Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Наталья ИЛЬИНСКАЯ: «Служу университету, боготворю его, сделаю всё для его процветания!»

17:57
3367

Чуть меньше года отделяет нас от того замечательного дня, когда Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга отпразднует свой 55-летний юбилей. Последние 3,5 года главный камчатский вуз возглавляет Наталья Ильинская. Наталья Глебовна посвятила вузу практически всю сознательную жизнь, поступив в него в 1976 году, с отличием окончив в 1980-м. В течение 16 лет до назначения на должность ректора она являлась деканом филологического факультета.

Тонкости биографии Натальи Глебовны могли бы стать прекрасным материалом для изучения астрологов. Ведь родилась она 25 января – в Татьянин день, он же – День студенчества. Причем свои 55 лет ректор отпразднует в год аналогичного юбилея университета. Ну как не согласиться с тем, что она буквально создана для этого вуза. И к астрологу не ходи…

Ну, а пока университет движется в фарватере сложных, многообразных и творческих трудовых будней. Много лет назад обретя университетский статус, КамГУ им. В. Беринга практически каждый год пополняет свою образовательную программу, предоставляя возможность получать все новые и новые специальности. И эта замечательная тенденция неумолима. Собственно, с этой темы мы и начали интервью с Натальей Ильинской.

 

- Наталья Глебовна, профессия архитектора – мечта многих юных камчатцев, и не для всех она могла осуществиться. Теперь наш вуз готовит и таких специалистов?

- Да, и это не единственное новшество! Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга в новом учебном году значительно расширил круг лицензированных образовательных программ. В октябре текущего года мы согласовали в Минобрнауке лицензирование еще двух программ среднего профессионального образования. Это «Право и организация социального обеспечения», а также «Информационные системы». Кроме того, четыре основных образовательных программы высшего профессионального образования. Это «Биология» (магистратура), «Социальная работа» (бакалавриат), «Дизайн архитектурной среды» (бакалавриат) и «Градостроительство» (бакалавриат).

 

- В каких профессиях могут проявить себя выпускники, получившие эти специальности?

- Перед ними открываются самые широкие дороги. Получившие специальность по направлению «Социальная работа» будут востребованы в государственных службах занятости, медико-социальной экспертизы, в миграционной службе, МЧС, силовых структурах, в организациях социальной сферы и пр. Бакалавр по направлению «Дизайн архитектурной среды» - это также широчайшие перспективы на фоне колоссальной востребованности. Ведь этот специалист обучается процессам проектирования, организации деятельности проектных фирм и многому другому. Приложение полученным знаниям эти ребята найдут в создании любой искусственной материально-пространственной среды жизнедеятельности человека и общества со всеми ее компонентами – от населенных пунктов до ландшафтов, познают тонкости процессов ее моделирования, создания и использования человеком и обществом. «Градостроительство» изучает основы экономической географии, градостроительной экологии, градостроительной политики и территориального проектирования, основы ландшафтного анализа, принципы организации инженерных коммуникаций и транспорта, мультимедийные технологии и компьютерные средства проектирования и иные дисциплины. Мы хотим видеть наш город, наш любимый край красивым, и все для этого делаем.

 

- Есть ли у университета все необходимое для успешного получения знаний по новым специальностям?

- Как раз сейчас мы заканчиваем подготовку пакета документов для Рособрнадзора и решаем вопрос о закупке оборудования для учебной работы и программного обеспечения для нового бакалавриата.

В целом же по программе стратегического развития (ПСР) нашего университета на 2012-2016 годы на закупку учебно-лабораторного оборудования и программного обеспечения для образовательного процесса было направлено свыше 2 млн рублей. Приобретено такое дорогостоящее оборудование, как криминалистический кабинет (он стоит около 1 млн рублей, сейчас ждем его поставки), ноутбуки, мониторы, процессоры, микроскопы, проекторы, программные учебно-тренировочные комплексы (по психологии) и т.п.

 

- Каких еще специалистов сегодня готовит наш университет?

- Мы реализуем основные образовательные программы в рамках 8 аккредитованных укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Это физико-математические науки, естественные науки, гуманитарные науки, образование и педагогика, экономика и управление, сфера обслуживания, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, а также информатика и вычислительная техника.

В течение 2012 года в вузе осуществлялось обучение по 40 основным образовательным программам высшего профессионального образования, а с учетом разнообразия профилей насчитывается 44 основных образовательных программы. В частности, реализуется 17 программ бакалавриата, обучается 703 студента по 8 укрупненным направлениям подготовки. Работает магистратура по 7 основным образовательным программам в рамках 4 укрупненных групп специальностей. Все магистерские программы реализуются в очной форме и на бюджетной основе. Общая численность обучающихся – 26 человек. Отмечу, что в программе стратегического развития нашего вуза на 2012-2016 годы мы заложили показатель 6 программ магистратуры с учетом профилей.

Наконец, так называемый старый специалитет (специальности по госстандартам второго поколения с общей квалификацией «дипломированный специалист») реализуются по 20 основным образовательным программам в рамках 8 укрупненных групп специальностей. Общая численность студентов здесь – 1.055 человек.

В этом году мы в последний раз выпустили 27 студентов, обучавшихся по трем специальностям. Но в то же время после длительного перерыва в этом году мы набрали бакалавров на журналистику, геологию, начальное образование и сервис,  общей численностью 91 человек.

 

- Какие специальности были сокращены и какие их заменили?

- Программа педагогического бакалавриата с профилем «Начальное образование» преемственна специалитету «Педагогика и методика начального образования». Мы выпустили 15 человек, а набрали 24. Аналогично – программа бакалавриата «Сервис» соответствует специальности «Социально-культурный сервис», бакалаврская программа «Геология» - специалитету по прикладной геологии. И впервые вуз зачислил 30 бакалавров-менеджеров.

 

- Вопросам безопасности молодого поколения сегодня уделяется большое внимание государства. Насколько комфортно и безопасно обучаться в КамГУ?

- В 2012 году вуз переоформил в соответствии с новыми требованиями свидетельства о государственной регистрации прав на учебные корпуса, находящиеся в нашем оперативном управлении, санитарно-эпидемиологические заключения  и заключения о соблюдении требований о пожарной безопасности в корпусах. Модернизирована пожарная сигнализация, во всех корпусах произведен крупномасштабный ремонт, общей стоимостью свыше 20 млн рублей.

 

- Какие формы обучения выбирают студенты?  И какова в вузе доля платного и бесплатного обучения?

- На октябрь текущего года у нас обучается 1.792 студента. Среди них 641 бакалавр и 26 магистров. 37 процентов студентов обучаются по федеральному государственному стандарту образования. Из студентов очной формы обучения 753 обучаются бесплатно и 381 – на платной основе. А из заочников 358 человек учатся на «бюджете», и 300 – на «внебюджете».

Должна сказать, что в прошлом году по сравнению с 2011 годом общая численность студентов у нас снизилась на 299 человек, а в этом году – всего на 122 человека. Связано это с известным «демографическим провалом», который случился у нас в стране в 1990-е годы. Но сейчас мы уверенно прогнозируем стабилизацию численности студентов.

 

- Показатель качества образования любого вуза – его профессорско-преподавательский состав. Насколько успешно решаются кадровые вопросы у вас?

-  Кадрами мы обеспечены в достаточной степени. Как руководитель, я высоко оцениваю работу нашего профессорско-преподавательского состава. Это поистине великие энтузиасты и созидатели: Л. Пастушенко, А. Гончарова, И. Хохлова, Ю. Новик, О. Глущенко, Ю. Неяскина, О. Шевченко, А. Рязанцев, Е. Кормочи, М. Овчарова, В. Цурюпа, В. Федоров, В. Ильина, А. Скорик, И. Кашутина, Н. Аршинова и др. Благодаря нашим преподавателям в вузе обновлены 14 основных образовательных программ высшего профессионального образования. Разработано 10 новых программ бакалавриата и магистратуры. Существенная финансовая поддержка такой работы осуществляется за счет программы стратегического развития вуза. Например, это стимулирование заведующих кафедрами и деканов, которые несут персональную ответственность за качественную разработку образовательных программ.

В этом году программой стратегического развития предусмотрено перевести на английский язык несколько основных образовательных программ: лингвистика (она уже переведена), психология, педагогическое образование (иностранные языки) и педагогическое образование (русский язык и литература). Над переводом работает кафедра правоведения и восточных языков и престижное закрытое акционерное общество переводчиков «ЭЛС» из Москвы.

Наши преподаватели успешно разрабатывают учебные книги и электронные ресурсы. На 1 ноября текущего года они подготовили 3 программных разработки учебного назначения и 29 пособий, большая часть которых прошла обсуждение на учебно-методическом совете вуза. До конца года ожидается еще 15 пособий. Учебные книги в 2012 году публикуются как в университетском издательском центре, так и в московском издательстве при МГУ им. Ломоносова «Макс-пресс». Из программы стратегического развития на разработку и издание учебных пособий, пополнение библиотечных фондов и подписку выделено свыше 3 млн рублей.

Наши преподаватели – личности, безусловно, творческие, и между собой они конкурируют – разумеется, в положительном понимании, что не только делает жизнь вуза еще интереснее и разнообразнее, а значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса. Мы организовали три конкурса с денежным призовым фондом. По результатам первого конкурса были награждены 22 человека. Подходит к завершению второй конкурс, в котором принимают участие более 60 штатных сотрудников вуза.

Немаловажно, что записи 36 мастер-классов преподавателей составят основу университетской видеотеки педагогического мастерства. При этом молодым преподавателям мы уделяем особое внимание. Авторам мастер-классов выплачиваются премии в размере 10 тысяч рублей за занятие, такое же стимулирование получают молодые преподаватели-конкурсанты. Общий же призовой фонд стимулирования для молодых конкурсантов составляет 500 тысяч рублей.

В данный момент мы – на первом этапе третьего конкурса, в котором сможет принять участие не меньшее число преподавателей вуза и все кафедры. Сегодня подано 20 заявок от молодых преподавателей до 35 лет. Фонд оплаты по третьему конкурсу также достойный. И уже готовится положение о четвертом конкурсе, который пройдет в декабре текущего года. Кстати, конкурс имеет название «55». Ведь в 2013 году наш вуз будет праздновать большой юбилей – 55 лет!

 

- Наталья Глебовна, КамГУ им. Витуса Беринга всегда отличался передовой научно-исследовательской и инновационной деятельностью. Эта тенденция по-прежнему в силе?

- Это, безусловно, так. В рамках государственного задания вузу на 2012 год и на плановый период 2013-2014 мы реализуем три крупных научно-исследовательских проекта естественнонаучного и гуманитарного профилей. Общая сумма расходов федерального бюджета на фундаментальные научно-исследовательские работы, предусмотренные госзаданием вузу, в текущем году составила около 2,5 млн рублей.

Помимо этого, Минобрнауки РФ выступил в качестве госзаказчика на оказание услуг по предоставлению высшего профессионального образования по направлениям послевузовского профессионального образования – аспирантуры. По очной форме обучения мы обязуемся в этом году подготовить 15 аспирантов и по заочной – 13. К сожалению, должна заметить, что Минобрнауки пересмотрел свое задание нашему вузу в части подготовки аспирантов на бюджетные места. А что касается последнего выпуска аспирантов, он может быть признан успешным, поскольку к настоящему времени 3 из 9 аспирантов выпускных курсов (бюджетной формы обучения) достойно защитили свои кандидатские.

Это для нас очень важно, ведь деятельность аспирантуры вуза – один из показателей его престижа, способствует позиционированию нашего университета в качестве регионального центра подготовки научных кадров для камчатских организаций ДВО РАН.   Среди положительных тенденций развития аспирантуры – тот факт, что в прошлом и в текущем году на платной основе к аспирантуре вуза прикрепилось для написания кандидатских диссертаций 5 соискателей.

Повышение квалификации научно-педагогических работников в нашем университете – процесс постоянный. В настоящее время успешно выполняют график повышения квалификации преподаватели 10 профильных кафедр факультетов. До конца года планируется выезд на учебу 12 преподавателей трех кафедр факультета иностранных языков, трех кафедр психолого-педагогического факультета, двух кафедр филфака, кафедр социально-экономического и физико-математического факультета.

А стратегическая цель научно-исследовательской работы нашего вуза состоит в том, чтобы трансформировать его в университет, задающий ориентиры для научно-исследовательского сообщества Камчатки и Дальнего Востока в области современного естествознания и гуманитаристики, выполняющий востребованные в России и за рубежом научные исследования и разработки. Для этого мы прилагаем максимум усилий: преподаватели и научные сотрудники, совмещающие основную деятельность с научной, материально поощряются.

Всего с 1 апреля по 1 ноября текущего года на повышение научной квалификации мы направили 24 аспиранта и молодых ученых. В том числе состоялась поездка научных сотрудников на научную конференцию в Перу.

Достойным завершением и великолепным украшением всей научно-исследовательской деятельности вуза в 2011/2012 учебном году стали три научные конференции НИИ РГП, две из которых имели статус всероссийских.

 

- Немногие вузы на Камчатке сегодня организуют летние научно-исследовательские лагеря. А в КамГУ эта практика продолжается?

- Эта работа никогда не останавливалась. Более того, если в прошлом году в условиях ограниченного финансирования нам удалось организовать только 4 лагеря, то в этом году – 9. Полевые исследования – это всегда сбор материалов, аналитическая обработка которых начинается по окончании полевых сезонов, когда готовятся отчеты, пишутся тексты выступлений на будущих научных конференциях, готовятся к печати научные статьи. В вузе эту сложную и кропотливую работу со студентами из года в год образцово-показательно проводит кафедра географии, геологии и геофизики. Члены кафедры в текущем году в 11-й раз провели региональную молодежную конференцию молодых геологов, геофизиков и вулканологов и выпустили сборник научных статей. Аналогичную работу со студентами-соисполнителями проводили научные сотрудники лаборатории месторождений полезных ископаемых под руководством В. Округина. Практически все студенты-лаборанты и молодые научные сотрудники лаборатории поучаствовали в работе 3-й всероссийской школы молодых ученых, проходившей на базе Института экспериментальной минералогии РАН в п. Черноголовке Московской области.

 

- То есть студентам и научным сотрудникам в собственном соку вариться не приходится?

- Более того, как и в прошлые годы, вуз активно вел международную деятельность по различным направлениям. Мы реализовывали международные программы  академических обменов студентами, и здесь прошло два крупных мероприятия. Это языковая стажировка 5 студентов в Китае (Харбинском педуниверситете) и обучение студентов-японистов.

Как и в прошлом году, вуз принял участие в конкурсном отборе кандидатов на обучение в вузах Китая по линии Минобрнауки РФ. Одна из наших студенток, Анастасия Остапенко, достойно выдержала конкурс документов.

Университет продолжал реализовывать ранее достигнутые договоренности с американским университетом Фэрбенкса. С большим успехом в рамках этого соглашения были проведены две вулканологические школы – на вулкане Катмай (Аляска) и в районе наших вулканов Горелого и Мутновского.

Невозможно охватить в одной беседе все, что было сделано в нашем университете за последний год. Настолько обширна и многогранна эта работа, успешность которой трудно переоценить благодаря усилиям нашего большого, сплоченного, творческого коллектива преподавателей и научных работников. Конечно же, огромную признательность хочется выразить тем, для кого мы работаем – нашим студентам, многие из которых приходят сюда не просто получать образование, а становятся неотъемлемой частью этого прекрасного живого организма – нашего университета. 

Я люблю свой вуз, своих милых, замечательных студентов, моих прекрасных коллег, преданных вузу, любящих его, делающих все для его развития. Благодарю их за самоотверженный труд и знаю, что на их помощь и поддержку всегда могу положиться. Служу вузу, боготворю его и сделаю все для его процветания!

 

Мария Шупеник

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.