Глядя на этих маленьких почемучек, на ум приходит строчка из стихотворения Роберта Рождественского: «Человеку мало надо, чтоб искал и находил…». Так радоваться маленькому открытию, пустяшной, казалось бы, находке умеют только дети! Открытия эти случаются, порой, каждый день. Поэтому и время в сутках не тянется скучной вереницей, а бежит спорым ручейком, переливаясь на солнышке всеми цветами радуги. И само ожидание чуда равно его открытию. Нам, взрослым, таких ощущений, увы, уже не испытать…
Как вырастить кристаллы? Из чего состоит лава? Откуда берется вода в кране? Как навести порядок на нашей планете? Кому из родителей сыночки и дочки не задавали этих каверзных вопросов!
Вспомните, как быстро вы ответили? А насколько исчерпывающе? Вот-вот, задумались…
Чтобы найти ответ и обрести знание, такое важное и жизненно необходимое именно сейчас, ребенок сам превращается в исследователя, следопыта, ученого… Неудовлетворенное детское любопытство творит чудеса!
Подтверждение тому - конкурсы исследовательских работ младших школьников, которые проводит центр образования «Эврика».
Каждый год ученики 1-4-х классов камчатских школ, те, кому не больше 10 лет, изучают окружающий мир, ищут ответы на «взрослые» вопросы.
В этом учебном году маленькими учеными из ПетропавловскаКамчатского и Елизова было представлено на суд жюри 10 проектов.
К серьезному мероприятию дети готовились целый год (ктото и больше). В выборе темы исследования ограничены не были - чем больше всего увлечены, то и изучали.
А вот требования к работам предъявлялись очень серьезные. Необходимо было не только обозначить цели и задачи своего исследования, но и выдвинуть гипотезу, которую в ходе научного «расследования» школьники опровергли или подтвердили. Были у ребят и руководители проектов (как у любой научной работы). Это их любимые педагоги.
Заключительный этап - защита проектов. Здесь уже нужно было продемонстрировать хорошие ораторские навыки.
На этом этапе больше всего волнуются взрослые члены жюри (им оценивать!).
Диву даешься, с какой легкостью вчерашние дошколята оперируют серьезными понятиями («природный ресурс», «актуальность», «государственная политика»), применяют научные термины. Но главное, ребятам очень нравится их увлечение, им по-настоящему интересно. Так горят глаза, так вдохновенно рассказывают они о своих открытиях!
Как утилизировать отходы без причинения вреда окружающей среде? Этот глобальный вопрос решали самые младшие из участников - первоклашки центра образования «Эврика». Были очень убедительны на защите. Чтобы мусор стал полезным, его нужно не выбрасывать, а перерабатывать – такой вывод сделали ребята. А в период практической работы еще и акцию «Вторая жизнь» организовали, собрав вещи для воспитанников детского дома.
Ученики 2-го класса сош №33 г. Петропавловска- Камчатского провели расследование на тему «Почему школьный портфель такой тяжелый?». Взвесив все «за» и «против» (а еще и сам портфель), нашли причину. Виной всему… учебник по английскому языку. Он весит целых 450 граммов! И стали рассуждать, каким должен быть портфель будущего. Радиоуправляемым, самоходным, летающим, но главное – безопасным для здоровья!
Покорило всех выступление Дмитрия Кучумова, ученика 4-го класса школы №1 г. Елизова. Артистично и ярко мальчик представил свою работу «Чтение с увлечением», а решал он в ней проблему… снижения интереса к чтению у современных детей.
Труд ребят, их поиски никогда не бывают напрасны. Общение с такими же увлеченными мальчишками и девчонками – хороший стимул для нового поиска. Лучшие работы участвуют в конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» всероссийского уровня.
Зачастую детская любознательность, пытливость ума, умение загораться идеей вкупе с высокой работоспособностью - решающие факторы будущей успешной карьеры.
А пока они маленькие… Пусть ищут, совершают открытия и верят в чудеса. И если ваш ребенок выдумывает, фантазирует и творит, это значит, что у него есть крылья за спиной. Не подрезайте их, а отправляйтесь вместе с ним в полет!
Конкурс
Подведены итоги конкурса общеобразовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы национальных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который проводится в нашем крае ежегодно. В этом году он прошел с 10 февраля по 1 марта. Участие приняли 5 школ. Среди них - Ачайваямская и Хаилинская школы Олюторского района, Аянкинская Пенжинского района, Воямпольская и Лесновская Тигильского района.
По итогам конкурса победителями стали Ачайваямская средняя общеобразовательная школа и Хаилинская средняя общеобразовательная школа Олюторского района. Каждая из них получает денежную премию в размере 200 тысяч рублей.
Материалы для рубрики «Образование» подготовлены пресс-службой министерства образования и науки Камчатского края