Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Откуда наркотик? Из аптеки, вестимо!

17:41
3484

На прошлой неделе в аптеке №7, на ул. Тушканова, сотрудниками Госнаркоконтроля был установлен факт нерецептурной продажи кодеино- и эфедриносодержащих препаратов, из которых в последующем изготовлялись наркотические вещества. Несмотря на то, что с 1 июня с.г. продажа таких препаратов возможна только по рецептам, аптека №7 активно наживалась на наркозависимых. В некоторые дни продажа доходила до 400 упаковок в день, принося суточную прибыль более 100 тысяч рублей. Что стоит за этими фактами?

Давайте отодвинем привычную ширму равнодушия и заглянем в тот пугающий мир, который начинается за порогом аптеки, продавшей молодому человеку несколько упаковок вожделенных «лекарств» (из препаратов кодеиновой группы изготавливается дезоморфин, на языке наркоманов «крокодил»; из препаратов эфедриновой группы варят первинтин, по-другому «винт»).

 

«Побочные эффекты» бизнеса

Вот типичные картинки, рассказанные родителями и близкими наркоманов: «2 года бились за сына, куча нервов, денег, и все равно результат – кладбище... Его многие друзья тоже там, кто-то на подходе. Сейчас прокручиваю назад и ловлю себя на мысли, что единственное, что могло его спасти, – тюрьма, откуда его выкупали не раз. Что только ни делали! Чистки, психологи, отправка в коммуну, больницы... Но как башкой о стену... Последнее время уже не интересовали девчонки, хоккей (которым он долго занимался), полное равнодушие к еде, одевался в драные шмотки, на работу забил... Не хочу никого обидеть, но если присели конкретно на это, правильней будет хотя бы оставить родным денег на похороны, долго ждать не придется».

«У друзей сын наркоман, 10-летний стаж. Употребляет много, последнее время в день по нескольку раз, специализируется на героине, «винте» и «Тропикамиде». Стоит у зеркала, ищет под мышкой вены и колет туда, в ногах и паху мест для уколов уже нет, на руках вен давно нет. Вдобавок пьет водку, и много. Парень не моется уже несколько месяцев, смердит.  Жрет тоннами все что найдет. Он довел отца до состояния лежачего больного, который борется за жизнь. Парень съедает всю еду, отбирает все деньги, если не дают – орет, плачет, валяется в ногах, бьется в истерике, ломает мебель и стены, в общем, делает все, чтобы родители дали ему денег. Воровать боится, уже сидел 3 года в тюрьме, больше не хочет».

Посмотрите на еще одну сторону проблемы, о которой среди аптекарей, торгующих смертью, наверняка говорить не принято, – рождение детей «под дозой». Рассказывает нарколог: «Звонили мне не раз с вопросом: что делать, когда родился ребенок, а его мама под воздействием наркотика? Когда обращались врачи, удавалось подсказать, что могло бы помочь, а три раза звонили родственники родильниц. У этих девочек детей уносили, и потом где-то пытались их лечить. Скорее всего, новорожденные вслед за шоком родов испытывали мучения от ломки».

Эти реплики взяты из интернет-форумов, на которых общаются наркологи, наркозависимые и их родственники. Таких ресурсов в сети немало – полюбопытствуйте, и вы легко найдете сотни подобных историй, и от каждой волосы встают дыбом. А вот впечатления нашего земляка, начальника группы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН России по Камчатскому краю Сергея ЦЫСЯ:

- Самое страшное, что на внутривенных наркотиках сидит очень много женщин. Во всех притонах есть молодые женщины, и у всех есть дети, как правило, двое-трое. По сложившейся практике за содержание притона женщинам суд обычно выносит наказание с отсрочкой до исполнения ребенку 14 лет, и дети являются для наркоманок своего рода щитами. А по сути эти малыши – заложники, они живут в жутких условиях, дышат ядовитыми парами, которые выделяются при варке зелья, играют шприцами, взрослые все вокруг колются, и эти дети неизбежно вырастут наркоманами. Типичная история – в притоне идут оперативные мероприятия, и вдруг является беременная женщина за дозой, а у нее уже есть ребенок-инвалид…

На столе у Сергея Цыся – толстая пачка телефонограмм, полученных из лечебных учреждений Петропавловска с начала года. В каждой сообщается о поступлении в больницы человека с тяжелыми последствиями употребления наркотиков. Чего там только нет! От плохого самочувствия до комы – полный набор болячек, включая гнойники брюшины (колются в живот – вен нет), флебит сосудов конечностей, токсический нефрит и прочее. Это вас тоже не касается, господа аптекари? И даже то, что половина телефонограмм говорит о девушках – вплоть до 1997 года рождения?!

 

Не пора ли быть пожестче?

Только за 8 месяцев 2012 года на учет поступило более 60 внутривенных потребителей наркотиков, которые изготавливаются из рецептурных лекарственных средств.

- Мы обратили внимание на аптеки, потому что в ходе своей работы обнаружили: количество потребителей наркотиков из препаратов, находящихся в рецептурном отпуске,  увеличилось на 10 процентов по сравнению с прошлым годом, и рост продолжается уже второй год, - рассказывает Сергей Цысь. – Хотя, по идее, после 1 июня количество этих фактов должно было бы сократиться. В некоторых аптеках, действительно, продажи кодеино- и эфедриносодержащих препаратов упали в 2-3 раза, в других, напротив, выросли. Но безусловным лидером остается аптека №7. Только «Терпинкода» аптека продавала до 150 упаковок в день. Такие объемы сбыта за месяц в 2 раза превышают количество официально проданных рецептурных препаратов в 20 аптеках, по которым осуществляется мониторинг управления ФСКН России по Камчатскому краю.

Кстати, означенные препараты далеко не единственные источники кайфа для жаждущих наркоманов. Последнее время на Камчатке все больше поклонников безобидных на первый взгляд капель для глаз – «Тропикамида». Их тоже должны отпускать по рецепту, но аптекари редко придерживаются этого правила. Я была свидетелем, как эти капли покупал паренек, у которого разве что на лбу не было написано «наркоман». Женщина, продавшая препарат, прекрасно знала кто перед ней.

- И что они с каплями делают? – спросила я.

- Не знаю! – отрезала аптекарь, недовольно передернув плечами.

Мы вам расскажем, что наркоманы делают с «Тропикамидом», и, главное, что он делает с наркоманами. Они вводят препарат внутривенно. Самые матерые – разбавляют им другие наркотики, слегка отодвигая срок расплаты за эйфорию, менее тертые – колют в чистом виде. И получают: «Потерял 13 кг, теряется зрение, органы гниют, происходит отслоение тканей от скелета», «Ломка (все суставы), головокружение (потеря сознания), путаница в мыслях, недержание мочи по ночам, но самое стремное - эпилепсия», «Я за 15 лет так не ушатывался, как за эти 2 недели, держит минут 20, а потом стегает, падает зрение, пропадает память, как эпилептический припадок, только пены нет».

«Препарат вызывает сильнейшее привыкание, регулярные инъекции приводят к ужасающим последствиям в очень короткие сроки. У наркоманов, употребляющих препарат, кожа в течение считанных недель становится цвета желтого воска, гемоглобин падает до 32 г/л, - пишет в своем блоге врач-нарколог Нурисламов. - В данный момент мы готовим обращения в Минздрав и ФСКН с целью перевода в ранг сильнодействующих препаратов, подлежащих строжайшему контролю».

Как видим, даже «строжайший контроль» не останавливает недобросовестных аптекарей. Да и чего им бояться? Нарушение это – административное, штраф за него смешной: если взыскание наложат на физическое лицо – 2 тысячи рублей, на юридическое – 50. И что это по сравнению со 100-тысячной выручкой в сутки? Более того, законодатель почему-то не наделил полномочиями по контролю за рецептурным отпуском препаратов, содержащих малые дозы наркотиков, ФСКН России, а возложил эти функции на лицензирующий орган. Так что наркополицейские выполнили свой гражданский долг, а уж наказать виновных коллег должны медики! Материалы проверки направлены в министерство здравоохранения Камчатского края для дальнейшего разбирательства.

Аптечная наркомания, к большому сожалению, сейчас активно дополняется легальными изобретениями химиков, и здесь труды наркополицейских еще больше похожи на борьбу с ветряными мельницами. Со 2-го полугодия 2012 года на полуостров снова хлынула волна синтетических наркотиков, которые официально наркотиками не признаны. Очевидно, что эту проблему необходимо как можно скорее решать на законодательном уровне, найдя способ всю опасную синтетику причислить к наркотикам, а не гнаться за нарколабораториями, создающими якобы новые вещества путем перестановки молекул. Стоит задуматься и местным законодателям – возможно, в помощь УФСКН стоит принять соответствующие законы на краевом уровне.

Также давно поднимается вопрос о том, что стоит вернуть уголовную ответственность за употребление наркотиков. Еще в 2010 году прошла информация о том, что глава ФСКН внес в правительство РФ соответствующее предложение. Вы считаете, что это слишком? Что ж, пусть это будет темой для нашего следующего разговора. Вернемся к ней в ближайшее время.

 

Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.