Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Деятельность фондов на территории Камчатского края

19:21
2846

В последнее время в России существенно возрос интерес общества к деятельности некоммерческих организаций. Постепенно приходит осознание созидательной роли некоммерческих организаций в формировании современного гражданского общества в России.

Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики и социальной защиты населения.

Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» признает в качестве некоммерческой организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Фонд – это одна из наиболее распространенных форм, в которых создаются некоммерческие организации. Законодательством Российской Федерации определено, что фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

На практике зачастую создаются фонды, сочетающие в себе различные цели деятельности, вследствие чего не представляется возможным определить, с какой конкретно целью создается фонд. Довольно часто учредители не учитывают специфику организационно-правовой формы фонда. Исходя из закона, целью фонда как некоммерческой организации является аккумулирование средств и направление их на определенные (согласно выбранной цели) общественные блага. Таким образом, задачей фонда является не осуществление какой-либо самостоятельной деятельности, а направление аккумулированных средств, на достижение целей фонда.

Однако часто в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации для регистрации фондов представляются уставы, в которых цель по аккумулированию имущества просто отсутствует, а виды деятельности не соответствуют выбранной организационно-правовой форме.

По состоянию на 21.12.2012 года общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю некоммерческих фондов составляет 29, из которых 10 являются благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляет 13, из которых 2 являются благотворительными фондами.

Для сравнения, в аналогичном периоде 2011 года общее количество зарегистрированных в ведомственном реестре управления некоммерческих фондов составляло 101, из которых 37 являлись благотворительными фондами; общее количество зарегистрированных общественных фондов составляло 19, из которых 9 являлись благотворительными фондами. В ходе проведенного анализа материалов учетных дел фондов, зарегистрированных на территории Камчатского края, специалистами управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю выявлен ряд нарушений законодательства.

Так, в соответствии со ст. 7 федерального закона от 12.01.1996 г. №7ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности. В нарушение указанного требования законодательства наименование некоторых фондов не отражают характер деятельности, например, название фонда «Камчатский ветер».

В соответствии со ст. 28 федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» наименование общественного фонда должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. В нарушение указанного требования законодательства такие наименования, как, например, региональный общественный фонд «Праздник», не содержат указания на территориальную сферу деятельности.

Ч. 4 ст. 118 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 7 федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено обязательное создание в фонде попечительского совета, осуществляющего надзорные функции. Следует иметь в виду, что попечительский совет не является органом, реализующим функцию управления юридическим лицом, однако данное положение нередко встречается в уставах фондов, при этом к компетенции попечительского совета ошибочно относят полномочия, отнесенные законодателем к компетенции высшего органа управления.

Допущенные фондами нарушения законодательства обусловлены тем, что большинство фондов, действующих на территории Камчатского края, были зарегистрированы налоговым органом, в полномочия которого не входила экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию.

В 2006 году полномочия по регистрации некоммерческих организаций и проведению правовой экспертизы документов на предмет соответствия законодательству переданы Министерству юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации учредительные документы многих организаций просто утратили свою актуальность и попросту устарели.

В результате осуществления контрольных функции за деятельностью фондов управлением выявлены характерные нарушения, допускаемые данными некоммерческими организациями:

1. Деятельность общественного благотворительного фонда не соответствует его организационно-правовой форме. Общественные благотворительные фонды осуществляют деятельность фактически соответствующую деятельности общественной организации, то есть их деятельность не направлена на формирование имущества и его использование на общественно-полезные цели.

2. Большинство общественных благотворительных фондов не публикует ежегодно отчеты об использовании своего имущества, хотя такая обязанность установлена законом специально для фондов (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п. 2 ст. 7 федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. Еще одним распространенным нарушением является несоблюдение общественными благотворительными фондами положений федерального закона от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Так, в соответствии с 3-м разделом указанного закона, условия и порядок осуществления деятельности благотворительной организации подразумевают наличие благотворительной программы. Благотворительная программа - это комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организации и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации. Однако на практике, в нарушение действующего законодательства, во многих общественных фондах благотворительные программы отсутствуют.

4. Следует обратить особое внимание также на проблему, связанную с целевым расходованием общественными фондами имущества, в том числе - денежных средств.

Нецелевым использованием имущества является:

  • расходование не соответствующее уставным целям фонда,
  • расходование не соответствующее целевому поступлению.

Согласно п. 1 ст. 7 федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Таким образом, расходование средств фондом не в соответствии с его уставной деятельностью является грубым нарушением действующего законодательства.

5. Самым распространенным нарушением законодательства Российской Федерации среди общественных и благотворительных фондов, является несоблюдение п. 1 ст. 7 федерального закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», согласно которому фонды обязаны проводить ежегодный аудит.

В нарушение указанной нормы права аудиторская проверка общественными благотворительными фондами в большинстве случаев не проводится в связи с тем, что проведение аудиторской проверки значительно дороже, чем предусмотренные законодательством санкции, которые может применить фискальный орган при непредставлении аудиторского заключения.

В случае выявления вышеперечисленных нарушений в деятельности некоммерческих организаций к ним применяются различные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

Тем не менее, несмотря на трудности, связанные с необходимостью соблюдения положений законодательства и представлением отчетности в различные контролирующие органы, в настоящее время на территории Камчатского края существуют и активно работают фонды, неравнодушные к проблемам земляков.

Интересующую дополнительную и справочную информацию можно получить в отделе по делам некоммерческих организаций управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю по телефону: (415-2) 25-20-58.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.