Порвётся юбка – не беда

Вездеход-амфибия «Арктика-2ДК» должен расширить возможности транспортного сообщения в крае. Он уже прошел первое ходовое испытание на камчатской земле. Но настоящая проверка ждет его в северных районах полуострова.

Площадь Камчатского края более 460 тысяч квадратных километров. Транспортную доступность многих населенных пунктов может обеспечить только авиация. Но она требует больших затрат. Вездеходы на воздушной подушке «Арктика» частично ее заменят и сэкономят региону деньги, потому что они дешевле, их эксплуатация проще.

Стоимость «Арктики-2ДК» – 25 млн рублей. Для сравнения: новый вертолет Ми-8, который в этом году куплен краем для регулярных авиалиний, обошелся местному бюджету в 300 млн рублей. Разница очевидна.

Технические характеристики вездехода говорят сами за себя. Максимальная скорость до 120 км в час над твердой поверхностью, над чистой водой – до 80 км. Двигатель – камазовский. Топливные баки обеспечивают дальность хода до тысячи километров. Данная модель может работать в море в пределах 10-15 миль от берега. Есть «Арктики», способные уходить от берега на 100 миль. Они работают на суше и воде круглый год, в любое время суток, и в ледоход, и в ледостав. Доставляют людей и грузы на дальние месторождения, выполняют задания МЧС, охраняют границу на Амуре. При этом вездеходы очень легки в управлении. Подготовка водителей занимает порядка месяца.

Когда в конце 2011 года Министерство транспорта Камчатского края проводило конкурс на производство подобных машин, у «Арктики» почти не было конкурентов. В январе 2013-го первые два вездехода вместимостью по 15 пассажиров прибыли на Камчатку. Вместе с ними приехала группа специалистов от изготовителя – ОАО «Торгово-промышленный центр «СибВПКнефтегаз» (Омск).

«Юбка (ходовая часть судна, которая огораживает воздушную подушку) не имеет надувных баллонов, как на других машинах такого типа. Поэтому ей не страшны повреждения, – объясняет генеральный конструктор Василий Мамонтов. – В 2001 году мы ехали на «Арктике» в Ханты-Мансийском автономном округе ночью в тайге по зимнику. Налетели на лежащую сосну. Она до половины разорвала юбку. Ребята быстро ее зашили и поехали дальше. Мороз был «всего» минус 48».

Мой собеседник начал свою карьеру в омском конструкторском бюро транспортного машиностроения в 1959-м. Десятки лет работал на оборону страны. В активе Василия Георгиевича порядка 60 свидетельств на изобретения. Главным своим проектом он считает вездеходы на воздушной подушке.

Их прообразом стали аэросани, которые Мамонтов вместе с коллегами по КБ создал для охоты более полувека назад. Позже идея развивалась и воплотилась в жизнь в виде уникальной машины. Первый вездеход был собран в 1965 году. Поначалу он, как и другие проекты Мамонтова, нес военную службу. Например, одна из модификаций создана для транспортировки танков через реки и болота. Сегодня эта техника работает в мирных целях на огромной территории – от Казахстана до Чукотки.

Василий Георгиевич постоянно в командировках. Он посещает регионы, где используется его техника, лично участвует в ее испытаниях. Камчатка – край для него новый. «Здесь свои особенности. Резко меняется погода. Сложный рельеф местности. Необычные реки. Но я уверен, что «Арктика» справится», – говорит он.

Первое ходовое испытание вездехода на камчатской земле состоялось 29 января на Халактырском аэродроме. В салоне вместе со специалистами из Омска – губернатор Владимир Илюхин.

За считанные секунды машина заводится, поднимается над землей примерно на метр и – в путь! «Арктика» проносится мимо старых, давно вышедших из строя Ан-2 и Ан-28. Правда, территория не позволяет разогнаться на полную скорость. Но все равно впечатляет.

«Комфортно, тепло, – делится ощущениями В. Илюхин. – Мне уже приходилось ездить на подобных машинах. Там в салонах очень шумно, не докричишься. А здесь шум небольшой, можно спокойно разговаривать».

По словам губернатора, в ближайшее время вездеход обкатают по полной программе. Если он оправдает ожидания, то в Омске будут заказаны другие машины большей вместимости – до 50 пассажиров.

Главное направление «Арктики» – север Камчатки. Там ее ждут настоящие испытания на прочность в условиях полного бездорожья и низких температур.

Возможно, одна из машин останется в краевом центре, чтобы связать его с Вилючинском. Такая потребность давно существует. Население Вилючинска – порядка 25 тысяч человек. Многие работают или учатся в Петропавловске. Когда-то между этими населенными пунктами курсировал пассажирский катер. Переход занимал около 30 минут. Потом переправы не стало. Теперь вилючинцы могут добраться до Петропавловска только на автобусе, преодолев более 60 км. Им приходится просыпаться в полшестого утра, чтобы успеть вовремя на работу или первую пару.

«Арктика-2ДК» с 15 пассажирскими местами не станет полноценной заменой автобусам. Но сейчас главное – опробовать машину на этой линии. Потом, исходя из полученного опыта, можно будет запускать вездеходы помощнее. По предварительным оценкам, «Арктика» способна преодолеть путь от центра Петропавловска до Вилючинска за 1520 минут. Цена пассажирского билета обещает быть невысокой, не дороже билета на межгородской автобус.

Помимо ходовых испытаний, «Арктику», как любой транспорт, ждут регистрация, проверка надзорных органов, подсчет тарифа перевозки. Эти процедуры должны завершиться к середине февраля. После чего вездеходы отправятся каждый своим маршрутом.

Сергей НИКОЛАЕВ
Фото Виктора ГУМЕНЮКА

3187

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых