Сергей МЕЧЕТИН: «С помощью лома и топора город не сделать красивым и комфортным»

К амчатские дороги – это всегда экстрим. И даже когда наступит тот фантастический день и час, когда все они станут ровными и безопасными, необходимость их содержания никто никогда не отменит. Труд самих дорожников всегда будет напряженным, сродни работе спасателей. Именно таковы будни муниципального унитарного предприятия «Спецдорремстрой» («СДРС»), которое уже в третью зиму входит под руководством директора предприятия Сергея МЕЧЕТИНА.

Минувший четверг, 15 ноября, стал фактическим началом самого экстремального, зимнего периода содержания дорог. Сергей Иванович сменил деловой костюм на камуфляжную форму. Всю пятницу он провел на дорогах Петропавловска, наблюдая за работой техники. Если в прошлом году «СДРС» отвечал за зимнее содержание только городских магистралей, то теперь, благодаря выигранному аукциону, к ним прибавились все межквартальные дороги и придомовые территории. Проконтролировать работу собственной техники, работу многочисленных субподрядчиков, отладить новую систему зимнего содержания работ – эта колоссальная ответственность теперь лежит на Сергее Мечетине. Работа днем и ночью в период снегопадов и в последующие дни, на сон – в лучшем случае часа 3. Тут есть над чем задуматься тем, кто обвиняет «СДРС» и его руководителя в неумеренных аппетитах – в том, что аукцион на зимнее содержание дорог краевого центра был организован якобы «под него». Есть о чем подумать и заказчику – муниципальному учреждению «Управление транспорта и дорожного хозяйства» во главе с директором Константином Бутриком. А конкретно – о том, что надо бы повысить эффективность и профессионализм собственной работы. В первый день снегопада в Петропавловске Сергей Мечетин, несмотря на занятость, все же нашел время для интервью газете.

 

— Сергей Иванович, дневать и ночевать на работе – это необходимость?

— А по-другому не получится. В техническом задании наши заказчики — МУ «Управление транспорта и дорожного хозяйства» — написали, что мы должны убирать 2 раза в дневное время, а оплату ночных часов не предусмотрели. Но можете себе представить, что творилось бы на дорогах, если бы мы не вышли в ночь и не посыпали солью улицы, а вышли бы только в 8 утра? Сказать «каток» — ничего не сказать.

Зима не спрашивает, когда пойти снегу. Чистить надо круглые сутки. Днем чистятся подъездные пути к учреждениям социальной сферы, места для мусорных баков, затем межкварталки и придомовые территории, ночью – магистрали. Эту оптимальную схему уборки города придумали до «Спецдорремстроя», она существовала, наверное, испокон веков, просто заказчик забыл и про нее, и про то, что магистральные дороги чистить можно только в ночное время.

 

— Известно, что в этом году заказчик выставил новые условия. Каковы они?

— Прежде всего, они нереальны для исполнения. Например, за 7 часов с момента окончания снегопада убрать весь город. А штраф за 1 км неочищенной дороги, вне зависимости от того, магистральная она или придомовая, – от 30 тысяч рублей и выше. Таково личное пожелание начальника МУ «УТДХ» Константина Бутрика. На мой вопрос, откуда они взяты, ответ был таков, что 94-й ФЗ о государственных и муниципальных закупках позволяет устанавливать систему штрафов. А почему именно 30 тысяч рублей, а не 60 и не 5, начальник МУ отвечает, что он «так решил». Если эта система будет соблюдаться, наше предприятие и наши субподрядчики будут разорены. А все попытки комитета городского хозяйства и даже главы города убедить господина Бутрика в том, что он выставляет нереальное техническое задание, не приносят результатов.

В Петропавловске только магистральных дорог более 100 км. Межквартальных и придомовых – втрое больше. Люди абсолютно обоснованно требуют улучшения качества своей жизни, мы должны стремиться к этому. Но если нет предела совершенству, то есть предел возможностям.

 

— А что необходимо для того, чтобы дороги зимой были в идеальном состоянии?

— При имеющемся количестве техники для снегоочистки всего города, даже при идеальной организации труда, недели не хватит. Для вывоза снега за 7 часов нужно 236 больших самосвалов. Чтобы убрать за 7 часов только магистральные дороги, надо иметь 26 грейдеров, а у нас их всего 16.

Но мы стараемся не жаловаться, а постоянно модернизируем свою работу. Было закуплено 4 комплекта машин «Жилетта», которые сегодня высвобождают до 12 посыпальных машин на магистральных дорогах.

На сегодняшний день с нами работает 7 предприятий-субподрядчиков. Но мы и дальше ведем поиск желающих работать и зарабатывать деньги.

 

— Как получилось, что зимнее содержание всего города досталось «СДРС»?

— По опыту прошлого года городские власти поняли, что на аукцион нужно выставлять единой массой все дороги. Жители «Горизонта», района 9-й школы, да и многих других микрорайонов прекрасно помнят, как они жили зимой. Снегоуборочная техника туда если и заходила, то очень редко. Сбив цены на аукционе, подрядчики явно переоценили свои силы. Либо намеренно поступили как мошенники. В этом году, когда сделали единый аукцион, большинство поняли, что всю городскую территорию не потянут. Здесь и требования совсем другие. Когда подрядчик работает по результатам победы на аукционе, если он не справляется, его можно отстранить от работ только путем долгих судебных процедур. А в нашем случае мы заключаем с субподрядчиками прямые договоры, которые будем расторгать в случае их невыполнения. Поэтому я сразу сказал руководителям, чтобы брали столько территории, сколько реально осилят.

Некоторые горячие головы говорят, что аукцион был сделан «под «Спецдорремстрой». Должен сказать открыто, что это вранье. Аукцион выставляется на российской площадке, и любой желающий может туда зайти. Другой вопрос, сможет он справиться с заявленными объемами работ. Что касается нас, то по уборке магистралей прошлой зимой мы претензий не имели.

 

— Зато говорится о том, что «СДРС» не справился с планом по укладке бордюров…

— Начну с того, что по выигранным аукционам мы положили в Петропавловске около 17 км бордюров, более 240 тысяч кв.м асфальта, более 17 тысяч кв.м тротуаров. Заказчик, все то же МУ «УТДХ», при формировании технического задания не учитывал ни нормативы, ни трудозатраты на производство работ. Что мы не успели? Нереально было уложить 43 км бордюров. Представьте, это как расстояние от Елизова и обратно. Всего заказано было более 60 км бордюра всем подрядчикам. Ни один из них на 100 процентов объемы не выполнил. Наша промышленность попросту не произведет 60 км бордюров и за 2 года!

Между тем основная масса аукционов прошла во второй половине июня и июле. Поэтому, получив аукционное техзадание, мы были вынуждены срочно принять меры к разворачиванию ремонтно-строительного участка по выпуску железобетонных изделий, в том числе и бордюров. Пока получили оборудование, пока организовали работу, время было упущено. Если бы аукцион господин Бутрик объявил в феврале, к марту-апрелю мы решили бы эту задачу. А с учетом того, что мы только в июле узнали о таких объемах работ (43 км бордюров), уже в августе выпустили собственную продукцию. Так в чем можно обвинять «Спецдорремстрой»?

 

— Почему аукционы объявляются поздно?

— Отчасти это связано с задержкой открытия финансирования. Но заказчик, зная состояние дорог, должен действовать превентивно. Происходит вот что: сначала заказчик ждет денег, потом начинает готовить аукционную документацию, потом от 45 до 60 суток проводит аукционы, и в конечном итоге мы получаем плачевный результат… У заказчика должно быть все подготовлено, а, получив финансовые ресурсы, он должен только вставить цифры, сколько необходимо на ту или иную дорогу, эти цифры должны быть просчитаны. Сегодня же мы видим неэффективную, а с учетом необоснованных технических заданий — еще и непрофессиональную работу МУ «УТДХ». Ведь что получается: депутаты на городском и региональном уровнях голосуют за увеличение финансирования дорог. Понятно, что тем самым отнимают у других отраслей. Тем временем, только благодаря неорганизованности заказчика, мы теряем эти деньги из-за недоосвоения, возвращая их в бюджет, и переносим на следующий год.

 

— Будь аукцион по укладке бордюров объявлен своевременно, объемы были бы выполнены?

— Смотрите сами: за 14 дней мы положили около 3 км бордюров экструдером – купленной нами современной бордюроукладочной машиной. Если бы мы хотя бы в июне вывели экструдер (а ведь еще надо было отрабатывать технологию его применения!), то за 4 месяца мы уложили бы 40 км бордюра. Эта машина имеет огромную производительность. Если бригада из 10 человек укладывает 60 м бордюров за 8 часов, то экструдер с одним оператором – 200 м за то же время. К сожалению, половину не засохших бордюров потоптали наши несознательные горожане. А свои промахи в процессе отработки технологии мы уже знаем, и в следующем году бордюры положим гораздо лучше, даже если г-н Бутрик продолжит нам советовать выбросить экструдер и укладывать бордюры с помощью лома и топора.

 

— Асфальт тоже укладывался в этом году с применением прогрессивных технологий?

— Во-первых, большим подспорьем стал приобретенный нами ресайклер. Если бригада с помощью обычной техники за 10 дней делает асфальт на одной придомовой территории, то ресайклер – на 6 таких территориях за 12 часов. Чтобы все поняли, дорога от Чубарова до Вулканной, по которой еще совсем недавно страшно было ездить, была сделана ресайклером. Мы использовали эту машину и на трассе Елизово — Березняки. Такую технику необходимо покупать и использовать.

Мы уложили качественным асфальтом все межкварталки и придомовые территории, что были в аукционе, от п.Авачи до «Силуэта» по правой стороне. В этом году за счет собственных средств предприятия провели реконструкцию битумного хозяйства, что повысило и качество битума, который применяется при производстве асфальта, и его количество, что позволило нам выпускать до 800 тонн асфальта в смену.

Кроме того, мы готовы применять новые эмульсии, которые увеличивают срок службы асфальта с нынешних 2 до 5 лет. В этом году покрыли этим «Рекламатом» участок дороги от городской свалки до 9-й школы. Именно этот участок дороги был выбран, поскольку он подвержен наибольшим нагрузкам, круглый год по нему возит стройматериалы большегрузный транспорт. Теперь наблюдаем, как будет вести себя этот асфальт. В следующем году аналогичный эксперимент проведем в центре города. Теперь нам понятно, как применять эту эмульсию, какие нормы выставлять. Все важно, что называется, пощупать. Вот только выступать с инициативами по применению новых технологий должен заказчик и, соответственно, финансировать эти мероприятия. Пока же все происходит наоборот. Но ждать от кого-либо милостей мы все же не будем и с этого пути не свернем. В январе наши специалисты поедут в Швейцарию — посмотреть, как применяются в их дорожном строительстве адегизионные добавки и эмульсии. С 10 по 17 декабря специалисты отправляются в Хабаровск на повышение квалификации. Работать дальше дедовскими способами мы не намерены.

Планируем довести до ума битумное хозяйство, приобрести эмульсионную установку, реконструировать свой асфальтобетонный завод с тем, чтобы дозаторы в автоматическом режиме добавляли различные присадки к битуму и асфальту.

 

— А как развивается бывший совхоз декоративных культур, который с апреля является частью МУП «СДРС»?

— В этом году поменяли покрытие одной теплицы, а сделать больше не позволили финансовые ресурсы. Пока оборудуем современные системы отопления для того, чтобы экономить, а не тратить деньги. Намерены перейти от ручного к механизированному труду. Провели переговоры, собираемся приобрести итальянское оборудование, которое окажет существенное влияние на организацию производства и позволит снизить бестолковые затраты. Мария ШУПЕНИК

4143

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых