Суд поставил точку в деле, которое началось с обнаружения неучтенной крабовой продукции на судне «Гера» более 2-х лет назад. Три капитана признаны виновными. А вот куда делось 70 тонн краба, изъятого с «Геры», до сих пор остается загадкой.
20 июня 2010 года в Охотском море пограничники задержали транспортный рефрижератор «Гера», который принадлежал компании «Хосчи Шиппинг ЛТД» (Панама). На его борту нашли около 110 тонн неучтенной крабопродукции. Капитан «Геры» не смог вспомнить, с каких судов принял груз.
В тот момент в Северо-Охотоморской подзоне находилось 47 краболовных судов. Под подозрение попало пять из них. Сличив обвязочные ленты с коробок, которые были изъяты на этих судах 26 июня, трасологическая экспертиза решила, что «Гера» приняла груз с СРТМ «Капитан Лигов» и СТР «Талдан». Хотя их капитаны отрицали свою причастность к нелегальной добыче краба.
В деле также фигурировал еще один, неустановленный добытчик.
Сначала предполагалось, что им мог быть краболов «Камчатка», поскольку на ящиках, изъятых с «Геры», имелся оттиск печати «Камчатка». Собственник этого краболова – государство (он попал в госсобственность после конфискации). А управляло им некое юридическое лицо, у которого он был в аренде.
Когда стало известно о задержании «Геры», «Камчатка» рванула из Петропавловска во Владивосток, что было похоже на бегство. Только спустя месяц у пограничников дошли руки до этого краболова. Однако его проверка ничего не дала.
Весной 2011 года была назначена новая трасологическая экспертиза упаковочных лент, изъятых с перечисленных выше судов, включая «Камчатку». Эксперты пришли к выводу, что спайки упаковочных лент с «Геры», «Талдана» и «Камчатки» выполнены на одном упаковочном аппарате. Впоследствии этот вывод был дезавуирован. Больше «Камчатка» не упоминалась.
Тем временем продолжалось расследование в отношении капитанов «Геры», «Капитана Лигова», «Талдана», а также судовладельцев – «Хосчи Шиппинг ЛТД», ООО «Лига», ЗАО «Акрос». Все три компании были признаны виновными. Их оштрафовали, а суда конфисковали. Летом прошлого года Петропавловск-Камчатский городской суд приступил к рассмотрению дела капитанов. Приговор был оглашен 21 февраля 2013-го.
Все трое признаны виновными в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201), а капитаны «Талдана» и «Капитана Лигова» – еще и в нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономзоне РФ (ч. 2 ст. 253).
Суд освободил капитанов от наказания по ч. 2 ст. 253 в связи с истечением срока давности. А по ч. 2 ст. 201 приговорил их к условным срокам заключения от 2 до 3 лет.
Кроме того, суд удовлетворил иски природоохранного прокурора к ЗАО «Акрос» и ООО «Лига» на сумму причиненного природной среде ущерба – более 82,8 млн рублей. Приговор может быть обжалован.
Стоит добавить, что судьба крабовой продукции, которая была изъята с «Геры», все еще остается неизвестной. Напомню, что ее передали на ответственное хранение в ООО «Галатея-Хабаровск». А в 2012-м следователи не досчитались в этой партии почти 70 тонн. Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю возбудило в отношении директора «Галатеи-Хабаровск» Вячеслава Конева уголовное дело по ст. 312 УК РФ (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации). Затем дело было передано в полицию. Сейчас УМВД устанавливает местонахождение не только крабопродукции, но и самого В. Конева.
Кирилл МАРЕНИН
На фото:
- СТР «Талдан»
- В первом ряду – капитаны В. ВЕЛИКАНОВ («Талдан»), С. ЛИ («Капитан Лигов»), Ю. ПИНИГИН («Гера»)