Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Под аккомпанемент споров пенсионная стратегия входит в жизнь

20:30
1846

Неделя осталась у правительства РФ, чтобы подготовить исправленный вариант проекта стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. 1 ноября закончилось общественное обсуждение проекта, подготовленного Пенсионным фондом России и Министерством труда и соцзащиты РФ. Впрочем, как рассказала социальный вице-премьер Ольга Голодец, фундаментальных изменений стратегии не предвидится. Нормативный стаж будет сокращен с 40 до 35 лет – все остальные поправки названы «незначительными деталями», то есть по существу пенсионная реформа уже сформулирована.

Напомним, в начале октября Президент Владимир Путин передал стратегию развития пенсионной системы, не нашедшую единства среди официальных ведомств правительства, на рассмотрение общественности (см. «КК» от 10 октября). Корректировка стратегии завершилась к 1 ноября. За 2 дня до этого срока на встрече с вице-премьерами Дмитрий Медведев сообщил Ольге Голодец, что «смысл обсуждения заключается не в ритуальной демонстрации открытости правительства». По мнению премьер-министра, «когда мы понимаем, что есть какие-то серьезные развилки или необходимость учесть общественный запрос – нужно идти навстречу этому запросу». Хотелось бы подробностей – какому именно общественному запросу правительство пойдет навстречу? Пока стратегия чутко откликнулась лишь на замечание Президента о непомерном нормативном стаже.

В последние 2 месяца «недообсужденная» пенсионная реформа медленно, но верно продвигалась через Госдуму. Уже прошло первое чтение повышение пенсионных отчислений для работодателей вредных производств, для самозанятых граждан, а также увеличение срока дожития (который потом все же оставили прежним). Ко второму чтению готово перераспределение в солидарную часть пенсии 4 из 6 процентов отчислений на часть накопительную, несмотря на то, что обсуждение этой меры продолжалось, и ее противниками выступали различные организации и ведомства, от ВЭБа до Минэкономики.

 

Заветная формула – главная загадка

До сих пор остается неясным главный, базовый вопрос: пенсионная формула.

Каким образом будет рассчитываться пенсия для каждого конкретного человека? Сейчас она выглядит просто: расчетный пенсионный капитал делится на период дожития (составляет 19 лет). Новая формула должна быть многокомпонентной и очень сложной. Весной Пенсионный фонд предлагал учитывать в формуле 4 элемента: стажевый коэффициент (чем больше стаж, тем выше его значение), соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране, средний заработок текущего года, а также интегрированный коэффициент, который будет пересчитываться ежегодно и учитывать демографическую и макроэкономическую ситуацию в стране. Но все это лишь предложения, которые в стратегии не отражены.

Пока Голодец объясняет, что формула заложит новые принципы формирования пенсий для каждого человека в зависимости от его стажа и его вклада в пенсионную систему. Формула должна появиться не раньше июля 2013 года.

Представленная на суд главы государства и взволнованной общественности стратегия предлагала ввести формулу 40-20-40-20: тем, кто в течение 40 лет работал и платил 20 процентов страховых взносов, государство гарантирует пенсию в размере 40 процентов от среднего заработка в течение 20 лет. Однако Президент вполне справедливо посчитал 40 лет стажа запредельным для россиян и волевым решением скинул 5 лет.

К чему это приведет в дальнейшем, пока не известно. «Если не 40 лет, а 35, то либо люди должны меньше на пенсии находиться, либо больше налоги платить. Если дважды два равно четыре, то полтора на два уже никак четыре быть не может», – говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.

Из этого набора цифр нельзя понять самого главного: каким будет размер пенсии для ее будущего получателя. Если 40 процентов считать от среднего заработка по стране, то реформу можно было и не затевать, полагает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергей Смирнов. По разным оценкам, коэффициент замещения (отношение пенсии к зарплате) сейчас и так составляет около 37 процентов. Если же речь идет о 40 процентах от зарплаты самого человека, то вопросов становится гораздо больше. Эти 40 процентов будут считаться за все годы работы, или только за последний год, или, скажем, как среднее за последние 5 лет?

Формула, содержащая ответы на эти вопросы, появится только к июлю следующего года. Так не было бы логичным и всю реформу перенести на тот же срок? С таким предложением выступил комитет гражданских инициатив, возглавляемый бывшим вице-премьером Алексеем Кудриным, который считает, что, приняв стратегию такой, какая она есть, через 2-3 года придется запускать еще одну полномасштабную реформу. Только условия для ее проведения будут хуже. Это мнение разделяют и другие эксперты, в том числе профессор Института экономики РАН, специалист в области социальной политики и уровня жизни населения Людмила Ржаницына утверждает, что через 5-6 лет правительству снова придется решать пенсионную проблему.

 

За и против

Предложения по досрочным пенсиям для вредных производств, тарифы для самозанятых и уменьшение накопительной части названы разработчиками стратегии ее концептуальными направлениями и остаются без изменений. Хотя споры вокруг них разгорелись нешуточные.

Реформа предполагает сокращение страховых взносов, направляемых на обязательную накопительную часть пенсии, с нынешних 6 до 2 процентов. Авторы стратегии рассчитывают, что по истечении этого срока граждане должны сами определить, отказаться от накопительной модели или остаться в ней.

Сторонники сокращения накопительного компонента указывают, что за 10 лет система управления пенсионными накоплениями себя не оправдала, а реальные доходы от инвестирования крайне низкие. Дефицит бюджета Пенсионного фонда России по этому компоненту – около 300 млрд рублей.

Противники данной меры настаивают, что население не склонно к добровольному накоплению, и экономика лишится «длинных» денег. Эксперты указывают, что и негосударственные пенсионные фонды, и государственная управляющая компания смогут вкладывать инвестиции только в краткосрочные активы. «Уменьшение накопительной части на 4 процента подорвет возможность выплаты достойных пенсий в будущем», – полагает Алексей Кудрин. Работающих будет меньше, собираемость налогов упадет, что неизбежно приведет к уменьшению пенсий, уверен он. «Отчисления в накопительную часть 2 процентов приведут к высокой доле издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов и к низким размерам выплат», – говорится в анализе пенсионной реформы, подготовленном ведущим научным сотрудником Академии народного хозяйства Татьяной Омельчук.

Поддержать накопительную систему правительство рассчитывает за счет развития добровольных и корпоративных пенсий. Работодателей предложено не обязывать, но «стимулировать с помощью налоговых льгот». Эксперты скептичны в этом вопросе: «В настоящее время все, кто хотел, уже сделали корпоративные пенсионные программы для своих сотрудников».

Налоговую нагрузку на большинство работодателей предложено не увеличивать: в планах на 2013-2015 годы заложено сохранение страхового тарифа в 22 процента (плюс 10 процентов при превышении годовой зарплаты сотрудника в 512 тысяч рублей; потолок этого превышения планируется постепенно увеличивать).

Взносы для самозанятых должны быть увеличены с 2013 года до двух МРОТ, в 2014 году коэффициент составит 2,5, в 2015 году – 3. В думском бюджетном комитете полагают, что это уведет самозанятых – а это индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты – в «тень». Либо они переложат затраты на клиентов.

Что касается уплаты дополнительных тарифов для работодателей, чьи сотрудники имеют право на досрочные пенсии, то эта мера должна дать бюджету ПФР в 2013 году 24,69 млрд рублей, в 2014 и 2015 годах – 48,23 млрд и 80,69 млрд рублей. Представители компаний говорят, что дополнительные взносы станут для ряда из них непосильной нагрузкой. Сторонники реформы парируют: такие взносы должны стать стимулом к улучшению условий труда.

 

Сплав доверия и науки не получился

Еще одна претензия критиков стратегии – умалчивание вопроса о стаже матерей, что расходится с заявлениями властей о поддержке многодетности. Сейчас в страховой стаж идут 1,5 года ухода за ребенком, но в сумме не более 3 лет. На данный момент в стратегии каких-либо изменений в части учета отпуска по уходу за ребенком не предусматривается.

«Одной из основных проблем нынешней пенсионной системы являются короткие горизонты планирования, – говорит член-корреспондент РАН, замдиректора ЦЭМИ Георгий Клейнер. – Принцип «здесь и сейчас» очень сильно мешает стратегическому развитию России». По его мнению, большинство людей обсуждают пенсионную систему с утилитарной точки зрения (выплаты пенсий). «Но важен нематериальный аспект – доверие. Пенсионная система является примером государственно-частного партнерства, то есть лояльных взаимоотношений гражданина и государства. Если таких взаимоотношений нет, то возникают и протестные движения, и невозможность установить диалог», – говорит Клейнер. Академик считает, что стратегия развития должна быть представлена в виде аксиом – четких принципов, не допускающих двойственных толкований в конкретных ситуациях. «Представленной правительством стратегии недостает научности, – согласен и завкафедрой прикладной математики Финансового университета при правительстве Виктор Попов. – Так поспешно принимать подобные важные стратегические решения нельзя», – уверен экономист.

 

Народные предложения

Не остались в стороне от обсуждения и простые жители нашей страны. Введение их предложений вряд ли вызвало бы в обществе бурные дискуссии и недовольства, поскольку эти тезисы отражают желания и чаяния самого народа, а также его понятия о социальной справедливости.

Например, редакция электронного журнала «Новый пенсионер» вынесла на обсуждение в Общественную палату такие предложения:

1. Учитывать размер расходов на коммунальное обслуживание, тепло и электроэнергию в пенсиях в реальных пропорциях.

2. Ограничить максимальный рабочий стаж 20 годами.

3. Поставить на государственную основу переобучение новых пенсионеров и людей предпенсионного возраста.

4. Дать пенсионные права детям из малообеспеченных семей.

По каждому пункту есть взвешенное обоснование.

А пенсионер из Ярославля Вячеслав Васильев обратился в Госдуму с письмом, в котором излагает свою концепцию пенсионной реформы. За единицу измерения он предлагает взять зарплату депутата Госдумы. Трудовая пенсия – 40 процентов от зарплаты депутата, социальная – 20 и т.д. «Расчет пенсии значительно упростится, каждый пенсионер сможет самостоятельно его рассчитать и проверить правильность начислений. Достойный размер пенсии обеспечит экономическую свободу граждан в демократической стране, - пишет Васильев. – Наша страна одна из самых богатых в мире по природным ресурсам, и способна обеспечить достойные пенсии своим гражданам. Необходима лишь добрая воля и желание руководства страны, всех ветвей власти». Трудно с этим не согласиться.

 

Подготовила Эмма КИНАС

 

Заработаем ли мы «северные» пенсии?

Этот вопрос волнует камчатцев, как и тысячи других северян. Однако о судьбе северных пенсионных льгот четких ответов в представленном федеральном проекте нет. Есть лишь размытая формулировка, гласящая, что вопросы государственного пенсионного обеспечения должны быть увязаны с государственной политикой в районах Крайнего Севера. Некоторые северяне, всерьез озабоченные этим вопросом, уже прикидывают, как защитить права земляков на региональном уровне. Например, в Мурманской областной Думе депутаты «на всякий случай» ищут возможности  законодательно закрепить за жителями области льготы, и объявили, что готовы «биться до последнего, чтобы «северное» законодательство было защищено».

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.