Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Любимое варенье – богуновское

23:43
5157

Николай БОГУНОВ - предприниматель для Камчатки уникальный. Он единственный, кто профессионально занимается сбором и переработкой лесных богатств – ягод, грибов, папоротника, трав. Продукция, выпущенная под маркой «ИП Богунов», пользуется заслуженной любовью земляков, не залеживается на прилавках магазинов, ее охотно приобретают рестораны и кафе. Конкурентов у Богунова нет, но его это не радует, а, скорее, удивляет: камчатский лес щедр на дары, а дикоросы очень полезны и вкусны, так почему бы не воспользоваться природной кладовой и не насытить рынок дефицитной продукцией?

На Камчатке Николай Богунов остался после службы в армии, в конце 1970-х годов. Урожденный сибиряк, он с детства был приучен к тайге, знал ее секреты и умел пользоваться ее богатствами. Новая родина оказалась тоже не обделена лесами, и каждый сезон Николай с семьей, обосновавшийся в Елизове, ездил в атласовские угодья по грибы и ягоды.

 

Взлет с запасного аэродрома

- Сперва мы заготавливали все только для себя, - рассказывает Богунов, - но когда наступили тяжелые времена развала страны, мы с женой пробовали заниматься торговлей, и оказалось, что продажа дикоросов может быть неплохим приработком. Масштабы были, конечно, маленькие: собираем свежую ягоду – излишки продаем, грибочки летом сварили, зимой между делом продали. Так, приятный бонус. Но постепенно я понял, что лоточная торговля надоела до чертиков – сплошная каторга, ни творчества, ни перспектив. и стал постепенно осваивать переработку дикоросов, готовить запасной аэродром.

Сразу выяснилось, что наскоком это дело не взять: подходить нужно основательно, осваивать технологию, развивать сбыт, строить производственную базу. Грибы, например, – очень тонкий продукт, считаются условно съедобными, и требования к их производству предъявляются серьезные. Но богунова сложности не смутили, напротив – с интересом и энтузиазмом он погрузился в теорию и практику производства, разрабатывал стандарты предпринимателя, ТУ, получал сертификаты на продукцию.

- До всего доходил своими головой и руками, - делится Николай Петрович. – В среднем, на каждый вид продукции нужно 3 года, чтобы в серию его запустить. Сперва готовишь пробные партии, пробуешь «на зуб» - оно не оно? Смотришь, как хранится зиму, угощаешь друзей – что скажут? и когда все это сходится к оценке «отлично», тогда качество и в лаборатории автоматом подтверждается, не раз проверено!

За 8 лет ИП Богунов освоил выпуск практически всех даров леса: грибы сушеные и маринованные, папоротник сушеный и соленый, черемша маринованная и аджика из черемши, ягоды – брусника, голубика, жимолость – мороженые, протертые с сахаром, в виде варенья и сушеные, а также фиточаи из ароматных и полезных трав.

 

Золотая ягодка

Производственную базу Николай построил в Мильковском районе, в Долиновке. Папоротник и черемшу он заготавливает в Елизовском районе, а потом приходит время готовиться к сбору ягоды, завозить на базу тару, сахар, продукты для рабочих. Заготовительные пункты Богунова разбросаны по всей округе: в Атласове, Козыревске, Таежном. Все ягодные места давно известны, и бригады (год из года формируются из одних и тех же людей) даром времени не теряют – ведут сбор по четкому плану. И все же не они основные поставщики ягоды, а местные жители поселков, измаявшиеся от отсутствия работы. В четырех районах края каждый сезон приемщиков Богунова ждут как самых желанных гостей.

- Люди готовятся «к путине», - рассказывает Николай Петрович, - ремонтируют автомобили, заранее пропалывают грядки, чтобы потом не отвлекаться. Если у кого-то есть работа – берут отпуск, не хотят терять приработок. Но, в основном, в поселках сидят без дела и очень серьезно относятся к возможности заработать в день 3-4 тысячи рублей. У нас приемные цены не бросовые, мы хорошо платим, но и требования к качеству предъявляем высокие. Местные наши требования выполняют – лишь бы приемка шла. Например, в Анавгае до морозов просили не закрывать приемный пункт – бруснику носили уже, считай, мороженую.

Богунова изумляет тот факт, что в лесах ягоды полно, а в Петропавловске ее и в сезон дешевле чем за 300 рублей за кг не купишь:

- Только клубника из испании на Новый год дороже, а все остальное привозное – дешевле! - констатирует предприниматель. - Урожайный ли год, нет – на рынке в городе цены не падают. Хотя, если людей организовать, город свежей ягодой завалить можно! Мы пытались на рынке в Елизове цены сбить – сдавали отдельным перекупщикам по 100 рублей за кг и просили по 150 продавать. Все равно накручивают! Тогда стали всем подряд предлагать по нашей цене. Вот тогда упала планка, и люди стали махом эту ягоду разбирать, есть же разница – по 300 рублей или по 150.

 

«Грибные» деньги лопатой не нагребешь

Определение «самый» в промысле дикоросов относится, главным образом, к грибам. Это самый трудоемкий, самый рискованный, но и самый прибыльный сегмент дела. Как уже говорилось, грибы считаются условно съедобными, и в производстве, и в торговле к ним применяют самые жесткие требования и самый суровый контроль. Однако и спрос на маринованные и соленые грибочки – самый высокий. Плохо, когда год неурожайный, это существенно бьет по предпринимательскому бюджету. Зато если в изобилии уродились – на тихую охоту поднимаются целыми поселками, бригады Богунова насчитывают до 80 человек, собирают десятки тонн лесного деликатеса.

- В Таежном (неперспективное село, 92 человека живут) за 2 недели 11 тонн грибов нам принесли! - говорит Николай Петрович. - Каждый вечер привозят, получают деньги. Для них это работа.

Когда есть «грибные» деньги, можно и базу развивать. благодаря им вели строительство в Долиновке (сейчас там не только производственный цех, но и приличное общежитие для сезонных рабочих, баня, кухня-столовая), купили грибоварни, рефконтейнер, сушилки на 800 кг, построенные по индивидуальному проекту.

- Развиваться надо было, - рассказывает Богунов. – Теперь на этой базе мы можем и 100, и 200 тонн различной продукции из дикоросов произвести. Только невыгодно это. Даже 44 тонны, которые мы произвели в прошлом году, слишком хлопотно. Потому что для производства таких объемов не хватает оборотных средств, а кредиты взять – проблема. Так что мы решили сменить стратегию и не расширять производство. Ограничимся выпуском 20-30 тонн. Семье хватит, чтобы прожить, а других стимулов нет.

 

Где предел развитию

Спрос на продукцию из дикоросов стабильно высок – как в пределах Камчатки, так и на мировом рынке. Производство попросту не успевает удовлетворить этот спрос. Заготовительные отрасли Западной Европы и Северной Америки, некогда процветавшие, переживают ныне упадок из-за резкого сокращения природных ресурсов. В этих регионах все больше распространяется культивационный способ производства ягод и грибов. Заготовка дикоросов ведется ныне всего в трех регионах мира: в России, Азии (в основном, в Китае) и в Южной Америке. В России доминирующие позиции принадлежат Сибири (где лидирует Томская область), заготовителям Центрального района (они ориентированы на Москву) и Карелии (свыше 40 компаний поставляют дикоросы в Северную Европу, все работают на условиях полного финансирования со стороны западных партнеров). Почему бы Камчатскому краю не занять достойное место в этом кратком списке? Ведь наши соседи из японии проявляют живой коммерческий интерес к лесным экологически чистым продуктам.

- Японская фармацевтическая компания заказывала у нас 6 тонн мороженой черемши, но у нас нет своего холодильника для такого количества продукции. и не только японцы интересуются, - говорит Богунов. – В Германии готовы приобрести 4 тонны концентрата жимолости, именно камчатской. Но производится этот концентрат на дорогостоящем оборудовании, которое нам не по карману.

Словом, все упирается в средства. Взять кредит в банке для предпринимателя масштаба Богунова нереально – требуется залоговое обеспечение, а его не набрать, даже если заложить все имущество.

- Банку все равно – коровник ты будешь строить или казино, - рассказывает он. – я каждый год для очистки совести произвожу контрольный обход банков. Объясняю: сельское хозяйство, пищевая продукция… «Залога нет? До свидания!». В этом году Россельхозбанк решил пойти навстречу – за 5 млн рублей потребовал залог на 7,2 млн. Где я их возьму? Мы берем кредиты в фонде поддержки малого и среднего бизнеса «Содружество» под 27 процентов, и это за счастье, потому что вообще приходится у частных лиц под 36 процентов кредитоваться. Вот мы в прошлом году истратили 6 млн рублей на производство, к весне все продали, и проценты съели половину прибыли – 1 млн ушел только на их погашение. На таких условиях уже не хочется брать кредиты, чтобы ради их же возврата продукцию производить.

По оценкам экспертов, это своеобразный, но достаточно прибыльный бизнес: можно добиться эффективности инвестиций от 30 до 200 процентов. Где же государственная поддержка малого бизнеса? Где дальновидные инвесторы, которые могли бы помочь поставить производство на солидный уровень? Фактически, хозяйство Богунова – действующий комплекс, жители глубинки только рады будут обеспечивать его сырьем, а зарубежные фирмы уже сейчас готовы делать заказы. Обидно будет, если перспективное дело так и останется в зародыше, ведь речь идет о сверхполезных продуктах питания, которых так не хватает сегодня в пищевой промышленности. и не только пищевой: канадский опыт показывает, что на основе дикоросов можно изготавливать натуральную косметику – мыло, скрабы, помаду и крема, пользующиеся бешеным спросом на мировом рынке. На томском рынке дикоросов работают 25- 30 компаний, лидирует «Томская продовольственная компания», которая перерабатывает продукцию, фасует в красивые пакеты и отправляет в италию, Германию, Голландию, израиль, США и другие страны. Почему бы и Камчатке не воспользоваться богатством, которое лежит у нас под ногами?

 

Эмма КИНАС
Фото из архива Николая БОГУНОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.