Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Дальность полёта – 65 лет, высота подъёма – не ограничена

21:22
3744

1 января 1948 года аэропорт Петропавловск- Камчатский (Елизово) был выделен из состава Камчатского авиаотряда в самостоятельное подразделение с непосредственным подчинением Дальневосточному управлению гражданского воздушного флота. В задачу предприятия входила организация межобластных пассажирских и грузовых авиаперевозок. Аэропорт стал тем ядром, из которого развилось сегодняшнее Камчатское авиационное предприятие. Свое 65-летие оно встретило в новом качестве – получило статус краевого предприятия.

65 лет – солидный возраст для предприятия, особенно в нашей стране, которая за это время успела сменить общественнополитический строй, пережить натиск всевозможных реформ, экономический подъем и развал хозяйства. Словом, не так уж много у нас компаний-долгожителей. И Камчатское авиапредприятие попало в их число не только потому, что авиация для полуострова жизненно необходима, но и благодаря усилиям коллектива, личным качествам руководства команды. Кстати, все руководители авиапредприятия и структурных подразделений выросли из его же личного состава. В постперестроечные годы, несмотря на колоссальные трудности, им удавалось не просто удерживать предприятие на плаву, но и развивать его, при этом буквально на ходу осваивая новые приемы работы в стремительно меняющейся стране. В самые тяжелые годы, за которыми прочно закрепилось определение «лихие 90-е», была проведена реконструкция аэровокзала, открыт международный терминал для обслуживания пассажиров международных рейсов, велись работы по ремонту ВПП-2. В 1995 году аэропорт Петропавловск-Камчатский был открыт для международных транзитных посадок воздушных судов, а в 1996 – получил статус международного для пассажирских перевозок. А главное, решая все эти неимоверно трудные задачи, руководству авиапредприятия удалось сохранить кадры, высококлассных специалистов, посвятивших авиации всю свою жизнь.

 

Ты помнишь, как все начиналось?

В 1948 году предприятие называлось Камчатский авиаотряд, и в его коллективе было немало сотрудников, прошедших через горнило Великой Отечественной войны. Тогда она еще не стала историей и оставалась суровой страницей личной биографии почти каждого советского человека.

В 1949 году начались полеты из Хабаровска в Петропавловск на новеньких в то время самолетах ИЛ-12. С начала 1950-х годов выполнялся на ИЛ-12 ежедневно один рейс на Москву. До Хабаровска через Магадан время полета составляло 8 и более часов, а до Москвы – более 30 часов.

В эти годы наземная база была более чем скромной: одно служебное здание (полуземлянка) выполняло функции вокзала, гостиницы, штаба аэропорта и медпункта. Из круглого леса были построены небольшие домики для радиобюро, бригады инженерно-авиационной службы и гараж на 2 автомашины. Удивительно, но инициатива по развитию наземной базы бывала и наказуемой. Так, Михаил Иваненко, занимавший должность начальника аэропорта в 1954-55 годах, за год сумел построить здание аэровокзала со столовой с центральным отоплением и коммерческий склад. Но был освобожден от должности за несанкционированное строительство и разжалован в авиамотористы.

Строительство всего аэропортового комплекса началось в 1958 году, когда начальником предприятия был назначен Николай Котляров. При нем аэропорт заявил о своем будущем – как базовый аэропорт гражданской авиации Камчатки, в его бытность сформировался и коллектив, ставший основой для создания в 1963 году Камчатского объединенного авиаотряда.

Среди специалистов, вошедших в состав предприятия в то время, есть уникальный человек – Андрей Дрызгалович. Фронтовик, высококлассный инженер, орденоносец, почетный гражданин Елизовского района, он до сих пор трудится на родном предприятии и хранит в памяти все главные вехи его истории.

 

Небесные первопроходцы

В Камчатский авиаотряд Андрей Дрызгалович был направлен в 1957 году на должность старшего инженера, и в его обязанность входило обеспечение полетов ТУ104 – первого в мире реактивного пассажирского самолета. Гражданская авиация переходила на качественно новый уровень. Аэропорт Петропавловск-Камчатский в числе первых в СССР готовился к этому событию. Первый регулярный рейс на самолете ТУ-104 в Петропавловск был выполнен 25 января 1958 года под управлением командира корабля Сапожникова. Знаменательно, что с 1959 года все пассажирские перевозки между Камчаткой и регионами России выполнялись только на современных самолетах с газотурбинными двигателями. Такого прогресса не знали в то время ни одна область, край, республика СССР. В 1960 году свой первый прилет на Камчатку совершил самолет ИЛ18 под управлением легендарного летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки. Тогда же начались регулярные полеты на Камчатку самолетов АН-10, полученные Хабаровским авиаотрядом. Аэропорт Петропавловск-Камчатский стал престижным местом работы для выпускников вузов и училищ гражданской авиации.

Шли годы, менялись структуры и подчиненность авиапредприятий и аэропортов Камчатки, изменялась их значимость в авиационной транспортной системе области, но неизменно возрастала роль и значимость Петропавловск-Камчатского аэропорта.

День 17 июня 1978 года для авиаторов Камчатки и всего населения области был особенным – полуостров принял первый самолет ИЛ-62М, и с этого дня начались регулярные беспосадочные полеты по маршруту Петропавловск – Москва.

Аэродром после его реконструкции в 1978 году практически был подготовлен не только для полетов самолетов ИЛ-62М, но и для приема последующего поколения магистральных самолетов с большой взлетной массой типа АН-124 («Руслан»), АН-225 («Мрия»), Боингов и других самолетов этого класса. Сегодня в ПетропавловскКамчатском аэропорту производят посадку все типы магистральных самолетов, в том числе и широкофюзеляжные самолеты Боинг 777, Аэробус А-330 и другие.

 

Все в наших руках

Но жизнь не позволяет авиаторам останавливаться ни на минуту. То, что вчера считалось революционным достижением, сегодня просится в список исторических артефактов, как последний списанный в гражданской авиации страны ЛИ-2, который в 1978 году был установлен на здании музея гражданской авиации в местном аэропорту.

Перед Камчатским авиапредприятием стоят новые задачи, выполнять которые оно будет уже в новом качестве. Об этом рассказал директор ГУП КК КАП Дмитрий ПОНОМАРЕВ:

- Решение о передаче ФГУПКАП в краевую собственность было принято Правительством РФ 25 августа 2012 года. Все юридические процедуры были закончены 10 декабря, и с того дня наше предприятие работает в структуре Камчатского края. Для чего понадобился этот переход? У авиации Камчатки всегда на первом месте была социальная миссия, а не коммерческий интерес. Мы – единственный и мощный транспортный узел нашего региона, и мы всегда работали в тесном взаимодействии с руководством края, которое уделяет большое внимание тому, чтобы жители Камчатки могли беспрепятственно перемещаться по полуострову. Все мы знаем, какую важную роль в этом играет субсидирование авиаперевозок по местным линиям из краевого бюджета. Поток пассажиров значительно увеличился: в 2010 году мы перевезли по Камчатке 29 тысяч человек, а в 2011 и 2012 годах – по 56 тысяч. Выросло и число пассажиров на российских авиалиниях, что также стало результатом мер государственной поддержки. Кроме того, изменились типы воздушных судов, которые летают к нам, и обслуживанием которых мы занимаемся. На смену Ил-18, Ил-62, Ту-104, Ту-154 пришли Боинг 777 и Аэробус 330, вмещающие по 300400 пассажиров. В итоге в аэровокзале с пропускной способностью 250 человек в час в пиковые часы нагрузки скапливается по 550-600 человек. Поэтому нам просто необходимо перестраиваться под новые условия, проводить реконструкцию аэровокзала, всей привокзальной территории, международного сектора. Правительство Камчатского края готово оказывать нам содействие, но пока мы были в федеральном подчинении, оно не могло напрямую оказывать нам финансовую помощь. Не было возможности привлечь инвестора на тех условиях, которые были бы ему интересны. Теперь все эти вопросы будут решаться в рабочем порядке. К тому же логично, что авиапредприятие, выполняющее важную социальную задачу, принадлежит и подчиняется непосредственно краю, в котором работает: ведь его правительство знает все потребности населения и реалии территории. Так что мы не сомневаемся, что в результате этого решения выиграют и предприятие, и жители Камчатки.

Дмитрий Пономарев рассказал также, что наметился положительный сдвиг в острой, давно наболевшей проблеме подготовки кадров летного состава и инженерно-технического персонала:

- Нынешнее положение с кадрами, не только у нас, а в целом в гражданской авиации России, можно назвать одним словом – катастрофа. Вся надежда только на то, что ситуация выровняется в ближайшие годы. В 2012 году впервые за много лет состоялся целевой набор в учебные заведения гражданской авиации. От нас поехали учиться 5 человек, и по окончанию учебы они обязаны будут отработать на предприятии определенное время. Целевые наборы будут проводиться ежегодно. Таким образом, через 3-5 лет мы получим молодых специалистов, главное сейчас – подержаться на том летном и инженерном составе, который у нас имеется.

Сейчас Министерство транспорта Камчатского края готовит программу развития авиации в регионе, и мы подготовили свои предложения, в том числе и направленные на привлечение молодых специалистов. Мы просим выделить нам несколько квартир в качестве служебного жилья, чтобы решить основную проблему, беспокоящую любого молодого человека, – жилищную. Сейчас мы располагаем небольшим общежитием, выделяем комнаты специалистам, частично компенсируем съем жилья, выплачиваем подъемные. Стараемся своими силами организовать привлекательные условия, хотя по сравнению с другими территориями Камчатка проигрывает, и романтика уже не притягивает сюда молодежь, как было когда-то.

 

Верные делу

И все-таки здесь, в коллективе авиапредприятия, дух романтики жив. Ведь это в первую очередь поиск и достижение цели, это любовь и верность любимому делу, это способность служения ему, несмотря на трудности, это человеческое достоинство и гордость за свою профессию.

- В нашем предприятии люди работают не из-за зарплаты или потому, что больше некуда пойти, а потому, что преданы своей профессии и не представляют себя без нее, – говорит Дмитрий Пономарев. – Авиация затягивает, увлекает. У нас трудятся ветераны, такие как Владимир Петрович Чернышев, Александр Дмитриевич Кукса, отдавшие предприятию 40, 50 и больше лет, и мы благодарны им. У нас работают семейные династии, и мы гордимся ими.

В эти дни мы переворачиваем очередной листок истории нашего предприятия. Юбилейный год был тяжелым для нас – авиакатастрофа 12 сентября стала трагедией для коллектива. Это была вторая катастрофа за всю историю предприятия. Мы извлекли из нее уроки, надо двигаться дальше.

И в преддверии празднования очередной годовщины Камчатского авиационного предприятия позвольте поздравить всех сотрудников, достойно делающих свое дело, ветеранов предприятия и пожелать всем здоровья, благополучия и чистого камчатского неба! А жителям нашего края – терпения: не все зависит от нас, но поверьте, мы делаем все, что в наших силах, чтобы доставить вас в кратчайшие сроки по месту назначения и обеспечить максимально комфортные условия.

 

Подготовила Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.