Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Город может спать спокойно и дышать глубоко

16:03
4043

Чуть более чем через неделю ОАО «Камчатстройматериалы» отметит свой 45-летний юбилей. Поскольку с днем рождения заранее не поздравляют, делать этого не будем. А начнем небольшое повествование с новости, которая должна обрадовать экологическую общественность.

Надзорные органы не так давно закончили  проверку законности разработки месторождения строительного камня на сопке Петровской. Особо интересовал проверяющих вопрос запыленности самого объекта и прилегающих к сопке территорий. Так вот, самая пора успокоиться: по результатам проверки превышения уровня запыленности не выявлено, что подтверждается и лабораторными данными Роспотребнадзора.

И еще одна новость, которая должна утешить общественных защитников  экологического порядка. На совещании под председательством заместителя председателя правительства Валерия Карпенко, которое состоялось на минувшей неделе, собрались  представители контрольных и надзорных органов  и озвучили позицию об отсутствии серьезных претензий к ведению работ на Петровской сопке.

 

А работы на Петровской и не прекращались…

Мы, в свою очередь, тоже решили проинспектировать,  что же все-таки происходит на Петровской. Не задыхаются ли работники карьера от пыли, не приходится ли им работать на разваливающейся технике прошлого века, рискуя здоровьем и жизнью.

Приехав на карьер, мы увидели прозрачный воздух без намека на пылевую взвесь, и это несмотря на обилие работающей техники. Техника – большегрузные машины, экскаваторы, камнедробилки - здесь используется самая современная. Что касается этих самых камнедробилок, то к ним, работающим в полную мощь, не страшно приблизиться даже вплотную – пыли не наглотаешься и даже не увидишь.

Последняя проверка карьера на Петровской сопке – не редкая и не единственная. Прокуратура, Роспотребнадзор, горнотехническая инспекция,  Росприроднадзор – работу добытчиков контролируют все и регулярно. И ни у кого серьезных претензий до сих пор не возникало. Претензии, в основном, только у общественных защитников природы. Чем они их мотивируют? Главную ссылку они делают на то, что 11 лет назад работа карьера была остановлена якобы по результатам заключений ученых, увидевших в разработке карьера угрозу экологической обстановке в городе. Действительно, когда спрос на стройматериалы по понятным причинам резко упал, от экологов поступало такое предложение - закрыть Петровскую и провести рекультивацию. Многие помнят, что главным инициатором этого являлся бывший депутат Куркин, известный своей любовью ходить по морозу босиком и бегать голышом. Благо, на более серьезном уровне было решено, что карьер никому не мешает, а запасы на нем еще есть. Глядишь, и пригодятся. И разработки все это время продолжались.

Судя по выступлениям представителей экологической общественности, все 11 лет они и не подозревали, что карьер на Петровской работает. Получается, все это время он никому не мешал, даже им?

Еще одна претензия экологов заключается в том, что работы ведутся «в центре города». Но если Петровская – центр города, тогда где же его окраины? По всем критериям эта сопка находится в промышленной зоне.

Как и всех мирных жителей, экологов очень пугают взрывы. Но дело в том, что технологии производства буровзрывных работ сегодня продвинулись очень далеко. Такое понятие, как массовый взрыв, ушел в прошлое. Сегодня каждая скважина, каждый заряд программируются. Взрыв продвигается от скважины к скважине, и его практически не слышно даже вблизи. Нет шума, нет дрожания земли, нет разлета осколков. Ни младенцы, ни экологи  не вздрогнут в своем тревожном сне.

Кто и зачем возбуждает сегодня экологическую общественность против карьера, который с 1960-х годов, служил для Петропавловска главным источником стройматериалов, за счет которых была построена большая часть города? Этот вопрос в преддверии юбилея ОАО «Камчатстройматериалы» обсуждать не совсем уместно. Речь идет о конкурентной борьбе за ресурсы, которые наконец-то стали востребованными. 

Кстати, что будет, если карьер на Петровской закрыть? Лично Николаю Тончуку, генеральному директору ОАО «Камчатстройматериалы», от этого не станет  ни холодно, ни жарко. Он – монополист, чего и не скрывает. Около 92 процентов рынка добычи строительных материалов в крае принадлежит его предприятию. Когда в 1990-е годы умирала и строительная, и геологическая отрасли, все бросали карьеры, а он ходил и подбирал. Все, что сейчас у него есть (Петровская сопка, Халактырка, Ольховое, Николаевское, Вилючинское, Каменистое) – это заброшенные некогда месторождения, от которых все отказались и решили зарабатывать более легкие деньги. А Тончук смотрел в перспективу.

Отрицать имеющееся воздействие на природу на Петровской глупо. Но глупо и делать из этого трагедию. Тем более что подавляющую часть запасов здесь уже взяли, осталось совсем немного. Лет на 5-6 еще хватит. Закроем месторождение сегодня - строительство на территории Петропавловска уже сегодня станет существенно дороже. Пострадают работники месторождения, пострадают заказчики, пострадает бюджет.

И еще об экологической составляющей. Уже сегодня в карьере на Петровской  нарезаны горизонты по всем международным правилам, что тоже есть этап рекультивации. После эти площадки будут засажены деревьями и кустарниками. Кстати, около 5 лет назад было закрыто месторождение Козельских шлаков. Наряду с Петровской сопкой оно долгие годы являлось основой для строительства Петропавловска-Камчатского. Так вот, эта местность до начала добычи представляла собой пустыню. Теперь же на месте шлаков растут густые леса.

 

Стихия должна стать управляемой

Насколько богата Камчатка запасами стройматериалов? В нашем регионе представлено самое широкое их разнообразие. Но вот разведано очень слабо. Парадокс: при строительстве взлетно-посадочной полосы Елизовского аэропорта пришлось завозить песок с материка. И у нас есть песок необходимого качества, но эти месторождения нужно разведывать и лицензировать.

Как говорит Николай Тончук, с одной стороны, мы до сих пор пожинаем плоды 1990-х годов, когда геологическая и строительная отрасли были разрушены до основания. Но и сегодня никто всерьез так и не начал заниматься промышленностью строительных материалов. «В органах власти никто не может сказать, сколько завтра понадобится стройматериалов и каких видов, на какое количество зданий и дорог они должны быть рассчитаны. Мол, рынок – это стихия. Но в других-то странах эта стихия управляется… В свое время я немного учился в Японии и изучал их экономику. Человек, желающий заняться тем или иным бизнесом, приходит  в муниципалитет и сообщает о своих планах. Там их или поддержат, или ответят, что этот рынок заполнен, при этом непременно предложат другой и вполне конкретный вариант. Аналитики там занимаются вопросами рынка. А придите в наш муниципалитет… Поэтому так и живем».

А что бывает, когда экономика лишена элементов планирования? Сейчас, когда Камчатка начинает потихоньку строиться, эти примеры то и дело всплывают наружу. Выделяется энное количество средств на то или иное строительство. Чтобы обеспечить материалы, нужно подготовить дополнительные мощности, а это требует массу капитальных затрат и оформления множества документов. На месторождении Каменистом можно добывать камень, который прекрасно подходит для изготовления тротуарной плитки. Но появились деньги, и весь город укладывается плиткой из Китая. Поставить необходимое оборудование на Каменистом даже не успели, поскольку «Камчатстройматериалы» даже не были поставлены в известность о таком заказе…

 

Ольховое: почти стратегический объект

Месторождение Ольховое – главный на сегодняшний день объект ОАО «Камчатстройматериалы» - находится на 68 км трассы Елизово - Мильково. Многие сюда периодически заезжали и видели, что когда-то здесь велись разработки, но затем были заброшены. Действительно, разведано Ольховое было в конце 1980-х годов, тогда начал строиться и карьер. После финансирование прекратилось, и только в конце 1990-х годов работы возобновились. Объемы добычи были весьма скромны.

А сегодня месторождение представляет собой грандиозное зрелище, с особой эстетикой. На Ольховом идут работы по обеспечению нерудными материалами строительства взлетно-посадочной полосы. Всего для строительства полосы требуется 600 тысяч кубометров гранодиорита. Освоить эти объемы планируется до конца 2013 года. Столько стройматериалов на Камчатке никогда не добывалось.

В апреле этого года «Камчатстройматериалы» сюда только зашли, а уже с июня началась масштабная добыча. Сегодня здесь разработано 4 га, которые похожи на фантастические марсианские ландшафты. Общая же площадь месторождения составляет 34 га.

На Ольховом добывается сырье высочайшего качества – гранодиорит. Это крепчайшая порода, устойчивая к перепадам температур, представляющая собой магму, длительно застывавшую в земных глубинах, успевшую кристаллизоваться. Сегодня это полноценный карьер, который может функционировать бесперебойно и круглосуточно. Именно в таком режиме работы сегодня и ведутся. Причем частично обеспечивается этим материалом и дорожная отрасль.

Общие запасы месторождения составляют 24 млн кубометров. И запасы еще можно приращивать. К сожалению, после окончания строительства взлетно-посадочной полосы объемы добычи вновь упадут. Но зато, благодаря этому заказу, удалось создать инфраструктуру, построить дорогу. Если двигаться привычными камчатскими темпами, такого стройматериала требуется около 100 тысяч кубометров в год. А значит, запасов хватит более чем на 200 лет.

В заключение этого скромного повествования невольно вспоминается одна известная истина: уязвим лишь тот человек, который не сидит сложа руки, а много работает. Но именно из таких рождается камчатская порода, которую ничем не возьмешь.

 

Мария Шупеник

 

 

Николай Тончук после армейской службы, в 1966 году, устроился работать в Южно-Камчатскую горную компанию, и сразу же был направлен в Быстринский район на Чемпуринское месторождение ртути. Он гордится тем, что на Камчатке ему пришлось одному из первых проходить подземные горные выработки. После были штольни Оганчи, Аги, Олюторки. Но самый первый электровоз в штольне был запущен именно на Чемпуре, в 1971 году.

После – работа на разведке золота на Агинском месторождении. А в 1973 году он поступил на работу в производственное объединение «Камчатстройматериалы», где прошел путь от начальника участка до генерального директора.

 

 

ОАО «Камчатстройматериалы» относится к уважаемым, долго и стабильно работающим предприятиям Камчатского края.  Общая численность работников ОАО - около 200 человек. Пока рабочих рук хватает. Но, как и везде, остро стоит вопрос дальнейшего привлечения  рабочих и инженерно-технических кадров, ведь сегодня средний возраст работников - выше 45 лет.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.