Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Подводные камни «дела о профсоюзах»

19:18
4447

С тех пор, как в октябре минувшего года в отношении Олега ФЕДОРОВА, председателя Камчатской краевой организации профсоюза работников транспорта, геологодобывающих и производственных отраслей, было возбуждено уголовное дело по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями», случилось немало событий. Одно только обнародование видеозаписи обыска в рабочих кабинетах Федорова и председателя Федерации профсоюзов Камчатки Андрея ЗИМИНА чего стоит. Хотя до главного из событий – суда над обвиняемым – пока, видимо, далеко.

 

Странная состязательность

30 декабря состоялось заседание по рассмотрению жалобы Олега Федорова о признании обыска в его кабинете незаконным. Предыдущее заседание было отложено: суд потребовал у следствия предоставить ряд дополнительных документов, доказывающих обоснованность обыска. Было видно, что представители полиции начали сыпаться на показаниях.

Однако никакого решения не было принято и 30 декабря, суд отложили до середины февраля по просьбе прокуратуры, надзирающей за ходом процесса. «Необходимо время, чтобы следствию подготовить ответы на все заявления и вопросы Федорова», – заявили представители прокуратуры, вызвав тем самым вопрос: почему прокуратура настаивает на таких явных поблажках для следствия как для стороны ответчика? И почему суд идет в этом случае навстречу? Эти вопросы сегодня весьма актуальны, тем более что на заседании суда демонстрировалась видеозапись производимого полицией обыска. И хотя изучать полную версию видео суд отказался, даже из просмотренных кадров следовали грубейшие нарушения: отсутствие понятых, выборочное попадание в объектив видеокамеры процесса изъятия имущества и т.п.

Напомним, что уголовное дело в отношении председателя отраслевого профсоюза многим напоминает чью-то авантюру. Федоров обвиняется в том, что со счета его профсоюзной организации в течение 4 лет «исчезло» около 6 млн рублей. Куда они в действительности пошли, Федоров неоднократно объяснял. Выполняя свои должностные обязанности, он обналичивал на протяжении четырех лет денежные средства в интересах членских профсоюзных организаций, выдавая их взносы и обеспечивая работу организации. За это и подвергается уголовному преследованию.

17 декабря судом была рассмотрена жалоба о признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела. Суд первой инстанции счел право следователя на возбуждение уголовного дела обоснованным. Кассационная инстанция оставила решение суда в силе. Учитывать доказательства, представленные стороной Федорова, суд отказался, мотивируя это правом суда – учитывать представленные доказательства или не учитывать. А как же состязательная система правосудия? Или все-таки это заказ? Казалось бы, у часового есть право стрелять, но оно дополнительно ограничено правилами. У всех есть различные права, но общество контролирует их реализацию…

В Квалификационную коллегию судей Петропавловска-Камчатского адвокатом Федорова подготовлено обращение о нарушениях со стороны суда. В Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РФ будет направлено заявление по факту неправомерного определения кассационной инстанции о признании законным постановления о возбуждении уголовного дела.

Исходя из сегодняшней ситуации, получается, что можно подвергнуть любого гражданина уголовному преследованию, если он, выполняя свои должностные обязанности, работает с наличными, не наносит вред государству, и в полиции нет заявления от потерпевших. Но суд считает данную ситуацию нормальной – надо же показать «таежный размах» Крайнего Севера.

Если этого не понимает полиция, то для суда, как для «юридической элиты», должно было являться очевидным, что отраслевой профсоюз не занимается коммерческой деятельностью, не владеет и не управляет имуществом, осуществляет свою деятельность только на членские взносы. Бюджетные поступления на счет крайкома не осуществляются. А исходя из п. 2 примечания к ст. 201 УК РФ, уголовное преследование возможно лишь при наличии заявления или согласия потерпевшей организации. Но в нашем случае никого не смущает отсутствие потерпевшего и самого факта преступления. И даже то, что в адрес следователя и прокурора направлено обращение, подписанное всеми председателями членских организаций в защиту Федорова и об отсутствии к нему претензий от организации, а отсутствие этих претензий подтверждается ревизией, проведенной в декабре 2012 года.

А может, все очень просто? И правоохранительные органы руководствуются ощущением собственной безнаказанности? Ведь статистика подтверждает, что фактически в нашем государстве не применяются такие статьи Уголовного кодекса, как ст. 299 УК РФ «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности» и ст. 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправомерных приговора, решения или иного судебного акта». На этом фоне очень логично смотрятся и другие статистические данные: только 0,37 процента приговоров судов первой инстанции в России оправдательные. И только эти 0,37 процента отделяют наш суд от Особого совещания, где этот процент равнялся нулю. Для сравнения: европейские суды выносят 15-17 процентов оправдательных приговоров, американские – 2325. Вовсе неудивительно, что каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране сидел в тюрьме. Интересно, кстати, что при этом каждый пятый взрослый мужчина является сотрудником правоохранительных органов и спецслужб, или военнослужащим.

 

Кому неугодна деятельность профсоюзного лидера ?

Между тем уголовное преследование председателя отраслевого профсоюза Олега Федорова органы пытались начать с 2011 года. И в каких только грехах его не пытались обвинить: и по ст. 159 «Мошенничество», и по ст. 160 «Присвоение или растрата». Однако в связи отсутствием в действиях Федорова состава преступления принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Но вот, как говорится, дожали.

В нашем регионе есть замечательный благотворительный фонд помощи правоохранительным и налоговым органам. Так уж получилось, что возглавляет его один из руководителей горнодобывающей компании, где работает та самая «неравнодушная» гражданка Зинаида Г., которой профсоюз не дал потратить 350 тысяч рублей из взносов, а затем от нее появилась жалоба в прокуратуру на профсоюз. Интересно, есть ли связь между рвением оперов, между многочисленными заказными статьями в СМИ и деньгами данного фонда? Не менее интересно, кому и для чего это нужно? Быть может, деятельность Олега Федорова кому-то очень мешает жить?

Вот немного информации о случаях обращений краевого профсоюза работников транспорта, геологодобывающих и производственных отраслей в органы УМВД и прокуратуры по фактам нарушений прав работников и организаций.

В 2010 году было подано заявление о преднамеренном банкротстве предприятия, в результате которого работники не получили заработную плату за два года. Дополнительно в заявлении было указано, что в результате пять зданий, которые остались за ликвидированным предприятием, остались как бы «бесхозными», а их продажа позволила бы рассчитаться с работниками. Кстати, руководитель поменял только название фирмы: все работники остались на своих местах, потеряв все ранее заработанное. Но вот незадача, изза окончания сроков проверки в возбуждении уголовного дела было решено отказать. Хотя сроки проверок продлевай – не хочу… Сегодня в этой строительной организации с новым названием продолжается рабская эксплуатация работников, а в это время за счет фирмы руководителю на юбилей покупается джип за несколько миллионов рублей. Работникам данный директор предложил лично привезти мешок картошки – мол, кто голодный, варите…

В 2011 году Олег Федоров направил заявление о незаконных перевозках (в период с мая по сентябрь 2011 года) на маршруте Вилючинск - Петропавловск-Камчатский, аналогичное заявление подписали и водители автобусов. Порядка шести автобусов осуществляли перевозки, не имея лицензии и других необходимых документов, о чем было сообщено в Ространсинспекцию и прокуратуру. В результате законопослушным перевозчикам прозрачно намекнули на возможность пристрастной проверки их деятельности и довели предупреждение: мол, еще одна жалоба от вас, и вы работать здесь не будете. А прошел еще год, и незаконные перевозчики стали победителями конкурса на перевозки по междугороднему маршруту.

Осенью 2012 г. было направлено заявление о незаконном переводе служебного (государственного) жилья в личную собственность руководителя в одной елизовской организации, имеющей отношение к метеорологии. Ответ поразителен: нарушений нет, а проверка подобных фактов – не обязанность прокуратуры.

Всем известен случай банкротства автобусного парка в 2009-2010 годах. Но за кадром осталась ситуация, когда работники застали вывоз новых автобусов (закупленных на муниципальные деньги, но оформленные в как будто собственность частного лица) с территории парка с целью сокрытия их от наложения ареста как на имущество должника. Неоднократные заявления профкома в УМВД приводили к одному и тому же ответу: в связи с невозможностью допросить в положенные сроки проверки (десять дней) руководителя предприятия дело отправлено в архив. Напомним, долги перед работниками по заработной плате гасились в течение двух лет. А профсоюзные активисты после этого получали заработную плату через суд в последнюю очередь. Сегодня эти автобусы, купленные на бюджетные деньги, перевозят пассажиров и приносят прибыль частному лицу.

Интересно было бы посмотреть статистику – сколько уголовных дел на Камчатке заведено по статьям о преднамеренном банкротстве и задолженности по заработной плате. На Камчатке и по всей России директорами искусственно обанкрочены тысячи предприятий с целью ухода от уплаты налогов и социальных выплат. Основные фонды переведены под управление самих руководителей «убитых» предприятий. Сейчас «ветераны махинаций», нисколько не стесняясь, переоформляют имущество на своих детей и внуков. А рабочие, в прошлом – такие же владельцы акций, беспомощно наблюдают, как директор не только остается безнаказанным, но и превращается в нового хозяина жизни… Похоже, статданными по такого рода уголовным делам правоохранительные органы похвастаться не смогут.

 

Мария ШУПЕНИК

 

На фото:

  • Олег ФЁДОРОВ и Андрей ЗИМИН
  • Последствия осеннего «налёта»

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.