«Акрос» объявил о продаже пяти ярусных судов, которые были построены 20 лет назад на немецкий кредит. Почему было принято такое решение? Ждет ли та же участь остальной ярусный флот компании?
В 1990-х годах для обновления рыболовецкого флота России была предложена следующая схема. Под гарантии нашего государства за рубежом берется кредит, на который иностранная верфь строит судно. Это судно регистрируется за границей и выступает залоговым имуществом. Потом его передают во фрахт российской компании, оно начинает вести промысел, тем самым отрабатывает кредит, после чего переходит в российскую собственность.
15 апреля 1992 года было заключено соглашение с немецким банком KfW о предоставлении такого кредита для строительства 12 рыбопромысловых судов под гарантии Комитета рыбного хозяйства России. По условиям соглашения ярусоловы были переданы во фрахт с последующим выкупом ЗАО «Акрос». В 2003 году по указанию Правительства России суда перешли в дочернюю компанию «Акроса» – «Камчатка-Восток».
Ярусники оказались незаменимы при освоении донных видов рыб в прикамчатских водах. До их постройки мы были вынуждены привлекать флот Японии и Южной Кореи для вылова этих объектов промысла, потому что сами не справлялись. Ярусоловы увеличили освоение отечественным флотом трески и других донных. Кроме того, было обеспечено порядка 600 рабочих мест.
Все вроде шло хорошо. Была только одна проблема: никто не обслуживал кредит. Тогдашнее руководство «Акроса» винило в этом правительство. В правительстве виновником считали «Акрос». Какими бы ни были причины, развязка обещала быть трагичной. В итоге 1 января 2009-го ярусоловы встали на мертвый якорь, с которого не сходили почти полтора года.
Далее начался трудный процесс по урегулированию долга. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда «Акрос» сменил владельцев (его контрольный пакет акций был куплен членами Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат»). В прошлом году Внешэкономбанк, который взял на себя обязанности кредитора, и «Акрос» подписали соглашение, которое расставило точки над i. Компания признала долг перед бюджетом на сумму свыше 264 млн долларов. Она получила рассрочку его уплаты до 1 января 2027 года под 2 процента годовых и списание задолженности по начисленным штрафам на сумму свыше 100 млн долларов.
Однако это не значит, что суда останутся в «Акросе». Компания приняла решение частично избавиться от ярусного флота. На прошлой неделе на ее сайте появилось объявление о продаже пяти судов из этой группы: «Капродон», «Томкод», «Тарпон», «Групер», «Антиас».
Прокомментировать ситуацию я попросил Сергея Сенникова, вице-президента Ассоциации «Рыбопромышленный холдинг Карат».
- Новое руководство ЗАО «Акрос» не видит иного пути решения проблем, связанных с данными судами и долгом за них?
- Да, действительно было принято решение о продаже пяти ярусоловов российским компаниям после того, как Внешэкономбанк после подписания соглашения о реструктуризации долга снял обременения со всех судов. Главная причина, по которой «Акрос» вынужден продать часть своего флота, – отсутствие ресурсного обеспечения под эти суда. История этих ярусоловов, как говорится, «с бородой», и в результате всех перипетий «Акрос» остался без квот под эти суда.
Важно также отметить, что все пять ярусоловов находятся в хорошем состоянии благодаря вкладываемым в них компанией «Акрос» средствам. Такие суда не должны стоять у причала, а должны работать в море. Тем более что речь идет о достаточно современных судах, позволяющих эффективно работать на промысле.
- Пойдут ли деньги, вырученные от их продажи, на погашение долга перед Внешэкономбанком?
- Средства, полученные от продажи судов, пойдут на общее оздоровление экономического состояние компании «Акрос», в том числе и на погашение задолженности перед Внешэкономбанком.
- Ждет ли та же участь остальные семь судов, построенных для Камчатки на немецкий кредит?
- Сегодня пять ярусоловов успешно работают на промысле, так как имеют достаточное ресурсное обеспечение. Два судна планируется передать в долгосрочную аренду.
Кирилл МАРЕНИН
P. S. Напомню читателям, что в прошлом году «Акрос» избавился от своего тезки – БАТМ «Акрос» – по той же причине: нехватка квот для эффективной загрузки рыбопромыслового флота компании. Судно было передано в ООО «Ролиз», которое теперь тоже входит в «Рыбопромышленный холдинг Карат».