Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Судебная власть: успехи, проблемы и перспективы

17:00
6707

съезд судейВ минувшем году в судебной системе России произошел ряд значимых и важных событий, главным из которых стал 8-й Всероссийский съезд судей. Мероприятие прошло с 17 по 19 декабря, в Москве, в Колонном зале Дома союзов. В течение нескольких дней руководители высших судов и органов судейского сообщества страны совместно с первыми лицами государства и делегатами из регионов подводили итоги работы, обсуждали наиболее острые проблемы «третьей власти» и предлагали пути их возможного решения. Прошедший съезд показал, что за 4 года судебной системой России сделаны значительные шаги в сторону улучшения качества осуществления правосудия, соблюдения разумных сроков рассмотрения дел, повышения роли судов в обеспечении защиты прав и свобод граждан, реализации необходимого уровня открытости и доступности судебной власти. Вместе с тем ряд проблем не утратил своей актуальности и требует дальнейшей работы.

Подробнее о рассмотренных вопросах, выдвинутых предложениях и принятых решениях нам рассказал участник делегации от Камчатского края председатель Камчатского краевого суда Виталий ВОЛГИН.

съезд судей- Виталий Анатольевич, чтобы ввести читателей в курс дела, расскажите в целом о прошедшем съезде, кто участвовал в его работе, как проходили заседания?

- Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества и проходит раз в 4 года. На нем подводятся итоги работы за прошедший период, обсуждаются наиболее актуальные проблемы судебной системы и рассматриваются пути их решения, которые закрепляются в итоговом постановлении. 8-й Всероссийский съезд стал самым многочисленными среди ранее прошедших, в его работе, помимо руководства высших судов и органов судейского сообщества, участвовал Президент Российской Федерации Владимир Путин, а также более 700 делегатов из различных регионов страны. Первые 2 дня были посвящены отчетным выступлениям, после чего прошли выборы новых составов органов судейского сообщества, был принят Кодекс судейской этики.

- Вы упомянули, что в работе съезда принимал участие Президент Российской Федерации Владимир Путин. Какие темы он затронул в своем выступлении?

- Хочу отметить, что участие Президента в работе съезде свидетельствует о заинтересованности руководства страны в решении вопросов дальнейшего развития судебной системы. Президент не ограничился одним лишь выступлением, он активно участвовал в обсуждении затронутых вопросов, высказывая по ним собственное мнение.

По словам Владимира Владимировича, прошедшие 4 года привели к позитивным переменам в судебной системе, таким как повышение качества судопроизводства и доверия граждан к правосудию. Важнейшим достижением стало повышение уровня открытости, прозрачности и доступности правосудия, которому способствовало принятие федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Отдельное внимание Президент уделил вопросам создания административного судопроизводства, снижения судебной нагрузки и принятия новой редакции Кодекса судейской этики.

- Какие темы стали центральными на прошедшем съезде?

- Съезд показал, что в судебной системе остается немало проблем, от решения которых зависит будущее российского правосудия. Причем некоторые из них не впервые обсуждаются на столь высоком уровне. Так, остаются актуальными вопросы оптимизации судебной нагрузки, совершенствования системы законодательства, социального обеспечения судей, низкой заработной платы работников аппаратов судов, создания административного судопроизводства, совершенствования деятельности судов и мировой юстиции, а также многие другие.

- Могу предположить, что из всех вышеперечисленных вопрос оптимизации судебной нагрузки остается одним из наиболее острых?

- Этот вопрос неоднократно становился предметом обсуждения, потому как из года в год нагрузка на судей возрастает, и наш регион тому подтверждение. К примеру, в прошлом году судами Камчатского края и мировыми судьями рассмотрено около 91 тысячи дел и материалов. Наибольшая нагрузка легла на плечи мировых судей, особенно тех, чьи судебные участки располагаются в краевом центре, в Елизове и Вилючинске. Здесь каждый мировой судья, в среднем, рассматривает в месяц не менее 120 дел и материалов. И поверьте, в других регионах ситуация еще серьезнее.

На съезде прозвучали различные предложения по снижению нагрузки, к ним, в частности, относится активное использование института досудебного урегулирования спора (медиации), повышение суммы задолженности по налогам и сборам, предусмотренной к взысканию в судебном порядке, сокращение категории дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению в суде, оглашение в судебном заседании только резолютивной части приговора, расширение полномочий помощников судей за счет выполнения ими по поручению судьи отдельных процессуальных действий, не требующих принятия судебных актов, и многие другие. Часть из предложенных инициатив находится на обсуждении в Госдуме Российской Федерации, а часть уже получила законодательное закрепление.

- Например...

- Буквально несколько дней назад подписан федеральный закон от 04.03.2013 года №20-ФЗ, направленный на уменьшение нагрузки на мировых судей. Так, председатели районных судов получили возможность передавать часть дел от мирового судьи одного судебного участка судье другого судебного участка в пределах одного судебного района. Мировых судей освободили от обязанности тратить время на составление мотивированного решения по делу, а объявлять сторонам только резолютивную часть. Вместе с тем, если от лиц, участвующих в деле, поступит соответствующее ходатайство, в течение 5 дней судья обязан изготовить мотивированное решение и выдать его сторонам. Кроме этого, увеличен размер задолженности физических лиц по налогам, сборам, пеням и штрафам, подлежащей к взысканию в судебном порядке, с 1.500 до 3.000 рублей, данное нововведение вступит в силу с 4 апреля 2013 года.

- В Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Означает ли это, что стабильность российского законодательства и эффективность судебной власти связаны между собой?

- Безусловно, такая зависимость существует, потому что судья выносит решение исключительно на основании действующего законодательства. На съезде прозвучали интересные цифры: за последние 4 года принято более 100 законов, предусматривающих изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации. Причем если до 2012 года эти изменения касались преимущественно декриминализации ряда деяний и гуманизации уголовной ответственности, то в последнее время наметилась обратная тенденция.

Изменения уголовного законодательства служат основанием для пересмотра ранее вынесенных приговоров. Ежегодно судьи выносят до 0,5 млн постановлений о приведении приговоров в соответствие с новым законом, и эта статистика не может не беспокоить. Одним из путей решения проблемы может стать разработка концепции уголовной политики государства.

- Каким образом планируется решить проблему создания административного судопроизводства? На съезде вокруг этой темы развернулась жаркая дискуссия…

- Впервые вопрос создания административного судопроизводства обсуждался еще в 2000 году. Дело в том, что российское законодательство соответствующими процессуальными кодексами регламентирует судопроизводство по гражданским и уголовным делам, обходя административные споры. Между тем споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления имеют определенную специфику и, по мнению председателя Верховного суда Российской Федерации, «являются самой острой категорией дел, так как гражданин спорит с властью».

Планируется, что в административном судопроизводстве будет заложен непривычный для судов принцип неравенства сторон, согласно которому бремя доказывания будет возлагаться не на человека, а на госорган. Участниками съезда отмечена необходимость скорейшего принятия соответствующего кодекса и формирования специализированных административных составов.

- Ранее вы упомянули, что наибольшая судебная нагрузка ложится на мировых судей. Это единственная проблема, которая существует в мировой юстиции?

- Нет, к сожалению далеко не единственная. Дело в том, что на федеральном уровне законодательно не закреплен вопрос организационного обеспечения деятельности мировых судей, не определена бюджетная система, которая обязана обеспечивать финансирование данных статей расходов. В результате органы власти в субъектах по-разному решают эту проблему, что не способствует единству системы судов общей юрисдикции. К примеру, в субъектах установлены различные нормативы кадрового и материально-технического обеспечения, по-разному решаются вопросы охраны и размещения судебных участков, обучения судей, оплаты командировочных расходов.

Вдобавок к вышесказанному, должность мирового судьи до сих пор не включена в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, что является необходимым условием для определения правового статуса мирового судьи.

- Продолжая тему, с какими проблемами сталкиваются мировые судьи Камчатского края?

- За последние годы обстановка с обеспечением деятельности мировых судей Камчатского края существенно улучшилась: удалось отремонтировать несколько судебных участков, закупить новую компьютерную технику и установить новейшее программное обеспечение. Вместе с тем ряд проблем остается нерешенным и требует дальнейшей работы. В частности, не утратил своей актуальности вопрос размещения судебных участков, расположенных в краевом центре. Решение вопроса видится двумя способами: или для мировых судей, отправляющих правосудие в Петропавловске-Камчатском, будет построено отдельное здание, или же они разместятся в одном из блоков комплекса правосудия в микрорайоне «Горизонт». Значительную помощь в решении данного вопроса нам оказывает правительство Камчатского края и лично губернатор Владимир Илюхин. Кроме прочего, заслуживает внимания проблема недостаточного оснащения судебных участков залами судебных заседаний.

- Длительное время одна из проблем мировой юстиции заключалась в низкой заработной плате работников аппаратов судов. Кстати, эта ситуация характерна только для мировой юстиции?

- Нет, это проблема всей судебной системы. Сегодня разница в уровне заработной платы между судьей и секретарем судебного заседания составляет более чем 5 раз, хотя в начале 2000-х годов она составляла 3,5 раза. Объективно, низкая заработная плата препятствует приходу в судебную систему квалифицированных специалистов, а если такие и приходят, то, как правило, не задерживаются надолго. В результате, в ряде судов ежегодно аппарат обновляется на 100 процентов, что не может не вызывать беспокойства.

Сложившаяся ситуация неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета судей Российской Федерации. По итогу принято не одно обращение к Президенту Российской Федерации, который в 2008 году, на 7-м Всероссийском съезде судей, дал правительству соответствующее поручение. Однако проблема остается нерешенной.

- На съезде прозвучало, что такой открытостью, как российская судебная система, не может похвастаться ни одна другая система в мире. Чем объясняется столь высокая оценка?

- Думаю, что объемом и масштабами проделанной работы. С момента принятия федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» судебная система сделала, без преувеличения, огромный шаг на пути реализации принципов открытости, прозрачности и доступности правосудия. Сегодня на сайтах судов размещается вся необходимая информация: от графика работы до текстов принятых судебных актов, активно применяется технология видеоконференц-связи, в холлах расположены информационные киоски и терминалы, граждане получили возможность получать информацию о движении дел посредством электронной почты и смс-уведомлений.

Активную работу в освещении деятельности судов проводят средства массовой информации, с которыми тесно сотрудничают пресс-службы и пресс-центры судов. На съезде суды призвали и дальше активно работать со средствами массовой информации, тем самым формируя компетентное и объективное сообщество судебной журналистики, сильный корпус судебных репортеров. Надеюсь, что в нашем регионе данное предложение получит реальное воплощение.

- Но, согласитесь, эффективность взаимодействия судов и средств массовой информации в большей степени зависит от готовности судей сотрудничать с журналистами, потому как со стороны медиа-сообщества интерес к судебной власти был всегда.

- Я считаю, что в равной степени необходима заинтересованность обеих сторон: журналисты должны быть заинтересованы в получении информации о работе судей, а судьи - в объективном освещении своей деятельности. Кстати, вопросам взаимодействия судов со СМИ посвящена отдельная статья новой редакции Кодекса судейской этики, работа над которой длилась несколько лет. Рабочая группа по подготовке проекта документа тесно работала с комиссией Совета судей РФ по этике, изучалось законодательство, практика в данной сфере и международный опыт. Проект Кодекса судейской этики направлялся в Совет Европы в целях его обеспечения соответствия Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Документ закрепил обязанность судьи сотрудничать с представителями средств массовой информации, предоставил возможность разъяснять в устной или письменной формах принятые по делу судебные акты. При этом в статье оговаривается, что при освещении судебной деятельности в СМИ судье следует проявлять сдержанность и осмотрительность, а при защите своей чести и достоинства обращаться в правоохранительные органы только в том случае, если исчерпаны иные способы реагирования или если прибегнуть к ним не представляется возможным. Кодекс судейской этики распространяет свое действие на всех российских судей, в том числе на судей в отставке, а также лиц, привлекаемых к отправлению правосудия, например, на присяжных заседателей.

- Какие основные принципы закрепил новый Кодекс судейской этики?

- Документ состоит из четырех глав, среди которых общие требования, предъявляемые к поведению судьи, принципы и правила профессиональной и внесудебной деятельности. К принципам профессиональной деятельности относятся независимость, объективность, беспристрастность и равенство сторон, участвующих в деле. Помимо этого, необходимыми условиями надлежащего исполнения судьями своих обязанностей по отправлению правосудия является их компетентность и добросовестность. Причем принцип независимости определен как конституционный принцип обеспечения верховенства права при отправлении правосудия, условием беспристрастности и основной гарантией справедливого судебного разбирательства.

- Но, кроме профессиональной деятельности, Кодекс судейской этики определяет, каким должно быть поведение судьи за пределами здания суда. Не считаете ли вы это излишним?

- Нет, не считаю. Отправление правосудия - это очень ответственная деятельность, которая предъявляет высокие требования к кандидатам на должности судей. Помимо знания действующего законодательства, судейской практики, наличия необходимого стажа и сданного квалификационного экзамена на должность судьи, они должны обладать твердыми моральными и нравственными принципами, в повседневной жизни избегать ситуаций, умаляющих авторитет судебной власти. И представляется абсолютно логичным, что реализация конституционного принципа – принципа независимости – требует от судей соблюдения ряда ограничений во внесудебной деятельности.

- По итогам беседы напрашивается вывод, что на 8-м Всероссийском съезде судей был рассмотрен огромный перечень вопросов.

- Вы правы, сложно сказать, какие темы остались без внимания участников съезда. Учитывая важность и актуальность затронутых вопросов, информация о съезде доведена мною до сведения коллективов краевого суда, большинства районных и городских судов. В судах, где провести подобные встречи не удалось, даны соответствующие поручения председателям судов. Помимо этого, информация о 8-м Всероссийском съезде судей озвучена в моем докладе на прошедшей в конце февраля этого года 5-й конференции судей Камчатского края.

- Учитывая, что конференция судей Камчатского края состоялась после Всероссийского съезда судей, можно предположить, что она не обошла вниманием итоги съезда.

- Конференция судей носила отчетно-выборный характер, в рамках ее проведения традиционно подводились итоги работы судов края за 2012 год и определялись направления предстоящей работы. Безусловно, и в отчетных выступлениях докладчиков, и в итоговом решении конференции нашли свое отражение затронутые на съезде вопросы, что представляется вполне логичным, так как судебная система едина и требует единого подхода к выработке направлений дальнейшего развития.

На конференции прошли выборы новых составов органов судейского сообщества Камчатского края: Совета судей, экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и квалификационной коллегии, которые избираются на срок 4 года. Возглавлять их работу доверено судьям, имеющим высокий заслуженный авторитет среди судейского и юридического сообщества Камчатского края. Желаю вновь избранным составам и их руководителям успешной и плодотворной работы!

Беседовала Татьяна САХНО

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.