Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Малонужный» север: нести тяжело, выбросить жалко?

20:00
6116

«Малонужный» северВ конце минувшего лета 72-летний мужчина больше недели провел на берегу реки на территории отдаленного национального села Хайрюзова, что в Тигильском районе. Поспать на несколько часов он уходил к родственникам, а с рассветом вновь возвращался на берег, где до поздней ночи ждал, что кто-нибудь на лодке переправит его в соседнее Усть-Хайрюзово, чтобы в дальнейшем вернуться в Петропавловск. Но попуток все не было. Человек умер от инфаркта прямо на берегу.

Так закончился жизненный путь Михаила Данилова, в прошлом - знатного капитана рыболовецких судов, который немало сделал для Камчатки, оставив после себя многочисленных учеников-капитанов. Столь печально обернулось его желание на старости лет побывать в родном поселке Хайрюзове. Впрочем, он часто говорил, что хочет быть похороненным именно здесь.

На похороны – со старой лыжей

Хоронить Михаила Сергеевича отправилась его бывшая супруга, Каным Данилова. Она переехала жить в Петропавловск из поселка Апуки в конце 1990-х, и то, с чем ей пришлось столкнуться на камчатском севере спустя полтора десятка лет, повергло ее в настоящий шок.

Забирать тело родственника ей пришлось в УстьХайрюзове, где проводилась судебно-медицинская экспертиза. С трудом удалось раздобыть две канистры бензина и добраться до Хайрюзова моторной лодкой. Никакой регулярной переправы здесь нет.

Остановилась Каным у племянников, которые рассказали, что это уже третьи похороны на неделе. А готовых гробов здесь нет, и изготовить их не из чего, кроме как из подручных материалов. В администрацию поселения обращаться бесполезно. Здесь давно сложилась традиция – на двор, где умирает односельчанин, принести хоть какую-нибудь доску, вплоть до старой лыжи. Когда гроб из принесенных местными жителями гнилых почерневших досок был готов, и тело нужно было доставлять на кладбище, возник вопрос: из чего ставить крест, для которого необходим более крепкий материал. «Я не знаю, что они разломали, но доски принесли», - рассказывает Каным. Но и на этом скорбные перипетии не закончились. В поселке не оказалось никакого транспорта, даже телеги с лошадью, и гроб пришлось нести на кладбище пешком, а это около 2 километров…

Каным благодарна депутату краевого Заксобрания Татьяне Романовой, которая помогла в организации похорон, оленеводческому хозяйству и Усть-Хайрюзовскому рыбозаводу, которые помогли деньгами. Похоронив родственника, женщина вернулась в город, а жители отдаленного и, похоже, забытого властями села остались один на один со своими проблемами. «В 1990 году в Хайрюзово мы хоронили брата мужа, и я помню, что такого безобразия в поселке не было, - рассказывает Каным. – В этот раз многие люди пришли на похороны не просто в плохой одежде, а буквально в лохмотьях, в разбитой, порванной обуви. И старики, и молодежь – без зубов. В селе повальный алкоголизм. Пьют подростки, пьют беременные женщины, старики. Здесь нет молока. Нет аптеки. Нет хлебопекарни». Помимо этого, в Хайрюзове нет ни канализации, ни водоснабжения. Как рассказала жительница Хайрюзова Наталья Гусарова, вода берется из речки, а отопление в домах печное. И на фоне этих, мягко говоря, неудобств здесь отсутствует баня. Нет здесь ни сотовой связи, ни интернета. Доступ ко всемирной сети есть только в школе, с одного компьютера.

В поселке постоянно проживает около 150 человек. Из них работают менее 30. Большинство живут кто на пенсию, кто на детские пособия, сезонными заработками на рыбалке. И хотя в соседнем Усть-Хайрюзове идет большая стройка (возводится школа), рабочие завезены с материка, в услугах местных жителей строители не нуждаются.

Магазин в Хайрюзове появился лишь около 3 месяцев назад. Сахар, мука, крупа, макароны наконец-то перестали быть дефицитом.

До «коммунизма» далеко

После объединения Камчатской области и Корякского автономного округа на территории Корякии сделано и делается немало. Здесь ремонтируются больницы, школы, благоустраиваются села - восстанавливаются детские площадки, обсыпаются дороги, поднимается коммунальное хозяйство. В каждом поселке есть электроэнергия, а кое-где и централизованное отопление. Почти ушло в прошлое такое позорное явление, как задержка зарплаты.

А вот большинство квалифицированных специалистов после объединения округа с областью покинули камчатский север. На период объединения в Корякии проживали 24 тысячи человек, сегодня - чуть более 18 тысяч. И невозможно найти водителей на автобусы, сварщиков, сантехников, трактористов. Проблем остается много, и решаются они медленно. Борис Чуев, депутат Законодательного собрания Камчатского края, представляющий интересы избирателей Корякского округа, знает о них не понаслышке. Там он вырос, работал большую часть трудового пути, а сейчас регулярно посещает северные поселки.

Не так давно Борис Чуев вернулся из Усть-Хайрюзова, где 15 лет назад сгорела школа. Дети учились в неприспособленных помещениях, оттуда успели уехать многие педагоги. Сегодня здесь строится не просто школа, а школа-комплекс. Это и детский сад на 65 мест, и интернат на 20 мест для детей из соседнего Хайрюзова, и собственно школа на 165 человек. Из разговоров с людьми Борис Чуев выяснил, что многие в этой связи перестали планировать отъезд из села.

В Усть-Хайрюзове будет строиться и новый водовод. Сегодня вода здесь отвратительного качества.

Сегодня главы нескольких поселений, в том числе Коврана, Хайрюзова, подготовили проектно-сметную документацию на строительство 2-х и 4-квартирных домов, документы переданы в министерство строительства края для дальнейшей экспертизы.

Строительство жилья на территории Корякии – вопрос больной и актуальный. Ведь за последние 6 лет в округе не было построено ни одного квадратного метра жилья (не считая отстроенных после землетрясения новых Тиличик). Построен только детский сад в Аянке, и то путем реконструкции бывшей участковой больницы. Другие объекты ремонтируются и реконструируются, но нового строительства не ведется. Программа сейсмоусиления, программа сноса ветхого и строительства нового жилья на территории округа не действует. Средств, выделяемых Камчатскому краю по данным программам, хватает, в основном, только на Петропавловск, где проживает подавляющая часть населения и ветхого жилья более чем в достатке. Поэтому в связи с недавно принятой программой сейсмоусиления на 2013-2015 годы предполагается сделать капремонт лишь в библиотеке в Палане. Хотя в сейсмоусилении, по словам Бориса Чуева, здесь нуждается львиная доля из имеющихся 68 образовательных, 32 лечебных учреждений, 5 музеев, 37 библиотек и других объектов.

Большой помощью для жителей камчатского севера стали действия правительства Камчатского края, создавшего организацию – ГУП «Камчатпродснаб», ответственную за продовольственное снабжение Корякского округа. В прошлом году на эти цели из бюджета было выделено 50 млн рублей. Продукты питания завезены в районные центры и доставляются в отдаленные поселки. Цены – примерно на уровне городских.

Самолет не для всех

Несколько лет назад жители Корякского округа с облегчением вздохнули: правительство Камчатского края начало субсидировать пассажирские авиаперевозки на севере края для жителей Камчатки. Если до введения субсидий, в 2008 году, было перевезено 20 тысяч пассажиров, то в 2011-м уже 48 тысяч, а в 2012 году только по субсидиям летали 53.658 авиапассажиров. И суммы субсидирования год от года увеличиваются. В этом году на данные цели выделено из бюджета 300 млн рублей. Однако, несмотря на усилия правительства региона, в этом же году тарифы на местные авиаперевозки выросли на 30-50 процентов. Как рассказал Борис Чуев, произошло это по инициативе Петропавловск-Камчатского авиапредприятия. Предприятие самостоятельно повышает зарплату своим работникам (летный состав получает около 140 тысяч рублей), выплачивается задолженность, доставшаяся в наследство от «Корякавиа». Вместе с тем увеличилась себестоимость летного часа на 47 процентов, капремонт воздушных судов подорожал на 24 процента. «Это проблемы, которые надо решать. Качество услуг авиапредприятия не улучшилось, новой техники не приобретено. Только цены увеличились. Как управляющие компании попытались недавно сделать деньги из воздуха, так и здесь», - комментирует ситуацию Борис Чуев. Для жителей Корякии рост цен на авиабилеты большая проблема и социальная несправедливость. Ведь альтернативы в виде автодорог на территории округа нет. Из села в село люди часто ездят на снегоходах, что опасно. Но куда деваться? Например, аэропорт «Тиличики» обеспечивает два района - Пенжинский и Олюторский. Жители Пахачей, Средних Пахачей, Манил, Каменского неделями могут ждать вертолета.

«А зачем вообще люди на Камчатке?»

Быть может, проблемы Корякии столь неподъемны, что логичнее переселить ее жителей, а доставлять туда лишь вахтовых рабочих? Борис Чуев имеет на это собственный взгляд. «А чем отличается Корякия от Петропавловска? Там и там дотационные бюджеты. Ни здесь, ни там, по сути, ничего не производится. Только там маленькая деревня, а здесь большая. Тогда зададимся вопросом: зачем вообще люди на Камчатке? Такой же вопрос может возникнуть и относительно всего Дальнего Востока, где все бюджеты, кроме сахалинского, – дотационные. Так что везде все то же самое, что и в Корякии. Так почему человек, который там родился, которому там нравится жить, должен быть ущемленным?».

Действительно, ситуация пока такова, что камчатский север с его коренными народами больше напоминает груз, который нести тяжело, а выбросить жалко. И вопросов пока больше, чем ответов. Быть социально ущемленными и при жизни, и, как выяснилось, после смерти для жителей многих отдаленных сел - объективная реальность. Вернемся в национальное село Хайрюзово. Как выяснилось, бюджеты нищих поселений не планируют расходов на погребение людей. Если в Петропавловске можно купить гроб хоть за 5, хоть за 50 тысяч рублей, здесь главы поселков даже в рабочем порядке не могут позаботиться хотя бы о наличии лесоматериала. «Этот вопрос - на совести глав поселений, - считает Борис Чуев. – Например, глава администрации Хайрюзова Аркадий Хечгин является депутатом Тигильского районного Совета народных депутатов, ездит на сессии, голосует за бюджет. Вроде бы сам живет в этом поселке всю жизнь и знает его беды и потребности». Сам Аркадий Хечгин подтверждает отсутствие в бюджете средств на погребение, однако отметил, что иногда с лесоматериалом помогают усть-хайрюзовские предприниматели.

Похоже, что еще очень долго для жителей таких отдаленных поселков, как Хайрюзово, собственные ванна и душ останутся недоступными благами цивилизации. Как и общественная баня. Бань нет не только в маленьких поселках. Например, в Усть-Хайрюзове с населением около тысячи человек помыться тоже негде. Почему? Потому что себестоимость гигиенической процедуры – около тысячи рублей. А содержать бани и доплачивать за бедное население бюджеты не готовы.

А что с переправой УстьХайрюзово–Хайрюзово? Как выяснилось, еще в 2007 году правительство края выделило деньги на приобретение техники высокой проходимости. Каждое муниципальное образование получило либо современные вездеходы, либо вахтовки «Урал». Один вездеход имеется и в Хайрюзове. В течение 2 лет он бесплатно для населения обеспечивал сообщение с Усть-Хайрюзовом. Но начались поломки, ремонт и содержание вездехода бюджет поселения не потянул, и, по словам главы администрации Аркадия Хечгина, машина была передана на баланс администрации Тигильского района. Однако и в районном бюджете необходимых средств не нашлось. Администрация района стала ждать милости от предпринимателей, которые согласно задумке должны взять вездеход в аренду, содержать его и оказывать услуги. Дважды объявлялся конкурс, но желающих заняться подобным бизнесом не нашлось. Для всех очевидно, что спроса на платные услуги вездехода среди нищего населения не будет. И пока бесполезный и очень дорогой вездеход будет простаивать и ржаветь, на берегу реки в ожидании моторки будут умирать люди.

 

Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
константин 6 лет назад #
Значит золото, платину гребут а снабжение нету, куда улетают деньги.Пусть Губернатор от читается, иногородних билеты по двойной цене когда власти нахапаются, когда совесть проснется.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.