Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Человек за бортом!

21:50
3633

Центр социальной реабилитации помогает тем, кто оказался на дне жизни«Подаете ли вы милостыню?» – спрашиваю знакомых, различных возрастов и профессий. Люди разные, а ответы практически одинаковые: «Если и даем, то бабушкам, детям, инвалидам, а мужику, на котором пахать можно, – никогда! Его отмыть, в порядок привести и на работу устроить, пусть вкалывает!». И ведь правы, по большому счету. Вроде все просто. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять этот механизм поднятия самого себя со дна жизни. Знаешь, как падал вниз, теперь давай вверх! Брось пить, умойся, переоденься и трудись! Только вот в обратной последовательности этот путь проделать гораздо трудней. Именно это понимание привело к созданию в стране центров социальной реабилитации. Полтора года назад такой центр появился и у нас на Камчатке. Те, кто трудится здесь, знают, что в таких случаях куда правильней в протянутую руку положить не копейку, а свою руку. Руку помощи.

Зачастую люди уверены, что бездомных у нас нынче не так уж и много. Но это отнюдь не так. Только за минувший 2012 год Центр социальной реабилитации оказал помощь почти четырем сотням таких людей. Здесь к ним не применяют таких распространенных в обществе житейских характеристик, как «бич» или «бомж». В документах они значатся весьма корректно – «люди, потерявшие полезные социальные связи». Хотя, по сути, как ни назови – грубо или тактично – проблема меньше не становится. И решать ее, несмотря на сложности, нужно.

Чем могут помочь в Центре?

- Люди к нам попадают и вправду, мягко говоря, в не очень презентабельном виде, - рассказывает Анжелика Гранкина, заместитель директора Центра. – Не просто в неопрятной одежде и с перегаром, а опустившиеся до невозможности. Вытаскиваем их из подвалов. Нагляделись уже всякого. Однажды, например, приехали по сигналу от жителей дома, в подвале которого жил бомж. И видим перед собой завшивленного, грязного человека. На теле раны. А в ранах… опарыши! Вы представляете, на живом человеке опарыши. Раньше у нас не было возможности проводить санобработку, мы договаривались с больницами. Теперь несколько дней назад в нашем Центре открылось отделение первичной обработки, и мы уже можем у себя отмыть человека и обработать в дезинфекционной камере.

На чистого прежние грязные лохмотья не наденешь. Работники Центра периодически обращаются к жителям края с просьбой приносить вещи. Поскольку контингент на 90 процентов мужской, одежда нужна мужская. Спортивные костюмы, брюки, куртки, свитера, шапки, обувь. Уважаемый читатель, посмотри на досуге, наверняка и у тебя в шкафу есть вещи, которые ты сам не носишь, а выбросить рука не поднимается. Сделай доброе дело – позвони по телефонам 21-33-30, 42-01-46, 4121-03, тебе объяснят, куда можно их привезти, или подъедут сами.

Понятно, что умываниями и переодеваниями работа Центра не ограничивается. Далее по медицинским показаниям: человека либо отправляют в больницу, либо селят в Центре. Площади учреждения – скромны: одновременно здесь могут проживать не более 25 человек. Причем возможности позволяют принимать только мужчин. В одном помещении с женщинами такой контингент селить небезопасно.

- Сейчас в министерстве труда и социального развития прорабатывается вопрос открытия женского отделения, - рассказывает Анжелика Борисовна. – Оно просто необходимо! Тем не менее с женщинами мы тоже работаем, оказываем им госуслуги, но без предоставления койко-места.

Самый большой пласт работы Центра социальной реабилитации начинается после обработки и поселения. Люди, потерявшиеся в жизни, как правило, теряют не только человеческий облик и уважение к себе, но и документы. А без бумажки, как вы знаете…

Центр сотрудничает со всеми структурами, которые решают вопросы с восстановлением документов. Помимо паспорта, здесь помогают оформить пенсию, а если человек нетрудоспособен по здоровью – получить подтвержденное медицинское заключение, с которым можно оформить пенсию по инвалидности и получить возможность устроиться в дом-интернат.

Если же человек трудоспособен, то сотрудники Центра занимаются и поисками работы.

- Очень непросто пристроить таких людей, - признается Анжелика Борисовна. – Хотя мы и работаем в тесной взаимосвязи с Центром занятости, но конечное звено – работодатель - не принимает наших клиентов с распростертыми объятиями. По понятным причинам. В большинстве случаев у них есть проблемы с алкоголем. Некоторых удается закодировать. Но и это не панацея. У нас есть один мужчина, который уже трижды кодировался и раскодировался. Зачастую это ведомые люди. Вот он отогрелся в Центре, пообщался с нами, мы его наставили на путь истинный. И пока он живет здесь, он помогает, выполняет наши требования, ходит по инстанциям, стремится к новой жизни. Но потом наступает момент, когда ему нужно покинуть Центр и начать жить самостоятельно. Он выходит, встречает старых друзей и… все усилия катятся в тартарары.

- А есть такие люди, которые понимают, что могут сорваться, и всеми возможными путями пытаются остаться в Центре как можно дольше! – рассказывает специалист по социальной работе Александра Алексеева. – По правилам срок пребывания в нашем учреждении не должен превышать 6 месяцев. За это время мы должны поставить человека на ноги: подлечить, оформить документы, найти работу. Мы все это и стараемся сделать за меньший срок, однако люди идут на хитрости. Один товарищ у нас, например, уже в пятый раз теряет паспорт. Подходит и с честными глазами говорит: у меня опять украли паспорт! На самом деле он просто не хочет начинать самостоятельную жизнь. Иждивенческая позиция, страх перед той жизнью, которая его опять может выкинуть… Причины понятны. Но мы не детский сад. Мы можем предоставить только временное пребывание.

Сталкиваться работникам Центра приходится не только с таким мелким враньем, как в случае про потерю паспорта, но и с куда более изысканными аферами.

Центр социальной реабилитации помогает тем, кто оказался на дне жизни- Полтора года назад мне сообщили о человеке, потерявшем память, - рассказывает Наталья Киселева, доверенный добровольный помощник программы «Жди меня», которая сотрудничает с Центром социальной реабилитации. – Я встретилась с этим мужчиной, он представился Юрием Сычевым, рассказал мне душещипательную историю о том, как однажды очнулся в Краснодарском крае, в канаве, без памяти, и теперь странствует в поисках семьи. Он помнил только то, что родился в Ленинграде. Я, конечно, сразу обратилась к Анжелике Борисовне: «Пристройте парня!». В итоге, они полтора года вели работу с этим человеком. Однако когда отправили его на экспертизу в психиатрический диспансер, врачи ошарашили: «У этого мужчины – прекрасная память, дай Бог каждому!». Стали выяснять дальше. Оказалось, что Юрий Сычев – на самом деле житель Казахстана, который очень хочет обзавестись гражданством России. Совместно с правоохранительными органами Юрия препроводили на родину. Вообще, сколько девчонкам из Центра приходится выносить за время работы на своих хрупких плечах! Лезут в грязные подвалы, терпят хамство, агрессию… Мне кажется, им надо всем медали дать! Если бы работникам Центра давали медали, то из арсенала имеющихся в России наград можно было выбрать «Медаль за спасение утопающих». Ведь они спасают и вправду тех, кто тонет. В море жизни.

Но сами сотрудники Центра социальной реабилитации героями себя не считают.

- Я осознанно выбрала эту профессию, - рассказывает Александра Алексеева. - Получила высшее образование, я – специалист по социально работе. – Конечно, у нас не пионерлагерь, клиенты очень специфические попадаются. Но кто-то должен им помочь. Самое приятное, когда видишь, что комуто твоя протянутая рука помощи действительно помогла. Есть несколько ребят, которым мы помогли собрать документы и уехать в их родные города, к родителям. Есть парень, который к нам поступил из больницы с диагнозом потеря памяти. Мы помогли ему восстановиться, он устроился на работу, сейчас снимает квартиру, познакомился с женщиной и сказал, что если пойдет дальше все по плану, то летом они сыграют свадьбу. Я искренне надеюсь, что таких светлых историй будет больше!

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

 

На фото:

  • Сотрудники Центра социальной реабилитации А. Гранкина, А. Алексеева и добровольный помощник программы «Жди меня» Н. Киселева (в центре)

 

 

Как я стал бездомным?

Одна из историй, опубликованных на сайте Центра социальной реабилитации (орфография автора сохранена) Представлюсь вам под псевдонимом «Глеб». В 1970 году в Камчатском крае в Усть-Камчатске появился на Божий свет Глеб. Не знаю, были ли рады этому мои родители, но Господь Бог все же даровал мне жизнь. С родителями я прожил 3 года. Один Господь Бог знает трудности жизни моих родителей и причину их неправильного поступка. В общем, в 1973 году я был подобран на улице в декабре месяце, перед самым Новым годом. И началась моя жизнь с дома-ребенка, детского дома Елизовского района п. Ягодный, школы-интерната №2 г. Петропавловска-Камчатского.

Потом я учился в СПТУ-7, служил в армии, работал в ДСК. У меня на тот момент не было никакой крыши над головой, потому как я был сиротой. Я начал собирать все бумаги, справки, чтобы получить квартиру от государства. Я получил квартиру в 1991 году. Отучился в ПТУ-2 на матроса 2-го класса и после учебы пошел в моря в базе БОР. Время тогда было очень тяжелое, и мне все не удавалось встать нормально на ноги, зарабатывать нормально деньги.

В общем, жизнь шла полным ходом «в тартарары». В 1999 году один из моих друзей предложил мне слетать на материк на 1 месяц, летом, в Краснодарский край, доглядеть его единственную бабушку. Я конечно никогда не был на материке, но согласился, чем и поступил неразумно. В общем, улетая в 1999 году 3 апреля в Краснодарский край, я сдал свою квартиру моим хорошим знакомым, и на эти деньги, которые они мне дали, улетел. В общем, вместо 1 месяца у меня прошло там 13 лет житья. В Краснодарском крае я женился и у меня появился сын Даниил. В 2009 году я вернулся на Камчатку и был ошеломлен тем, что квартиранты мои сделали куплю-продажу моей квартиры, которую я не подписывал, и оформили ее в свою собственность. Сейчас я снова оказался под открытым небом. Квартиры у меня нет, поэтому я буду сейчас через суд отвоевывать свою квартиру. В общем, сироту «кинули». Не знаю, но я буду отвоевывать свое!

 

 

КГУ «Центр социальной реабилитации»
находится по адресу:
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22/1.
Телефоны: 42-08-64, 41-21-03, 21-33-30, 42-01-46.
Сайт: http://social-center.ru.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.