Гонки настоящих мужчин

Не за горами уже тот день, когда на Камчатке по-осеннему похолодает, а там и до первого снега недалеко. В такое межсезонье спортсменам самое время подвести итоги теплого времени года, а также начинать готовиться к новому, снежному соревновательному периоду. Завершать свой летний сезон и открывать сезон зимний вскоре предстоит и гонщикам Камчатской спортивно-технической федерации – мотоциклы отправятся в гаражи, а на трассу выйдут снегоходы.

 

Мотоспорт: сказка и реальность

Камчатские гонщики – многократные чемпионы Дальнего Востока по мотокроссу, призеры чемпионатов страны. Звучит как сказка? Но сказочного в этом совершенно ничего нет – это реальность. Правда, более чем 20-летней давности. Тогда о камчатских мотокроссменах знали не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. В те далекие 1970-е годы этот вид спорта в СССР был очень популярен. И то, что в 1974 году чемпионом мира по мотокроссу в классе 250сс стал советский спортсмен Геннадий Моисеев, еще больше подогрело к мотоспорту интерес. По всей стране было создано множество мотоклубов, и на Камчатке они работали практически в каждом районе. Ими на полуострове заведовало региональное отделение ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) России.                 

— Областной ДОСААФ полностью содержал мотоклубы — снабжал техникой, закупал для спортсменов форму, выделялись и деньги для поездок на соревнования. Камчатские спортсмены выезжали и на зональные турниры, и на всероссийские, — рассказывает президент Камчатской спортивно-технической федерации Антон Волошин. – Камчатка в этом отношении совершенно не уступала другим регионам страны.

Но в 1990-е годы все изменилось. Изменилась страна и ситуация в спорте. ДОСААФ перестал финансировать мотокроссменов, клубы начали разваливаться.

— Гонщики снова начали собираться вместе только в конце 1990-х годов, — вспоминает Антон Волошин. – Стали проводить соревнования, хотя все затраты по содержанию техники и организации турниров ложились полностью на их плечи. На одну из гонок пришел и я. В свое время я занимался в одном из мотоклубов, но потом, как и многие камчатские мотокроссмены, гонки оставил в прошлом. Но когда мы поняли, что снова хотим заниматься любимым видом спорта и возрождать его на Камчатке, возникла идея создать свою организацию. И в 2006 году появилась Камчатская спортивно-техническая федерация, а меня выбрали ее руководителем.

Но, к сожалению, создание федерации не смогло в одночасье решить всех проблем камчатских мотокроссменов. Вопросов по-прежнему осталось больше чем ответов. Например, как привлечь к мотоспорту молодежь? Для этого при федерации была открыта школа мотоспорта, и несколько сезонов гонщики пытались набирать в нее ребят и обучать их технике езды на железных конях. Но и здесь все оказалось не без подводных камней.

— Мы надеялись, что после того как наша федерация получит официальную регистрацию, мы сможем рассчитывать на помощь руководства края, — говорит Антон Волошин. – Оказалось, мы ошибались. Поэтому, чтобы заниматься с ребятами и готовить молодых гонщиков, мы на собственные средства закупили технику – 5 небольших мотоциклов специально для начальной подготовки. Но ведь мало их просто приобрести – необходимо поддерживать машины в надлежащем техническом состоянии и, конечно, нести расходы на топливо, которые, к слову сказать, совсем не маленькие. В итоге, в этом году мы школу даже не открывали – сколько же можно изо дня в день говорить ребятам, что занятий сегодня не будет, потому что у нас нет средств на бензин?

Правда, молодые спортсмены все-таки появляются на турнирах, но это, в основном, сыновья опытных мотокроссменов. 15-летние гонщики Николай Столяров и Максим Титов занимаются мотоспортом уже не первый год, постепенно стали показывать результаты, все больше приближающие их к признанным лидерам соревнований. 

— Свою спортивную карьеру завершил наш знаменитый гонщик, мастер спорта Дмитрий Туманов. До нынешнего сезона он оставался бессменным фаворитом всех гонок, но в этом году решил на старт не выходить – все-таки он разменял уже 6-й десяток, — говорит Антон Волошин. – И борьба за чемпионское звание стала теперь еще более упорной. Подтягивается и молодежь – Максим Титов в этом сезоне уже достойно конкурирует с опытными гонщиками.  

И все бы ничего, как говорится, жить можно, да только трассы, на которых соревнуются камчатские мотокроссмены, по-прежнему остаются нелегальными.

— У нашей федерации нет до сих пор ни одной собственной трассы. Территория возле ТЭЦ-2,  автомотодром  «Солнечный» в Елизове и сопка Лысая – вот традиционные места проведения турниров. Но в любой момент мы можем лишиться и этого — трассу на «Солнечном» собираются забрать под строительство коттеджей, — говорит Антон Волошин. — Нам обещали выделить участок земли возле Нагорного, там мы хотели сделать трассу для мото- и снегоходного кросса, поставить помещения – гараж и раздевалки, чтобы спортсменам больше не пришлось переодеваться на улице. Но пока вопрос остается нерешенным.  

Конечно, можно сказать, что мотоспорт – это занятие, граничащее с роскошью. Мол, на Камчатке и без того хватает видов спорта, куда можно и нужно вкладывать средства. Но если взглянуть на это несколько шире, то ведь мотоподготовка пригодится и вне спортивной жизни, а мотокроссмены могут быть полезны нашему краю, например, в поиске пропавших людей, ведь гонщики, как никто другой, умеют преодолевать бездорожье.

— Кроме того, вся мотоциклетная охрана нашего Президента проходит подготовку во Всероссийской мотоциклетной федерации, — отмечает Антон Волошин. – И вообще, настоящие мужчины вырастают не возле компьютера, а там, где могут заниматься действительно мужским делом. И в этом у мотоспорта, согласитесь, конкурентов немного. 

 

Ликбез и всеобуч

Составить мотоспорту конкуренцию по воспитанию настоящих мужчин может еще одно направление деятельности Камчатской спортивно-технической федерации – снегоходный спорт. В прошлом году соревнования по этому виду спорта впервые прошли на Камчатке, и приближающийся зимний сезон грозит продолжить традицию.

— В минувшем сезоне мы провели три гонки: в Елизове, соревнования по драг-рейсингу на озере Медвежьем в Петропавловске и турнир по снегоходному кроссу на биатлонном комплексе им. В. Фатьянова в рамках фестиваля зимних видов спорта, — говорит Антон Волошин. – Последний собрал огромное количество зрителей, говорят, даже больше, чем звездный биатлон. На самом деле снегоходный спорт — очень зрелищный и интересный. Здесь есть место трюкам, прыжкам с трамплинов и многим другим элементам настоящего экстрима. И турниры наши могли бы стать еще интереснее, если мы имели возможность обучать снегоходчиков, а не допускать на соревнования всех, кто имеет снегоход и умеет хотя бы мало-мальски управлять своей мощной машиной.

На сегодня у спортивно-технической федерации нет собственного парка снегоходов, но зато есть прекрасные тренерские кадры, которые могли бы сделать из дилетантов настоящих снегоходных асов. Техника управления снегоходом практически не отличается от мотоциклетной техники, поэтому и сам Антон Волошин, и наш титулованный мотокроссмен Дмитрий Туманов могли бы взяться за обучение участников зимних гонок. Перед турниром по снегоходному кроссу спортсменам, кстати, предлагали пройти подготовительный курс, на который согласились, к сожалению, далеко не все участники. Поэтому во время соревнований лишь немногие могли качественно обрабатывать трамплины и крутые повороты. А ведь именно эти элементы больше всего и привлекают зрителей.

— Сейчас все больше людей на Камчатке приобретают снегоходы, хотя это удовольствие не из дешевых – средняя цена у такой машины доходит до 500 тысяч рублей, — отмечает Антон Волошин. – Тем не менее это средство передвижения приобретает все большую популярность среди камчатцев. И то, что снегоходами теперь может обзавестись кто угодно, создает опасные ситуации – люди, не знающие всех тонкостей управления снегоходом, уезжают в лес, в труднопроходимые уголки края, откуда самостоятельно выбраться уже не могут. Любителям зимнего экстрима необходимы хотя бы начальные знания, чтобы избежать трагедий, ну спортсменам хорошо бы овладеть техникой фристайла, которая поможет им стать лидером гонки на трассе.

Знатоки снегоходного дела утверждают, что их стальной любимец способен творить чудеса и прекрасно передвигаться не только по заснеженной суше, но и по воде. Поэтому у спортсменов была идея провести, помимо классических снежных гонок, еще и летние состязания на Култучном озере. Но пока эту идею было решено оставить до лучших времен.

— Конечно, хочется, чтобы турниров у нас в сезоне было как можно больше, поэтому календарь соревнований мы по возможности будем расширять, — говорит А. Волошин. – Пока в турнирах участвуют все желающие обладатели снегоходов, но я надеюсь, что в будущем мы сможем воспитать и наших собственных спортсменов, которые станут гордостью края и покажут все, на что способны они сами и их железные кони.  

 

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото Виктора ГУМЕНЮКА и из архива Камчатской спортивно-технической федерации

 

А пока летний сезон еще не завершился, соревнования по мотоспорту продолжаются. 8 сентября на трассе в районе ТЭЦ-2 состоится краевой чемпионат по мотокроссу. В гонке примут участие сильнейшие кроссмены Камчатки, а также молодые спортсмены. Старт — в 11 часов. Приглашаются все желающие поддержать наших гонщиков.

2430

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых