Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Кому на Руси стареть хорошо?

19:35
1879

Наверное, каждый нормальный человек мечтает о приятной старости – чтобы и здоровье не сильно сдало, и внуков полный дом, и есть на что им гостинцев купить… Отойти от дел, имея приличный пенсион – это ли не то, ради чего стоит потрудиться? Только вот в России с содержанием пенсионеров все непросто. Казалось бы, выбрались из ужасающей нищеты, в которую повергли их 1990-е, как впереди (уже для будущих поколений) замаячило новое пугало: «демографический крест».

Известно, что количество трудоспособного населения в нашей стране снижается, а пенсионеров становится больше. Согласно официальным данным, численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ в 2030 году будет 3 трлн руб или 2,3 процента от ВВП. Такое положение неотвратимо ведет к проблемам – где найти средства, чтобы более-менее достойно содержать армию пожилых людей?

Министерство труда и соцзащиты РФ совместно с ПФР предложили обширную программу мероприятий и назвали ее Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года (познакомиться с ней можно на сайте Минтруда и соцзащиты РФ www.rosmintrud.ru). В прессе Стратегию тут же окрестили пенсионной реформой. Предлагаемые перемены изложены в красивых формулировках о «достижении приемлемого уровня пенсий» и «обеспечении среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера». Но наш народ уже научен настороженно относиться к реформам, поэтому, как только текст документа был выложен в интернет, началось публичное обсуждение нововведений.

Президент тоже ознакомился со Стратегией, но никаких комментариев пока не сделал, предложив всесторонне обсудить ее в обществе и в различных институтах власти. В ближайшие два месяца это будет происходить в Совете Федерации, «Открытом правительстве», Общественной палате и др. Предполагается, что Стратегия начнет осуществляться с 2014 года.

 

Острые вопросы

Предложена трехуровневая модель пенсионной системы. Первый уровень – привычная трудовая или государственная пенсия, которая будет начисляться по формуле «плати 40 лет по 20 процентов от заработка – на пенсии получишь 40 процентов от него». Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Вторая ступень – пенсия корпоративная, принципиально новый уровень. Дополнительные страховые взносы, уплачиваемые на основании индивидуального трудового или коллективного договора, либо отраслевого тарифного соглашения. И третья ступень – частная – формируется за счет собственных взносов. Предполагается, что второй и третий уровень даст гражданам увеличение пенсии еще на 15-20 процентов. При этом всем предлагается выбор, как формировать свои пенсионные права – только в системе обязательного пенсионного страхования или еще и в добровольной системе накоплений.

Итак, главные нововведения касаются нормативного страхового стажа, накопительного компонента, развития корпоративной пенсионной системы, а также льготных категорий и самозанятых граждан. Собственно, все эти пункты и вызывают беспокойство и вопросы граждан и не только. Совет Федерации уже формулирует свои предложения по Стратегии, и сенаторы планируют выступить против сокращения накопительной части пенсии. Впрочем, обо всем по порядку.

 

Возраст не повысят, но стаж увеличат

Согласно внесенным Минтруда предложениям, с заработка работника должно выплачиваться в пенсионную систему страны 20 процентов непрерывно на протяжении 40 лет для того, чтобы получить право претендовать на пенсию в 40 процентов от зарплаты (ныне работодатели перечисляют в ПФР 22 процента от заработка работника). Именно это правило в обществе посчитали завуалированным повышением пенсионного возраста, и именно оно вызывает больше всего вопросов. Авторы Стратегии утверждают, что женщины по-прежнему имеют право выхода на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60. Нетрудно посчитать, что для достижения 40 лет стажа (а значит, 40 процентов от заработка) женщине нужно начать трудиться в 15, а мужчине в 20 лет. Либо же выйти на пенсию позже – в 65, как минимум. При этом крайне сурово создатели Стратегии обошлись с декретным отпуском – за всю детородную жизнь женщины они предлагают зачесть в ее стаж только 3 года отпуска по уходу за ребенком (то есть рожать больше двух детей просто невыгодно). Как-то не вяжется это со стимулированием рождаемости и улучшением демографической обстановки в стране, не находите?

Что же будет, если человек не сумел отработать положенные 40 лет? Пенсия будет ниже, чем 40 процентов от среднего заработка – отвечают авторы Стратегии. А вот насколько ниже и какова будет зависимость коэффициента замещения от стажа – осталось неясно. Информации по этому поводу пока нет.

Попробуем прикинуть: если взять сегодняшнюю среднюю зарплату в 30 тысяч рублей (по статистике, во внебюджетной сфере в России она 28,8 тыс. руб.), то по прошествии 40 лет работник сможет получать 40 процентов – «целых» 12 тысяч рублей! Правда, эту сумму должны усилить корпоративная и частная составляющие. Но какую корпоративную доплату сможет обеспечить работникам малый бизнес? И какую частную – получатель 30 тысяч рублей?

«Если человек отработал меньше 40 лет и получал низкую зарплату, размер его трудовой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера», - лаконично замечают авторы документа. В настоящее время число граждан, получающих среднюю и низкую зарплату, составляет более 70 процентов. То есть претендовать на соблазнительные «2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера» смогут лишь те, кто получал по 2,5-3 средние зарплаты. Большинству, по-прежнему, гарантируют лишь минимум.

 

Накопили – получите!

Бурно обсуждается судьба накопительной части пенсии. Сразу успокоим читателей: все уже сформированные пенсионные накопления обещают выплачивать в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода. В виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты, что сегодня ПФР и делает. С июля произведены выплаты более чем 300 тысячам пенсионеров, в основном это единовременная пенсионная выплата, так как размер пенсионных накоплений очень низкий.

В среднесрочной же перспективе предлагается снизить накопительную составляющую пенсионной системы с 6 до 2 процентов тарифа страховых взносов и направить 4 процента в солидарную часть пенсии. Затем предоставить гражданам право самостоятельного выбора в отношении 2 процентов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права и в рамках накопительной системы.

Основным предложением Стратегии является то, что основой для формирования пенсии в размере 40 процентов от заработка будет государственная солидарная система, а накопительная будет дополнительной. Она даст возможность гражданам по их желанию формировать более высокий уровень пенсии (сверх 40 процентов), но уже в корпоративной пенсионной системе или на личном уровне – в добровольной пенсионной системе.

В Совете Федерации уже назвали это предложение полумерой: «Такое компромиссное решение не в пользу ни одних, ни других. Либо мы концептуально подтверждаем продолжение курса на обязательную государственную накопительную систему, либо говорим о том, что переходим к солидарной пенсионной системе и отдаем право накопительной части на выбор гражданам на добровольное пенсионное страхование, - предложила Матвиенко. - Мне кажется, это будет честнее, прямее, нежели вот такая полумера: понравится и тем, и другим». «Накопительный компонент вызывает наибольшее число дискуссий»,- согласился глава Минтруда Максим Топилин, указав на его минусы: система гарантий накоплений пока не создана, а «система инвестиционных инструментов оставляет желать лучшего». «Накопительная часть должна стать добровольной. Она не может быть обязательной, в противном случае мы разбалансируем солидарную систему при таком большом тарифе в 6 процентов»,- привел аргументы министр. По мнению вице-президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Юрия Люблина, снижение накопительной части до 2 процентов означает свертывание накопительного компонента для тех 20 млн человек, которые сделали свой выбор в его пользу, а предлагаемая система предполагает уравниловку, поскольку ресурсов развивать частные пенсионные корпоративные программы больше нет – все возможные участники уже в них вовлечены.

 

До особого распоряжения

Много шума наделали и предложения по досрочным пенсиям. Дескать, их хотят ликвидировать. Но нет, об отмене речь не идет. Сотрудникам вредных производств (списки №1 и №2) предложены социальное страхование и корпоративные пенсии. А для работодателей должны быть разработаны механизмы экономического стимулирования, чтобы эти корпоративные пенсии формировать (пока эти «механизмы» просматриваются весьма смутно). Кроме того, Стратегия подразумевает установление дополнительного тарифа страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования на переходный период до 2015 года от 2 до 9 процентов.

«Часть профессий в этих списках в силу технического прогресса перестали быть вредными, - говорят создатели Стратегии. – Поэтому актуально создание действенного механизма аттестации рабочих мест, который позволял бы установить, действительно ли данное рабочее место, включенное в список, является вредным или опасным».

Тут же возникает опасение: не приведет ли дополнительный тариф страхового взноса к тому, что работодатели будут переаттестовывать рабочие места, не улучшая реальные условия труда? А пусть будут активны профсоюзы и не дают вершиться такой несправедливости! – отвечают авторы реформы.

Те, у кого уже есть полный стаж, дающий право на льготную (досрочную) пенсию, получат ее в полном объеме. У кого неполный стаж – право сохраняется при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Что касается досрочного назначения «северных» пенсий, то пока оно сохраняется. Но глава ПФР Дроздов уточнил, что Правительство РФ должно принять некое принципиальное решение, касающееся северных территорий – будут ли они развиваться, или перейдут в ранг производственных площадок для сезонных работ? От этого решения и будет зависеть в дальнейшем судьба «северных» пенсий.

В заключение кратко отметим, что самозанятых граждан предлагается обязать платить наравне с другими. Вместо нынешних 14,3 тыс. руб. в год в следующем году им предложено выложить 32,5 тыс., за 2015-й – 48,7 тыс. руб.

Разработчики стратегии обещают, что первыми положительный результат от нее ощутят граждане, начавшие трудиться после 2001 года. Отдельные законы, на которых основывается еще не утвержденная реформа, уже внесены в Госдуму (в частности, законопроект о повышении тарифов для работодателей с вредными и опасными рабочими местами). А мы желаем всем нашим читателям, чтобы у них была возможность обеспечить себе безбедную старость – уж никак не на уровне одного прожиточного минимума!

 

Эмма КИНАС

 

 

Эмма КИНАС:

- Праздники всегда разбавляют будни, которых, как ни крути, большинство. И в наших силах сделать так, чтобы были наши будни не «серыми», «однообразными» и «трудными», а яркими, увлекательными и творческими, независимо от профессии. Вот таких – необременительных, высокооплачиваемых будней желаю всем коллегам и читателям!

 

 

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.