Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Их главный педагогический принцип – гуманизм

23:43
3163

Их главный педагогический принцип – гуманизмНаписана еще одна страница в летописи конкурсов педагогического мастерства в Камчатском крае. С 1 по 6 апреля в 18-й раз для опытных педагогов стартовал «Учитель года Камчатки». Молодые учителя попробовали свои силы в «Педагогическом дебюте». В этом году - в 4-й раз. Конкурс «Воспитатель года Камчатки» встречали во 2-й раз. За почетное звание быть лучшим боролись 13 педагогов. Кто они?

Конкуренцию друг другу составили филологи и информатики, учителя химии и биологии. Воспитатели соревновались между собой.

Общий возраст конкурсантов довольно внушительный - 431 год. Средний - 33 года. Самый продуктивный. Самому молодому педагогу 23 года, самому опытному - 42.

Педагогический стаж составляет 147 лет. Сколько детей можно выучить за это время, сколько написать сценариев, сколько умных книг прочитать!

Средний стаж конкурсантов - 11 лет. Но это средний. Между тем некоторые из них перешагнули за 18- и 20-летний рубеж, а у одной из участниц он пока еще невелик - 1 год.

Если рассмотреть кумиров нынешних конкурсантов, получается, что их главный педагогический принцип - гуманизм. Ибо В. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма. А. Макаренко разработал и воплотил гуманную систему воспитания социально и нравственно искалеченных детей. А разве не гуманна система воспитания Януша Корчака?

Участники конкурса - народ увлеченный. Фотография и лыжи, путешествия и шейпинг, вышивка и фитнес, чтение книг и судоку, пауэрлифтинг и цветоводство, парапланеризм и коллекционирование. Им интересно все.

А еще они молодые и красивые, умные и искренние, честные и целеустремленные, инициативные и грамотные, умеющие отстаивать свою точку зрения, любящие детей и дело, которым занимаются.

Вот такое оно – новое поколение камчатских педагогов. Сегодня им и о них слово.

О миссии педагога и других человеческих смыслах

Их главный педагогический принцип – гуманизмЧеловеку, чтобы отправиться в творческий полет, необходимо иметь за спиной крылья. Чтобы передать секреты ремесла другому, нужно самому мастерски владеть делом.

А что, по сути, определяет нашу профессию: знание или умение парить, созидать новое (то, что сегодня определяется модным словом «креатив»)? Этот вопрос, пожалуй, ключевой для участников конкурса профессионального мастерства.

Перед тем как будет дан старт конкурсным состязаниям, организаторы знакомятся с портфолио, в котором будущие участники презентуют себя и свой педагогический опыт. Здесь размышления о профессии, миссии педагога и вообще о разных человеческих смыслах.

Вчитываясь в эти строки, уже представляешь, чувствуешь участников... Одни парят, подхватывая вас вихрем творческих мыслей и педагогических грез. Иные рассуждают основательно, со знанием дела, демонстрируя знание целого спектра инновационных методик.

Но что, бесспорно, объединяет всех - это беззаветная любовь к детям и делу, которому служат.

Вот выдержки из нескольких творческих эссе участников. Прочитайте и почувствуйте, чем живут педагоги…

 

Светлана ТИХОМИРОВА, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №9, г. Петропавловск-Камчатский, участница конкурса «Учитель года Камчатки»:

- Какими гранями таланта должен обладать учитель, чтобы быть интересным детям?..

Ежедневно сопровождаю своих учеников в путешествия по стране Знаний. Сколько заочных экскурсий по памятным местам русской культуры мы совершили! Сколько разрешили вопросов, связанных с правами и обязанностями человека! Порою чувствую себя военачальником, потому что каждый день разрабатываю стратегию урока, стратегию воспитания.

И еще… Дети - словно бабочки, такие же ранимые и беззащитные, нуждающиеся в любви и заботе. Они открывают мир, самих себя вместе с прописными истинами. Задача взрослых - постараться создать для каждого ребенка мир равных возможностей, в котором ему будет комфортно и где он сможет развить свои лучшие качества.

Тогда ученик, как бабочка, легко выпорхнет из рук педагога в большой мир.

 

Людмила ЗОРИНА, воспитатель детского сада №1 комбинированного вида, г. Петропавловск-Камчатский, участница конкурса «Воспитатель года Камчатки»:

- Быть художником, актрисой, экскурсоводом, капитаном, певцом и исследователем в одном лице… Могу все, ведь я - воспитатель!

Как объяснить, что эта профессия сложна и многогранна?

Нет на земле более ответственного и интересного дела, чем растить человека будущего.

Именно воспитатель бережно и аккуратно, как бутон нераспустившегося цветка, берет в свои руки маленькую душу ребенка и начинает ухаживать за ней.

Папы и мамы доверяют мне самое дорогое - своих детей.

В будущем мои воспитанники будут вершить историю нашей страны. А я буду знать, что в этом есть и моя заслуга, потому что вложила в каждого ребенка свой труд, частичку души и сердца. Так просто ли быть воспитателем?

 

Елена ТИМОШИНИНА, воспитатель детского сада №28 «Рябинушка», Елизовский район, участница конкурса «Воспитатель года Камчатки»:

- На мой взгляд, смысл жизни заключается в умении быть счастливым человеком, а это возможно только тогда, когда есть уверенность, что ты идешь правильной дорогой, что ты живешь, а не «репетируешь» жизнь.

…Чтобы научить маленького ребенка видеть и чувствовать, любить природу, взрослый сам должен уметь переживать, чувствовать и любить всем сердцем. Не рассказывать малышу об ощущениях, а делиться ими.

Воспитатель - это не профессия, а образ жизни, не только твой, но и твоей семьи. Если ты принимаешь работу с детьми всем сердцем, она изменит твою жизнь. Дети наполнят ее смыслом, добром, любовью.

 

Здесь вам не рутина, здесь климат иной,
Идеи лавиной - одна за одной,
И камни фантазий срываются вдруг в камнепад.
И можно свернуть, в примитив увильнуть,
Но вы выбираете трудный путь,
Прекрасный, как камчатская земля.
Кто здесь не бывал, урок не давал,
Кто опыт работы не защищал,
Тот жил не масштабно и звезд не хватал с небес.
А вы подарили, увлекая всех ввысь,
«Учителю года» новую жизнь,
Которая будет из счастья, побед и чудес!


Виктория МОРОЗ, учитель ИЗО и черчения средней школы №9 г. Вилючинска

 

 

Мнение

Мы поднимаемся только на те вершины, которые сами себе выстраиваем

…И снова конкурс «Учитель года Камчатки». Утверждена программа и смета, сформирован состав жюри, проведена жеребьевка среди участников. И вновь интрига – каким он будет, нынешний победитель? Можно ли в самом деле его выбрать из всех участников? По каким критериям сравнивать учителя физики и физкультуры, начальных классов и химии?

Думаю, «Учитель года Камчатки» - это не конкурс на самого лучшего учителя-предметника, хотя практическое занятие – очень важный конкурсный этап. Жюри оценивает многое: и способность увлечь самой скучной темой, и взаимодействие с классом, и умение найти общий язык с учениками и родителями, и быстроту реакции на предложенные обстоятельства. Победитель должен сочетать в себе разные качества, стать символом камчатского учительства, взять на себя от имени всех педагогов Камчатки миссию представительства на всероссийском конкурсе.

Каждый участник рассказывает об использовании общепринятых педагогических технологий, а мне всегда интересно то, что придумал и внедрил сам учитель, над чем работал и чего достиг, в чем его изюминка. Только тогда можно сказать, что это – педагог-новатор.

 

Виктория МОРОЗ, учитель ИЗО и черчения средней школы №9 г. Вилючинска, член родительского жюри

 

Конкурс для учителя или учитель для конкурса?

Размышляя над этим вопросом, вспоминаю известную восточную притчу о каменщиках, которые по-разному ответили на вопрос прохожего, чем они заняты: один сказал, что кладет кирпичи, другой – возводит стену, а третий – строит храм…

Работа учителя во многом напоминает работу строителя. И как важно - не погрязнуть в рутине, не устать, не разочароваться. Не потерять волшебных бабочек в своей душе …

Мне кажется, что однозначно ответить на вопрос: конкурс для учителя или учитель для конкурса - нельзя. Для конкурсантов – это серьезное испытание, и не только профессиональное. Для жюри – попытка найти ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, гармонично сочетающего в себе педагога и человека, на которого хочется равняться.

Как-то М. Бэбкок (известный тренер) справедливо заметил: «В жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя». И конкурс «Учитель года» дает уникальную возможность поднять внутреннюю планку профессиональной самооценки и превзойти самого себя.

 

Наталья МАШКИНА, директор средней школы №1 г. Вилючинска, член жюри конкурса

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.