Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Проект плавучей АЭС остался на плаву

17:49
2496

В ряде СМИ была опубликована информация о проблемах при строительстве плавучей атомной теплоэлектростанции, которые ставят этот проект под угрозу срыва. Эта тема не безразлична камчатцам, ведь станцию строят для нашего региона. Поэтому мы обратились в филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций» с просьбой рассказать о текущей ситуации и перспективах проекта. Ниже приводим полученный ответ.

Сооружение плавучей атомной теплоэлектростанции (далее – ПАТЭС) было начато госкорпорацией «Росатом» в 2006 году. Генеральным заказчиком ПАТЭС было назначено ОАО «Концерн Росэнергоатом». Подрядчиком по сооружению плавучего энергоблока (ПЭБ) станции было выбрано ОАО «ПО «Севмаш» (г. Северодвинск), подписан соответствующий договор.

Впоследствии, в связи с нарушением ОАО «ПО «Севмаш» сроков постройки ПЭБ и ряда других договорных обязательств, госкорпорация «Росатом» по согласованию с правительством Российской Федерации 16.09.2008 года в установленном порядке осуществила расторжение договора с ОАО «ПО «Севмаш». Новым подрядчиком по сооружению ПЭБ было выбрано ОАО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург). Данное решение привело к изменению не только площадки строительства ПАТЭС, но и площадки ее размещения, поскольку сооружение ПАТЭС в г. Северодвинске было ориентировано на потребности ОАО «ПО «Севмаш». При этом накопленный в ОАО «ПО «Севмаш» производственный задел по сооружению корпуса ПЭБ был сохранен и перенесен на ОАО «Балтийский завод». К слову, перенос на другое предприятие незавершенного судостроительного заказа - беспрецедентный в истории отечественного судостроения случай.

При заключении контракта с ОАО «Балтийский завод» в 2009 году стоимость сооружения ПЭБ составила 9.982 млн рублей. Также необходимо подчеркнуть, что выполнение контрактных обязательств по изготовлению основного энергетического и реакторного оборудования ПЭБ с другими ключевыми подрядчиками ОАО «Концерн Росэнергоатом» не прекращалось в период замены завода-строителя ПЭБ. Данное обстоятельство позволило в полном объеме и в срок обеспечить сдачу двух реакторных установок типа КЛТ-40С, двух паротурбинных установок другого вспомогательного оборудования, которым комплектуется ПЭБ по мере готовности судовой части. В настоящее время ПЭБ «Академик Ломоносов» находится в высочайшей степени технической готовности (60 процентов). На заказ погружено и смонтировано 1.286 единиц оборудования, из них 275 - крупногабаритного (турбины с генераторами, котельная установка, резервные и аварийные дизельгенераторы, главные распределительные щиты и устройства, трансформаторы собственных нужд и т.д.), в цехах в состоянии готовности к монтажу находятся баки металло-водной защиты, парогенерирующие блоки реакторных установок КЛТ-40С. Изготовлено топливо первой загрузки реакторов.

К сожалению, на темпы строительства головного плавучего энергоблока негативно повлияло банкротство ЗАО «Межпромбанк» - системообразующего банка объединенной промышленной корпорации, что вызвало серьезные финансовые проблемы на ОАО «Балтийский завод».

Сейчас акции ОАО «Балтийский завод» переданы в собственность государственной объединенной судостроительной корпорации (ОАО «ОСК»), которой поручено провести финансовое оздоровление предприятия.

В настоящее время ОАО «Концерн Росэнергоатом» подписано соглашение о намерениях с ОАО «ОСК», и прорабатываются условия контракта на достройку ПЭБ, предусматривающего его сдачу заказчику и ввод в эксплуатацию в составе ПАТЭС к 2015 году.

ПАТЭС на базе плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» (далее - ПЭБ) спроектирована в соответствии с современными требованиями по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Проект, разработанный на базе российских технологий атомного судостроения, вобрал в себя многолетний отечественный опыт создания и эксплуатации судовых ядерных энергетических установок. Площадка размещения головной ПАТЭС в г. Вилючинске Камчатского края выбрана с полным учетом сейсмических условий района размещения, возможности возникновения цунами, других факторов природного и техногенного характера, способных оказать воздействие на объект такого типа. Проект ПАТЭС в г. Вилючинске получил положительные заключения Государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы России. По материалам проектной документации и оценки воздействия на окружающую среду планируемой к размещению ПАТЭС в г. Вилючинске проведены общественные слушания.

Площадка размещения ПАТЭС в г. Вилючинске располагается в бухте Крашенинникова, находящейся, в свою очередь, внутри закрытой Авачинской бухты. С учетом высокой степени естественной защищенности бухты Крашенинникова со стороны открытого моря, в том числе - в случае возникновения цунами, акватория бухты выбрана для базирования атомного подводного флота России. Натурное моделирование, выполненное НИЦ «26 ЦНИИ МО РФ», показало, что цунами высотой 7 м у входа в Авачинскую бухту может вызвать подъем уровня воды в бухте Крашенинникова высотой не более 0,5 м.

Дополнительную защиту ПАТЭС в г. Вилючинске обеспечивают инженерные решения, предусмотренные конструкцией ПЭБ и гидротехнических сооружений. Проведенные испытания по воздействию на ПАТЭС волны до 6 м показали, что максимальный крен плавучего энергоблока не превышает 3-5 градусов, что, учитывая конструктивные и технические особенности судовых ядерных энергетических установок, не требует остановки реактора. В соответствии с анализом сейсмической обстановки в бухте Крашенинникова и выполненными НИЦ «ГЕОРИСК» и НПСФ «ОСТ-СЕЙСМ» исследованиями наземные сооружения на площадке размещения ПАТЭС рассчитаны на сейсмическое воздействие интенсивностью 9 баллов по шкале МSК-64.

Проект ПАТЭС вобрал в себя многолетний отечественный опыт создания и эксплуатации транспортных реакторных установок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, а также современные наработки в области ядерной безопасности. Прототипы реакторных установок КЛТ-40С успешно эксплуатировались на атомных ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» и лихтеровозе «Севморпуть». Реакторы КЛТ-40С оснащены современными системами безопасности, в том числе - основанными на пассивных (то есть не зависящих от участия человека и автоматики) принципах срабатывания. В реакторах используется низкообогащенное керметное топливо, удовлетворяющее требованиям МАГАТЭ по нераспространению, которое само по себе является дополнительным барьером безопасности, эффективно удерживая продукты деления.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.