всегда есть. Например, «Аэрофлоту» ежегодно требуется 200-300 новых пилотов.

В 2012 году начались целевые наборы в учебные заведения гражданской авиации. Есть несколько кандидатов, которые выразили желание работать у нас. По целевому набору они поедут учиться в Ульяновское и Бугурусланское летные училища, а также в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Между этими кандидатами, учебными заведениями и ФГУПКАП будут заключены тройственные договоры. Согласно им молодые люди должны будут после учебы отработать на нашем предприятии определенное время.

Таким образом, через 3-5 лет получим новых пилотов. Однако в этот период нам придется все равно решать кадровый вопрос. Так, мы принимаем пилотов, которые приходят из ВВС. Подготовка гражданских и военных пилотов отличается, поэтому надо их переучивать. В то же время специалисты, которые могут передать им свой опыт, уходят от нас по возрасту, состоянию здоровья. Им всем – уже за 50. А пилотов среднего возраста, которые пришли бы им на смену, практически нет.

Остается только справляться тем летным составом, что есть, и надеяться, что он останется в строю, пока не придут молодые пилоты.

 

- В 2010-2011 годы в край поступило три новых пассажирских Л-410, которые построены в Чехии за счет федерального и краевого бюджетов. Как эти самолеты показывают себя в работе? Планируется ли дальнейшее обновление авиапарка?

- Новые Л-410 хорошо себя зарекомендовали. У них увеличенный запас топлива, современное оборудование, дополнительные возможности. На них возможно выполнение полета с использованием автопилота и выполнение автоматического захода на посадку. Правда, аэропорты местных воздушных линий пока не готовы использовать эти возможности в полной мере.

Всего мы эксплуатируем пять Л-410. Этого количества воздушных судов хватит, чтобы удовлетворить потребности населения Камчатского края в перевозках в радиусе 500-600 км от Петропавловска.

Самолеты других типов, которые мы используем, построены в конце 1970-х, начале и середине 1980-х. Все они находятся в исправном состоянии. В ближайшие 5-10 лет мы их сможем эксплуатировать, но в дальнейшем необходима замена данного парка воздушных судов.

Есть потребность в обновлении вертолетного парка. Мы связались с основным производителем вертолетов в России. Но его цены нас не устраивают. В правительстве края знают эту проблему. Уверен, совместными усилиями мы ее решим.

 

- В планах вашего предприятия - новый аэровокзал. Какие у него будут возможности? Место для строительства уже выбрано?

- В 2010 году мы заказывали технико-экономическое обоснование строительства нового здания аэровокзала. Данную работу выполнил институт «Дальаэропроект». Новое здание планируется строить справа от существующего аэровокзала, если смотреть со стороны привокзальной площади. На втором этапе - действующее здание предполагается снести, чтобы дать новому комплексу возможность расширения площади. Этот проект позволит увеличить пропускную способность аэровокзала с 250 пассажиров в час до 600 и больше, повысить качество обслуживания пассажиров, обустроить пункт пропуска через границу.

 

- Удалось ли найти инвестора для этого проекта?

- Поскольку ФГУПКАП является федеральным предприятием, нам сложно привлечь инвестора на тех условиях, которые были бы ему интересны. Сейчас решается вопрос по передаче нашего предприятия в собственность Камчатского края. Зная нашего губернатора, уверен, что этот вопрос будет решен положительно. После чего мы надеемся, что найдутся инвесторы, которые будут готовы участвовать в данном проекте на взаимовыгодных условиях.

 

- После встречи В. Илюхина с Президентом РФ наконец удалось начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы №1. Участвуете ли вы в контроле за ходом работ? Как вы оцениваете их качество?

- Мы, как эксплуатирующая организация, согласуем все работы по реконструкции, поскольку они производятся на действующем аэродроме, то есть на аэродроме, обеспечивающим прием и выпуск воздушных судов. Генеральный подрядчик, который ведет реконструкцию, обязан учитывать наши замечания, возникающие в процессе реконструкции. Мы регулярно встречаемся, проводим совместные совещания. Серьезных претензий к его работе у нас не возникало. Надеюсь, что она будет завершена в намеченные сроки.

Кроме того, будут реконструированы места стоянки самолетов, рулежные дорожки, объекты радиотехнического обеспечения полетов и т. д.

 

- Дмитрий Анатольевич, наша газета желает вашему коллективу поскорее реализовать намеченные планы, которые важны для всех жителей края. Что бы вы сами пожелали коллегам в преддверии Дня воздушного флота России?

- Коллективу нашего предприятия и всем работникам воздушного флота, гражданского и военного, я желаю здоровья, любви, благополучия, ясного неба и безаварийной работы! С праздником!

 

Беседовал Николай ГОРЕЛОВ

 

Из истории Камчатского авиапредприятия

История воздушного транспорта в нашем крае началась в 1936 году с образования отдельного Камчатского авиаотряда Дальневосточного управления гражданского воздушного флота. Сегодня аэропортовая сеть региона включает 13 аэропортов, 15 авиаплощадок и 2 вертодрома. Общий авиапарк насчитывает порядка 25 воздушных судов. ФГУ Петропавловск-Камчатское авиапредприятие (ФГУПКАП) является старейшим из 7-ми организаций, которые занимаются здесь воздушными перевозками. Свою биографию оно ведет с 1 января 1948 года, когда базовый аэропорт был выделен из состава авиационного отряда.

В советское время количество пассажиров и грузов, перевезенных воздушным транспортом, постоянно росло. В 1980-е почти каждый житель Камчатки (а нас тогда было более 478 тысяч) пользовался услугами авиации дважды в год.

После 1991 года в жизни авиапредприятия начались трудные времена. Перед коллективом и его руководителем Алексеем Твердохлебом стояла цель не просто выжить, но и развиваться в условиях, когда Камчатка стала открытой для всего мира.

Как вспоминал потом Алексей Иванович, перестраиваться приходилось на марше. Нужно было добиваться самофинансирования, менять идеологию, сознание людей. Все эти вопросы последовательно решались.

В 1995 году аэропорту «Петропавловск-Камчатский» был присвоен статус международного. В 1997-м предприятие впервые вышло на самоокупаемость. За счет собственных средств оно провело реконструкцию аэровокзала, построило международный терминал.

В 2010 году гражданская авиация региона была реорганизована. К ФГУПКАП отошли воздушные суда и авиационно-техническая база «Корякавиа». В то же время с него сняли нагрузку по содержанию местных аэропортов (теперь это задача федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки»).

Сегодня, благодаря ФГУПКАП, в крае обеспечены все виды воздушных перевозок: местных, российских и международных. Предприятие занимается аэропортовым обслуживанием пассажиров, ремонтом и поддержанием летной годности собственных воздушных судов, а также оказанием технической помощи воздушным судам, которые прибывают из других регионов. Здесь трудится порядка 1.100 человек, эксплуатируется пять типов воздушных судов: Ан-26, Ан-28, Як-40, Л-410, Ми-8.

Алексей Твердохлеб руководил предприятием почти 20 лет. В прошлом году он принял решение уйти на заслуженный отдых. Сейчас Алексей Иванович живет на своей малой родине – в Приморском крае, но связи с коллективом не теряет.

Его преемником стал Дмитрий Пономарев. Дмитрий Анатольевич в 1981 году окончил Актюбинское высшее летное училище и начал трудовой путь в камчатской авиации, где работали его родители. Выполнял полеты 2-м пилотом Як-40, командиром воздушного судна. С 1992 года - на командно-летных должностях в летном отряде. Затем работал в Камчатском управлении воздушного транспорта. В 1996-м вернулся в Петропавловск-Камчатское авиапредприятие. Последние несколько лет был 1-м заместителем директора, ныне - директор. Его сыновья также работают в авиации, продолжая трудовую династию Пономаревых.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.