Дорожная карта Камчатки

Интервью с министром транспорта и дорожного строительства края Юрием ЗУБАРЕМ

— Уже в середине января на Камчатку будут доставлены баржа «Сосновка» и судно на воздушной подушке «Арктика». На каких направлениях они будут работать?

— Для Камчатского края уже построено и следуют к нам еще две самоходных накатных баржи грузоподъемностью по 250 тонн – это «Сосновка-3» и «Сосновка-4», а также два вездехода на воздушной подушке «Арктика 2ДК». Пополнение флота ждем в третьей декаде января этого года.

Что касается амфибийных вездеходов «Арктика», то они крайне востребованы на Камчатке и помогут обеспечить транспортную доступность многих населенных пунктов полуострова, особенно на севере, в условиях тундры и болот. После получения вездеходов их эксплуатация планируется в северных районах Камчатского края. Вообще эти суда, построенные в Омске, уникальны. Они всесезонны, могут передвигаться как по воде, так и по суше, перевозить до 14 пассажиров, преодолевать различные преграды. При этом «Арктике» не нужны сложные причальные сооружения, погрузка и выгрузка людей может осуществляться и на необорудованный берег с соблюдением необходимых мер безопасности. В планах – приобретение еще двух судов вместимостью до 50 человек. Эти машины мы намереваемся эксплуатировать на линии Петропавловск-Камчатский – Вилючинск. Мы поддерживаем тесные деловые контакты с омскими судостроителями, у которых разработана неплохая линейка амфибийных вездеходов, которые могут выпускаться и в грузопассажирском, и в грузовом варианте грузоподъемностью до 20 тонн.

— Есть ли уверенность в том, что морские пассажирские перевозки в пределах Камчатки востребованы? Не случится ли того, что в условиях субсидирования авиабилетов многие предпочтут самолеты?

— Вопрос абсолютно уместный и правильный. В том то и суть развития всех транспортных составляющих: чтобы житель полуострова всегда имел альтернативу при выборе транспорта. Тем более это крайне важно для Камчатки, известной суровыми погодными условиями, огромными расстояниями и сложными рельефами.

Что касается пассажирских морских перевозок, они востребованы, например, в период навигации на линиях ПетропавловскКамчатский — восточное или западное побережье, между малыми поселками вдоль всего побережья. Взять хотя бы район Карагинского залива, или участок Усть-Хайрюзово — Тигиль — Палана. Да и не со всеми населенными пунктами Камчатки есть прямые авиарейсы. До них проще добираться морским транспортом. В подтверждение своих слов отмечу, что с начала эксплуатации по побережью самоходных грузовых барж «Сосновка-1» и «Сосновка-2» практически в каждом портпункте на их борт приходят местные жители и просят взять их пассажирами. Капитаны вынуждены отказывать, т. к. эти суда не приспособлены для транспортировки людей. Но мы видим, что эти услуги нужны людям.

— А что показал опыт использования барж?

— Суда полностью оправдали ожидания и с технической, и с экономической точки зрения. Тариф у них ниже, чем у других перевозчиков: по перевозке продуктов питания – в два раза, по генеральным грузам и технике – на 15-20 процентов. Это важно, особенно когда речь идет о социально значимых грузах. Сложившаяся практика и анализ развития транспортного флота показывает, что нам требуется больше судов подобного типа и разного тоннажа. Еще две «Сосновки», как я говорил, должны поступить на Камчатку уже в январе. Помимо этого есть планы построить к 2018 году еще 6 аналогичных судов грузоподъемностью от 250 до 60 тонн. Таким образом, в составе ГУП «Трансфлот» будет насчитываться около 10 новых, современных, рассчитанных на наши суровые Камчатские условия, барж. Напомню, что во времена Камчатского морского пароходства перевозки по побережью осуществляло порядка 20 самоходных грузовых плашкоутов.

— Юрий Николаевич, предполагалось, что строительство грузопассажирского судна «Василий Завойко», которое строили по заказу нашего края в Даляне, завершится уже в 2012 году. Почему этого не произошло?

— К сожалению, заказ на строительство судна был сорван. Общая сумма контракта составляла 422 млн рублей. Из них порядка 102 млн было переведено подрядчику. Суд признал за краем право на возврат 64 млн рублей. По остальной части суммы ведем претензионную работу. Будет сделано все, чтобы вернуть ее в полном объеме.

Но судно будет построено, и называться оно будет по-прежнему – «Василий Завойко», в честь первого губернатора Камчатки. Оно будет иметь те же характеристики, которые планировались изначально (длина около 70 метров, вместимость – 50 пассажиров, 200 тонн груза). Новый конкурс по выбору подрядчика объявлен, надеемся, что в конце 2013 года — начале 2014-го «Василий Завойко» будет построен и придет на Камчатку.

— В ноябре состоялась закладка первого камня в основание будущего морвокзала в Петропавловске-Камчатском. На какой срок рассчитано строительство?

— Возобновление морских пассажирских перевозок в крае напрямую связано с современным зданием морвокзала, строительство которого началось в этом году в Петропавловске-Камчатском. Его финансирование ведется по федеральной целевой программе и составляет 469,5 млн рублей. Заказчиком является Федеральное агентство морского и речного транспорта. Предполагается, что новое здание будет возведено в течение двух лет. Там разместятся таможенный пост и пункт пропуска через государственную границу РФ. Расчетная вместимость нового здания составляет 200 человек, пропускная способность пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации – 200 чел./час. Новый морвокзал станет морскими воротами Камчатского края. Правительство будет внимательно следить за ходом его строительства, за соблюдением качества работ.

— Предполагалось, что Петропавловск-Камчатское авиапредприятие перейдет в краевую собственность. Состоялось ли это событие?

— Да. Акт приема-передачи подписан 29 ноября. 11 декабря предприятие было зарегистрировано как краевое учреждение. Сейчас изучается его имущественное состояние, ведется аудит финансово-экономической деятельности. По итогам этой работы будет дана оценка текущей ситуации на предприятии, будут определены пути его развития. Вместе с тем нам уже сейчас ясно, что имеющийся аэровокзальный комплекс явно устарел и не отвечает современным требованиям по обслуживанию пассажиров. Мы начали и активно ведем работу по подготовке строительства нового аэровокзала с привлечением инвесторов, в котором будут созданы максимально комфортные условия для пассажиров – начиная с прибытия в аэропорт и до попадания на борт лайнера. Будет построена гостиница, в которой планируется размещать в том числе и пассажиров задержанных рейсов. Это особенно актуально для линий местной авиации, когда в силу нашей капризной погоды люди по несколько суток вынуждены коротать время в аэропорту, у знакомых и т. д.

Отмечу, что безопасность и комфорт авиаперевозок зависят и от состояния взлетно-посадочных полос, рулежных площадок, всего аэродромного хозяйства, по-прежнему остающегося в федеральной собственности. В этом году подрядчики приступили к реконструкции взлетно-посадочной полосы №1, которая была выведена из эксплуатации еще в 1978 году. Положительного решения по ее реконструкции удалось добиться лишь в августе прошлого года, после встречи губернатора Камчатского края Владимира Илюхина с тогда еще премьер-министром России Владимиром Путиным. Завершение работ запланировано на 2014 год. После этого полоса будет принимать практически все типы воздушных судов и отвечать всем требованиям воздушных перевозок.

Реконструкция полосы №1 – это первый этап реконструкции объектов федеральной собственности в аэропорту Петропавловска-Камчатского. На следующий год запланировано строительство водно-дренажной системы, очистных сооружений, рулежных дорожек, аварийно-спасательной станции, перрона. В общей сложности на реконструкцию аэродрома за счет средств федерального бюджета будет направлено 11 млрд 367 млн рублей.

По этой же федеральной программе будут реконструированы и другие аэродромы Камчатки. Так, в аэропорту пгт. Палана вместо грунтовой будет обустроена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса, принимающая все типы самолетов, которыми располагает ГУП «Камчатское авиапредприятие». Госконтракт по реконструкции этой полосы заключен с предприятием «Спецстрой России». Стоимость проекта – 925 млн рублей, период строительства – 2013-14 годы. В планах реконструкция аэродромов в поселках Никольское на одном из Командорских островов – острове Беринга, Оссора и Тигиль. Причем проектно-сметная документация, касающаяся Никольского, практически готова, госэкспертиза по ней завершится в январе 2013 года. Общая стоимость этого проекта – 856 млн руб.

— В сентябре произошло крушение пассажирского Ан-28, который летел из Петропавловска в Палану. Удалось выяснить причины этой трагедии?

— Установлены нарушения, которые могли к ней привести. Росавиация должна сделать окончательные выводы. По предварительным результатам проверки от должностей отстранен ряд специалистов авиапредприятия.

— После этой авиакатастрофы на Камчатке решено установить в обязательном порядке заход на посадку «по приводу», вне зависимости от погодных условий. Реализовано ли это решение?

— Схема захода на посадку соблюдается. Диспетчеры получили жесткое указание по этому поводу.

— Какие воздушные суда сегодня могут совершать рейсы в Палану?

— Зимой взлетно-посадочная полоса в Палане может принимать все типы воздушных судов, имеющиеся в распоряжении ГУП КАП, – АН-28, Як-40, Л-410, АН-26, летом только АН-28. После реконструкции паланского аэропорта, он сможет принимать самолеты этих типов круглый год.

— С 2011 года правительство края компенсирует тарифы на перелеты в отдаленные населенные пункты Камчатки. Продолжит ли оно эту политику?

— Сейчас тарифы на пассажирские авиаперевозки внутри региона субсидируются из краевого бюджета, и уходить от этой практики мы не собираемся. Ранее действующие и сниженные тарифы на авиаперевозки не изменялись в течение двух лет. В 2013 году экономически обоснованные тарифы увеличились в среднем на 72 процента, так, до Паланы реальный тариф увеличился на 7 680 рублей, до Оссоры на 4 780 рублей и так далее. К тому же в себестоимость билетов включены затраты на обеспечение пассажиров задержанных рейсов. Этому вопросу, кстати, на Камчатке впервые стали уделять должное внимание. Для сохранения транспортной доступности правительство края продолжает работу по субсидированию разницы между экономически обоснованным (предельным) и сниженными (пассажирскими) тарифами на территории Камчатки. В краевом бюджете на эти цели в 2013 году заложено 300 млн рублей, но этих средств недостаточно. Учитывая недостаточность бюджетных средств и отсутствие дополнительных источников финансирования, правительство края вынуждено повысить пассажирские тарифы от 30 до 50 процентов, что в денежном выражении составит от 370 до 2 900 рублей, в зависимости от направления.

Так, пассажирский тариф по маршруту Петропавловск-Камчатский — Палана вырос на 2 360 рублей, Петропавловск — Оссора на 2 040 рублей, Тиличики — Палана на 1 300 рублей, Тигиль — Воямполка – на 410 рублей. Процент субсидирования тарифов на авиаперевозки составляет теперь в среднем около 73 процентов.

— В последние годы край получает большие средства на ремонт дорог. Как вы оцениваете результат этой работы?

— Сегодня городские и региональные дороги выглядят намного лучше, чем несколько лет назад. В качестве примера могу привести участок дороги в 60 километров по трассе Петропавловск — Мильково, который реконструирован и введен в эксплуатацию в 2011 году. Прошедший год эксплуатации показал, что качество работ хорошее. Кроме того, подрядчик берет на себя гарантийный ремонт дорожного покрытия. Уже готов проект на реконструкцию следующего участка этой трассы 248 260 км в сторону Мильково. В 2013 году при наличии финансирования планируем начать его реализацию.

— В июле 2012 года было открыто сквозное движение по новому мостовому переходу через реку Камчатка. Значит ли это, что мост официально сдан в эксплуатацию?

— Мост принят, акт приема-передачи подписан. К качеству замечаний нет. При строительстве моста были использованы современные технологии, учтена сейсмика. На сегодня это самый протяженный мост в крае, его длина – 445 метров. Его строительство обошлось федеральному бюджету почти в 2 млрд рублей. Проезд из Ключей на юг полуострова больше не зависит от паромной переправы.

Проблем там было немало – паводки, суровые климатические условия, но мостовики справились. Этой осенью началось строительство мостовых переходов на другом участке реки Камчатка, в п. Ключи. Здесь предполагается возвести сразу три мостовых перехода общей протяженностью 565 метров. Кроме этого, будут обустроены подъездные пути, построено и заасфальтировано в поселке Ключи около 1,5 км дорог, установлено уличное освещение. Когда эти мосты будут построены, мы окончательно уйдем от переправ на трассе Петропавловск — Мильково — Ключи Усть-Камчатск и обеспечим круглогодичное автомобильное сообщение между краевым центром и УстьКамчатским районом. Соответственно там вырастет и транспортный поток. Стоимость этого проекта около 2 млрд 100 млн рублей.

Еще один стратегический для края дорожный объект – это автозимник продленного действия Анавгай — Тигиль — Палана. Уже в этом году мы планируем полностью завершить строительство участка автозимника Тигиль — Палана со строительством 4-х мостов, самый большой из которых около 140 метров длиной через реку Матерая. Хочу отметить, что на финансирование строительства только этого участка до конца 2013 года из федерального и краевого бюджетов будет направлено 1,156 млрд рублей. Это вообще уникальный проект для Камчатки, имеющий огромное социально-экономическое значение для развития Корякского округа. Представьте, по окончании строительства мы получим так называемое «сквозное» устойчивое транспортное сообщение от Петропавловска-Камчатского через Мильково и Анавгай до самой Паланы. Уйдем от водных и ледовых переправ, повысится доступность этого района полуострова, создадим еще один альтернативный транспортный канал, который наряду с развитием морских и авиационных перевозок обеспечит устойчивое сообщение с югом Камчатки, с краевой столицей.

— Некоторые руководители дорожных организаций говорят, что заказчик часто не обеспечивает их качественной проектной документацией. Например, на многих дорогах не предусмотрен водоотвод. В итоге вода не уходит, разрушает асфальт. Выходит, закапываем деньги в землю?

— Ремонт дороги и реконструкция – разные понятия. Если у дороги изначально не было водоотвода, то ремонт эту ситуацию не исправит. Только реконструкция и строительство новой дороги подразумевает создание дорожной инфраструктуры.

В этом году должно начаться строительство дорог в краевом центре в районе Северо-Восточного шоссе в направлении улиц Чубарова и Кавказской. Цель – разгрузить этот участок от транспорта, который идет в сторону 10 километра. Эти две дороги будут сделаны как положено: с водоотводом, переносом сетей, освещением и т. д. Осуществление проекта – компетенция города. Но финансировать его будет Камчатский край, который оставляет за собой право контролировать эту работу.

В завершении хочу отметить, что Правительством Камчатского края уделяется особое внимание безопасности дорожного движения, безопасности пешеходов и пассажиров, наведению порядка на дорогах. В этих целях разработана и утверждена краевая целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Камчатском крае на период 2013-2014 годы», в которой содержится целый ряд мероприятий, в том числе по закупке самой современной аппаратуры по контролю за соблюдением правил дорожного движения всеми участниками и фиксации допускаемых нарушений. На эти цели предусмотрено израсходовать из краевого бюджета около 87 млн рублей. Для сравнения можно сказать, что ранее имевшаяся аналогичная программа повышения безопасности дорожного движения на период 2010-2012 годы предусматривала финансирование в размере всего 6,6 млн рублей.

Наша основная задача сделать так, чтобы все пассажирские перевозки в крае – морским, воздушным, автомобильным транспортом – были доступны, безопасны и комфортны для жителей и гостей Камчатки.

Сергей НИКОЛАЕВ

5713

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых