Проект плавучей АЭС остался на плаву

В ряде СМИ была опубликована информация о проблемах при строительстве плавучей атомной теплоэлектростанции, которые ставят этот проект под угрозу срыва. Эта тема не безразлична камчатцам, ведь станцию строят для нашего региона. Поэтому мы обратились в филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций» с просьбой рассказать о текущей ситуации и перспективах проекта. Ниже приводим полученный ответ.

Сооружение плавучей атомной теплоэлектростанции (далее – ПАТЭС) было начато госкорпорацией «Росатом» в 2006 году. Генеральным заказчиком ПАТЭС было назначено ОАО «Концерн Росэнергоатом». Подрядчиком по сооружению плавучего энергоблока (ПЭБ) станции было выбрано ОАО «ПО «Севмаш» (г. Северодвинск), подписан соответствующий договор.

Впоследствии, в связи с нарушением ОАО «ПО «Севмаш» сроков постройки ПЭБ и ряда других договорных обязательств, госкорпорация «Росатом» по согласованию с правительством Российской Федерации 16.09.2008 года в установленном порядке осуществила расторжение договора с ОАО «ПО «Севмаш». Новым подрядчиком по сооружению ПЭБ было выбрано ОАО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). Данное решение привело к изменению не только площадки строительства ПАТЭС, но и площадки ее размещения, поскольку сооружение ПАТЭС в г. Северодвинске было ориентировано на потребности ОАО «ПО «Севмаш». При этом накопленный в ОАО «ПО «Севмаш» производственный задел по сооружению корпуса ПЭБ был сохранен и перенесен на ОАО «Балтийский завод». К слову, перенос на другое предприятие незавершенного судостроительного заказа — беспрецедентный в истории отечественного судостроения случай.

При заключении контракта с ОАО «Балтийский завод» в 2009 году стоимость сооружения ПЭБ составила 9.982 млн рублей. Также необходимо подчеркнуть, что выполнение контрактных обязательств по изготовлению основного энергетического и реакторного оборудования ПЭБ с другими ключевыми подрядчиками ОАО «Концерн Росэнергоатом» не прекращалось в период замены завода-строителя ПЭБ. Данное обстоятельство позволило в полном объеме и в срок обеспечить сдачу двух реакторных установок типа КЛТ-40С, двух паротурбинных установок другого вспомогательного оборудования, которым комплектуется ПЭБ по мере готовности судовой части. В настоящее время ПЭБ «Академик Ломоносов» находится в высочайшей степени технической готовности (60 процентов). На заказ погружено и смонтировано 1.286 единиц оборудования, из них 275 — крупногабаритного (турбины с генераторами, котельная установка, резервные и аварийные дизельгенераторы, главные распределительные щиты и устройства, трансформаторы собственных нужд и т.д.), в цехах в состоянии готовности к монтажу находятся баки металло-водной защиты, парогенерирующие блоки реакторных установок КЛТ-40С. Изготовлено топливо первой загрузки реакторов.

К сожалению, на темпы строительства головного плавучего энергоблока негативно повлияло банкротство ЗАО «Межпромбанк» — системообразующего банка объединенной промышленной корпорации, что вызвало серьезные финансовые проблемы на ОАО «Балтийский завод».

Сейчас акции ОАО «Балтийский завод» переданы в собственность государственной объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»), которой поручено провести финансовое оздоровление предприятия.

В настоящее время ОАО «Концерн Росэнергоатом» подписано соглашение о намерениях с ОАО «ОСК», и прорабатываются условия контракта на достройку ПЭБ, предусматривающего его сдачу заказчику и ввод в эксплуатацию в составе ПАТЭС к 2015 году.

ПАТЭС на базе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (далее — ПЭБ) спроектирована в соответствии с современными требованиями по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Проект, разработанный на базе российских технологий атомного судостроения, вобрал в себя многолетний отечественный опыт создания и эксплуатации судовых ядерных энергетических установок. Площадка размещения головной ПАТЭС в г. Вилючинске Камчатского края выбрана с полным учетом сейсмических условий района размещения, возможности возникновения цунами, других факторов природного и техногенного характера, способных оказать воздействие на объект такого типа. Проект ПАТЭС в г. Вилючинске получил положительные заключения Государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы России. По материалам проектной документации и оценки воздействия на окружающую среду планируемой к размещению ПАТЭС в г. Вилючинске проведены общественные слушания.

Площадка размещения ПАТЭС в г. Вилючинске располагается в бухте Крашенинникова, находящейся, в свою очередь, внутри закрытой Авачинской бухты. С учетом высокой степени естественной защищенности бухты Крашенинникова со стороны открытого моря, в том числе — в случае возникновения цунами, акватория бухты выбрана для базирования атомного подводного флота России. Натурное моделирование, выполненное НИЦ «26 ЦНИИ МО РФ», показало, что цунами высотой 7 м у входа в Авачинскую бухту может вызвать подъем уровня воды в бухте Крашенинникова высотой не более 0,5 м.

Дополнительную защиту ПАТЭС в г. Вилючинске обеспечивают инженерные решения, предусмотренные конструкцией ПЭБ и гидротехнических сооружений. Проведенные испытания по воздействию на ПАТЭС волны до 6 м показали, что максимальный крен плавучего энергоблока не превышает 3-5 градусов, что, учитывая конструктивные и технические особенности судовых ядерных энергетических установок, не требует остановки реактора. В соответствии с анализом сейсмической обстановки в бухте Крашенинникова и выполненными НИЦ «ГЕОРИСК» и НПСФ «ОСТ-СЕЙСМ» исследованиями наземные сооружения на площадке размещения ПАТЭС рассчитаны на сейсмическое воздействие интенсивностью 9 баллов по шкале МSК-64.

Проект ПАТЭС вобрал в себя многолетний отечественный опыт создания и эксплуатации транспортных реакторных установок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также современные наработки в области ядерной безопасности. Прототипы реакторных установок КЛТ-40С успешно эксплуатировались на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Реакторы КЛТ-40С оснащены современными системами безопасности, в том числе — основанными на пассивных (то есть не зависящих от участия человека и автоматики) принципах срабатывания. В реакторах используется низкообогащенное керметное топливо, удовлетворяющее требованиям МАГАТЭ по нераспространению, которое само по себе является дополнительным барьером безопасности, эффективно удерживая продукты деления.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

2240

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых