Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Юрий ШКУРОВСКИЙ: «Философия у вратарей проста: плохое - отбивай, хорошее – лови и дари людям»

18:32
5074

Есть такая профессия – ворота защищать. И работа эта не из легких – без права на ошибку, без перекуров и перерыва на обед. И устроиться сюда «не по специальности» тоже не получится, не пройдя суровой вратарской школы, своих университетов и не выдержав сотни тяжелых экзаменов-матчей. Потому-то среди футболистов вратари пользуются особым уважением. И бывшими могучие стражи ворот просто не бывают.

Юрий Шкуровский – человек, без которого камчатский футбол представить уже невозможно. Сотни мальчишек учились у него футбольным премудростям, под его руководством молодые игроки получают свои первые награды, для многих его учеников футбол становится смыслом жизни. О медалях воспитанников он говорит с гордостью, а вот о собственных наградах – скромно. Хотя говорить есть о чем – именно он защищал ворота камчатской команды «Вулкан», которая в далеком 1973 году, неожиданно для всех, стала обладателем Кубка РСФСР.

- Больше полувека я отдал футболу, - говорит Юрий Степанович. - Нет, эти годы футбол не забрал, а, скорее, наоборот, – подарил их мне. Подарил радость побед, опыт поражений, верных друзей, благодарных учеников - в общем, ту жизнь, которую я ни на что не променяю.

 

Футбол как спасение

Футболистом Юрий Шкуровский стал вопреки всему. Родившись в 1947 году в Хабаровске в семье военного, мальчик провел детство в военном городке и с утра до вечера готов был гонять мяч с другими ребятами на местном стадионе. Но отец Юры был совершенно иного мнения о том, как должен проводить время его сын.

- Завидев моего грозного родителя, мальчишки кричали: «Юра, идет!». И, я сломя голову, несся со стадиона домой, - вспоминает Ю. Шкуровский. – Но отца было не провести. И я получал портупеей по полной программе. Он считал, что футбол – совершенно бесполезная трата сил, и я должен заниматься чем-то еще. И чтобы я меньше времени проводил на стадионе, он каждое утро, уходя на работу, оставлял мне разные задания. Когда в космос полетели Белка и Стрелка, я должен был рисовать на альбомном листе собаку. Отец сам довольно хорошо рисовал, поэтому халтуру распознал бы сразу, и мне приходилось со слезами на глазах вырисовывать лайку, чтобы потом хоть ненадолго успеть выйти к ребятам.  А потом отец велел вышивать бабочек. Один день – гладью. В другой раз – крестиком. Чего я только ни делал, чтобы потом все-таки убежать к заветному мячу (смеется).

Такие «драконовские меры» воспитания объяснялись просто – отец в то время растил детей один. Родители Шкуровского развелись, и Юра с братом остались с отцом. В те времена разводы считались делом аморальным, и отношение к разведенным было соответствующее. К сожалению, всеобщее порицание и пренебрежение касалось и детей.

- До сих пор помню то ощущение ненужности, - вспоминает Юрий Степанович. – В школе я сидел за последней партой, возле окна, совершенно один. В радиусе 3-х метров ко мне никого не подсаживали – не дай бог, буду общаться с кем-то из «приличных» детей! Чуть что случись в школе – первым к директору вызывали меня. Помню, в классе 7-8 собираешься на танцы, рубашку нагладишь, кеды зубным порошком начистишь, чтобы белые были – там же девочки будут! - и идешь. Подходишь к танцплощадке, а там говорят: «Тебя велено не пускать». На психику это все очень давило. Спасали меня тогда пионерские лагеря. Я там по всем видам спорта выступал, занимал призовые места. Подходит лето, я смотрю в газетах объявления – открывается лагерь им. В. Бонивура. Собираю сумку с вещами и еду. Конечно, никакой путевки у меня нет. Подхожу к воротам, прошу позвать преподавателя физкультуры. Он выходит, видит меня: «О, этот парень мне нужен!» И оформляет на меня путевку на все 3 смены. Там я живу, питаюсь, выступаю в соревнованиях между лагерями, в общем, хоть человеком себя чувствую. Наверное, поэтому уже на Камчатке я каждое лето, в течение почти сорока лет, работал в детских оздоровительных лагерях. Каким бы тяжелым год ни был, а летом на 3 смены я уезжал в лагерь. И устраивал туда своих воспитанников из детских домов и неблагополучных семей. Потому что сам был таким. 

 

«Будешь вратарем!»

Всерьез заниматься футболом Юрий Шкуровский начал в 12 лет. Тогда из «универсального солдата» он превратился в мастера кожаного мяча. Начал играть в группе подготовки хабаровского «Динамо».

- На тренировку приходилось ездить за 20 километров, в любую погоду, - рассказывает Ю. Шкуровский. – Мы не были избалованы удобствами, у нас был только энтузиазм и неуемное желание играть в футбол.

Первый же турнир за «Динамо» и решил судьбу молодого игрока – тренер тогда поставил Юрия вратарем. До этого Шкуровский играл и в поле, и в  воротах, но четкого амплуа у парня не было.

- Мы играли в тот день против хабаровского СКА, - вспоминает Ю. Шкуровский. – За эту команду, кстати, тогда выступал и наш теперь уже известный депутат Леонид Грачев. Игра завершилась вничью – 1:1. Матч получился упорный, мне не раз приходилось спасать ворота, я очень старался не подвести команду. И после игры тренер сказал: «Все, будешь вратарем!»    

Потом была служба в армии, и 2 года Шкуровский выступал за команду «Строитель», все больше шлифуя вратарское мастерство.

- Моим кумиром были Лев Яшин, Анатолий Акимов, Юрий Пшеничников – вся старая плеяда легендарных советских футболистов, - говорит Ю. Шкуровский. –  Я смотрел на их игру, старался перенять что-то из их техники. Даже спать ложился с мячом. Да, не удивляйтесь. Всех вратарей учат группироваться при падении, ведь когда ты ловишь мяч, летящий в «девятку», то прыгать приходится высоко, а падать очень неприятно. Так вот, ловить и группироваться влево у меня получалось хорошо, а в правую сторону – не очень. Поэтому я ложился спать на правый бок, а под голову клал мяч, чтобы тело привыкало к такому положению.   

 

Статисты? Нет, победители!

Камчатская страница спортивной истории Юрия Шкуровского началась в 1970 году. Тогда сборная Камчатки выиграла Кубок Севера, и региону дали возможность выступать в классе Б. Для этого на полуострове и начали создавать команду мастеров «Вулкан». В новый коллектив пригласили молодых игроков из Москвы, Туапсе и Украины, некоторые из них уже играли в то время за камчатские команды, такие как, например, «Рыбак». Тренером команды был назначен Арсен Найденов. Приглашения в «Вулкан» получили и 6 хабаровских футболистов, в том числе и Юрий Шкуровский.

- Я ехал на Камчатку на 1 год, просто посмотреть, - рассказывает Ю. Шкуровский. – Условия предложили неплохие – ставка, бесплатное питание и проживание. Тем, у кого были жены и дети, выдавали квартиры. Так что когда через год ко мне из Хабаровска приехала семья, мы сразу же получили 2-комнатную квартиру.

Первый же сезон «Вулкана» оказался очень успешным – команда заняла 2-е место на зональном турнире и перешла в класс А, на ранг выше. И вот в 1973 году, в честь празднования 75-летия отечественного футбола, в стране впервые был разыгран Кубок РСФСР среди команд мастеров второй лиги. Именно этот заветный Кубок и стал главным трофеем за всю историю камчатского большого футбола.

- В Кубке участвовало около 120 команд. Что такое Камчатка по сравнению с такими матерыми командами, как, например, казанский «Рубин», игроки которого выступали за сборную Союза? И тем не менее Кубок оказался наш, - не без гордости вспоминает Ю. Шкуровский.

Кубковая система довольно сурова – игры здесь проходят на вылет. Никто, в том числе и сами игроки «Вулкана», до конца не верили, что им удастся завоевать главный приз турнира, но на каждую игру футболисты выходили настроенные только на победу.

- Одну игру мы проводили дома, следующую – на выезде. Первый матч играли с Хабаровском на их поле, - вспоминает Ю. Шкуровский. – С хозяевами всегда играть непросто, но мы выиграли. Дальше – больше. Нам предстояло принять у себя казанский «Рубин». Наш стадион «Спартак», тогда еще деревянный, был подготовлен прекрасно – поле застелили свежим дерном, который привозили с окрестных сопок. Трибуны были забиты до отказа, болельщики сидели даже на деревьях. Игра получилась напряженной, но мы и тут оказались сильнее – 1:0. Потом были еще матчи – всего около семи встреч. Каждая игра могла стать для нашей команды последней в этом турнире. Но мы выдержали все испытания. Конечно, мне, как вратарю, приходилось руководить игрой всей команды. Частенько ребятам доставались от меня очень эмоциональные речи (смеется). Но никто не обижался, все понимали, что мы делаем одно общее дело. И вот, наконец, финальная встреча – играем с «Машиностроителем» у них дома, в Пскове. А в городе атмосфера такая, будто они уже выиграли – всюду праздничные буклеты, плакаты, из Москвы приехала делегация с подарками для «Машиностроителя». Было такое ощущение, что мы для них - статисты. И вот началась игра. Первый гол, забитый нашим игроком в ворота псковской команды, судья не засчитывает – началась, как у нас говорят, «сплавка леса». Но следующий мяч в ворота Пскова им засчитать пришлось – уж слишком чисто он был выполнен. Счет 1:0. Наш «Вулкан» - обладатель Кубка РСФСР!

И в этом же, 1973 году, закончился у Юрия Шкуровского контракт с камчатской командой. Молодого, уже титулованного футболиста позвали обратно в Хабаровск, в родное «Динамо». Но Камчатка его не отпустила – пробыв в Хабаровске всего неделю, Шкуровский вернулся обратно на полуостров, затосковав по этому краю.

- «Вулкан» как раз собирался на очередные сборы в Сочи. Ну, и я с ними. Так и остался я на Камчатке, уже навсегда. 

Потом у «Вулкана» были игры в Польше с местными ведущими футбольными коллективами. Эти встречи наши игроки тоже провели превосходно – 2 победы, 2 ничьих и ни одного поражения. И ничто, как говорится, не предвещало беды. Но в 1975 году «Вулкан» расформировали. По официальной версии – из-за реконструкции стадиона «Спартак», на котором базировалась команда. Юрий Шкуровский отправился работать учителем физкультуры в школу, потом – тренером-преподавателем в ДЮСШ №2 на отделение мини-футбола, где и трудится до сих пор. И до сих пор играет в футбол - в клубе ветеранов спорта «Молодость».

- У вратарей есть своя философия, она довольно проста: плохое – отбивай, хорошее – лови и дари людям, - говорит Ю. Шкуровский.  

У Юрия Шкуровского, как у тренера, порядка 150 воспитанников, которые выступают во всех городских и краевых турнирах, неизменно становятся победителями и призерами. И называются его детские команды разных возрастов, конечно, только «Вулкан». Как продолжение традиций. Как преемственность поколений.  

- Ребята будут продолжать наше дело, - уверен Юрий Шкуровский. – На Камчатке из всех игроков того «Вулкана» я остался один. Но хотя  здесь больше нет былого величия большого футбола, пока есть дети, готовые играть, у нашего края есть футбольное будущее. А еще младшая дочь мне обещала подарить внука. Буду растить его себе на смену. Чтобы, когда вы придете ко мне на 80-летие, я представил вам молодого футболиста и показал, что не зря прожил все эти годы.  

 

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото из архива Юрия ШКУРОВСКОГО

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.