Магия асфальта

Магия асфальта

Дороги в Петропавловске растаяли вместе со снегом, а с ними рассеялась и иллюзия, что жизнь стала налаживаться. Трудно найти живое место на дорогах, где в прошлом году был произведен ямочный ремонт. Изувечена и часть тех, что ремонтировалась капитально… Но появилась надежда — на то, что хоть раз и хоть кто-то понесет ответственность за дорожную халтуру. Надежда и иллюзия всегда ходят рядом…

 

В борьбе не заинтересованы

Однако обо всем по порядку. Не так давно Камчатское УФАС заинтересовала информация с официального сайта закупок о размещенных в 2012 году муниципальным казенным учреждением «Управление транспорта и дорожного хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа» (МКУ «УТДХ») заказов на выполнение работ по ремонту дорог, тротуаров и внутриквартальных проездов в Петропавловске. Антимонопольщики увидели, что из 26 проведенных аукционов торги по 16 аукционам признаны несостоявшимися, и контракты заключены по начальной цене. То есть в 2012 году участниками 16 из 26 аукционов всегда являлся только один участник, с которым и были заключены контракты. В УФАС заподозрили, что дорожники тогда разделили товарный рынок по территориальному принципу (близлежащие районы, улицы), в нарушение закона о защите конкуренции. Однако в ходе продолжительной проверки выяснилось, что никакого картельного сговора не было, а дорожники, принимая решение об участии в том или ином аукционе, исходили из своих собственных соображений.

Так, «Автодорстрой», «Магистраль» и «Дор Строй», применяя упрощенную систему налогообложения, намеренно не принимали участие в торгах с ценой 117 млн рублей, а также в торгах, где заказчик установил требование восстановить асфальтобетонное покрытие методом регенерации с помощью комплекса «Remikxer».

Напротив, МУП «Спецдорремстрой» принимало участие в торгах по восстановлению асфальтобетонного покрытия на участках магистральных дорог и автодорог общего пользования и в торгах, где условиями документации предусмотрено выполнение работ с использованием комплекса «Remikxer» и крупных дорожных машин.

При этом ответчики в ходе рассмотрения дела привели доводы об отсутствии у них заинтересованности в борьбе за получение данных заказов. И эти доводы, о которых мы подробно скажем ниже, легли в основу обращения Камчатского УФАС России в прокуратуру с просьбой провести проверку действий МКУ «УТДХ», связанных с проведением аукциона на ремонт дорог в 2012 году.

 

Занимательная экономика по Бутрику

В ту пору МКУ «УТДХ» возглавлял Константин Бутрик, который и сформировал аукционную документацию. От дорожной отрасли Константин Викторович находился на том же отдалении, что Чубайс от нанотехнологий. Накануне он, юрист по образованию, завершил карьеру в прокуратуре, в чине заместителя прокурора Петропавловска. Кстати, будучи в возрасте слегка за 30. Будем считать это обстоятельство простой охотой к перемене мест… Видимо, изучать дорожную отрасль было некогда. В итоге, дорожники и бюджет понесли убытки на десятки миллионов рублей. Не имея утвержденных коэффициентов на производство работ, используя лишь ни к чему не обязывающее информационное письмо от Минрегионразвития РФ, он перевел расчеты сметы на так называемые федеральные расценки. Получилось на бумаге дешево и сердито. В результате, одному только крупнейшему подрядчику, МУП «Спецдорремстрой», нанесен ущерб в размере 90 млн рублей, при этом бюджет недополучил с данного подрядчика в виде налогов 51 млн рублей. А кто подсчитает убытки простых автомобилистов? Попытка Бутрика «задешево» заставить сделать работу, которая стоит, по меньшей мере, вдвое больше, и привела к тому, что мы сегодня наблюдаем на дорогах. Дорожники кричали, что так делать нельзя, но их как будто не слышали.

Сэкономил Константин хитро. Составил аукционные технические задания таким образом, что подрядчики производили капитальный ремонт по расценкам обычных ремонтов и за время, отпущенное для обычных ремонтов. Например, на капремонт дорог (по выставленному Бутриком техзаданию – обычный ремонт) от СРВ до пл. Щедрина дорожники согласно нормативам должны были затратить 10,2 месяца. А в связи с техзаданием это пришлось сделать темпами китайских комсомольцев — менее чем за 3 месяца. Одна бригада за 8 часов по нормативам должна уложить 68 м бордюра. А укладывали до 120 м. Надо ли говорить о качестве того что сделано? Сегодня на это достаточно посмотреть. Важно учитывать, что производство капитального ремонта на дорогах, в отличие от обычного, требует составления проекта, геодезической и геологической разведки. Но директору «УТДХ» это не было важно.

 

Из обращения Камчатского УФАС в прокуратуру: «Сроки выполнения заказов, включающие работы по замене бортового камня, установлены без учета, что в Камчатском крае не производится бордюрный камень в том количестве, которое требуется для исполнения всех работ по их устройству в 2012 году в ПКГО, потому данные работы требуют большого объема ручного труда. Такие трудоемкие заказы должны формироваться заказчиком с учетом природно-климатических особенностей, размещаться до наступления теплых месяцев, а не в конце сентября месяца».

Размещать заказы в сентябре не просто нелогично, это тянет на экономическую авантюру. Строительство дороги требует серьезной подготовки. После того как аукцион выигран, изучается спецификация: какие материалы, сколько материалов необходимо на каждый объект. Производится заказ, материалы завозятся, в том числе из-за пределов Камчатки. Это большие временные затраты. Но в Петропавловске и сегодня аукционы только-только объявлены. Ни одной тонны инертных материалов камчатские дорожники еще не запасли, потому что не известно, кому и какие заказы удастся выиграть.

 

Магия петропавловского асфальта с ее разоблачением

Из обращения Камчатского УФАС в прокуратуру: «Требование заказчика в документации об аукционах об устройстве дорожного покрытия из самых дешевых и, соответственно, недолговечных материалов (толщиной 5 см, из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ; указанная марка асфальта используется исключительно на дорогах, имеющих небольшую нагрузку) не учитывает состояние дорог по типу дорожной одежды, не соответствующее требованиям транспортных потоков. Для устройства дорожного покрытия в документации об аукционах должно быть предусмотрено использование более современных и долговечных материалов».

Когда строились наши дороги, потоки транспорта были другие, не было и крупнотоннажных машин. А сегодня грузовики – 30-тонники, 50-тонники – буднично курсируют по дорогам Петропавловска. Растет и нагрузка на дороги: каждый год граждане и юрлица приобретают по 10 тысяч новых машин. Но что на придомовку, что на магистральные дороги, по техзаданию от Бутрика, кладется 5 см асфальта.

Что касается качества асфальта, то здесь дела обстоят еще интереснее. Действительно, в техническом задании так и написано: использовать асфальт типа АБВ. К сожалению, бывают «типа специалисты», как в рассматриваемом случае. А что касается асфальта, есть тип А и его марки 1, 2, 3. То же с типами Б и В, каждый из которых также подразделяется на три марки. Исходя из логики гражданина, составлявшего техзадание, подрядчики могли класть любой асфальт – начиная с А-1, заканчивая В-3, причем на любые дороги, от магистралей до придомовок. Что, собственно, они и делали. Наивысшая марка асфальта – А-1. Таким выложена дорога на «Дачной», к которой на сегодняшний день нет претензий, но она чуть ли не единственная в городе. В – песчаный асфальт, который годится максимум на тротуары с невысокой нагрузкой. Если такой попал на магистральные дороги, а судя по состоянию дорог сомневаться в этом не приходится, то с дорожников взятки гладки. Они следовали техзаданию, с учетом стоимости заказов, о которой сказано выше. В убыток себе, поверьте, никто не работал.

На магистралях асфальт не должен быть ниже марки А-1, убеждены дорожники. Такой изготавливается из гранодиоритов, прочных вулканических пород, а если в него замесить адгезионные добавки, применить современные присадки, вопросов к дорогам не будет. Но техзадание на 2012 год не имеет отношения ни к современным технологиям, ни вообще к человеческому разуму. Для чего дорожники вооружаются новыми технологиями – на сегодняшний день понятно. Например, крупнейший подрядчик МУП «Спецдорремстрой» уже в прошлом году был готов применять и те самые адгезионные добавки, которые дают хорошее сцепление инертных материалов между собой, снижают водонасыщаемость. Был готов везде использовать рекламат, которым дороги необходимо обрабатывать через год после укладки асфальта, чтобы устранять появившиеся шероховатости, улучшить качество верхнего слоя битума. Давно запасся присадкой «Forte», которая прочно связывает асфальт, придает ему эластичность.

С января 2013 года руководитель МКУ «УТДХ» сменился, им стал Сергей Банников, специалист, имеющий отношение к дорожной отрасли. Учитывая сроки назначения, с него невозможно спросить, почему аукционы на проведение дорожных ремонтов начались в Петропавловске традиционно в конце апреля. Это опять очень поздно. Времени на нормальную подготовку вновь практически нет. Аукционы должны были пройти в декабре прошлого года, уверены дорожники, которые изучают технические задания и уныло констатируют: там опять все то же самое. Впрочем, пока не очень ясна ситуация с техзаданиями на магистральные дороги. Не исключено, что появится возможность применить на них новые технологии.

 

Карета превратилась в тыкву

Из обращения Камчатского УФАС в прокуратуру: «Камчатское УФАС России полагает, что указанные действия заказчика могут содержать признаки уголовного деяния, а также свидетельствовать о признаках нарушения федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 12 федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части соблюдения требований к обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог, ст. 18 федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части установления требований к ремонту автомобильных дорог».

Основные виды деятельности МКУ «УТДХ» — эксплуатация автомобильных дорог, дорожных сооружений, внутригородские пассажирские перевозки и многое другое, что малодоступно для неспециалиста. Так и хочется в этой связи задать вопрос словами булгаковского персонажа: а как же он работал в очистке?

Как и любой директор любого муниципального учреждения, Бутрик – человек подневольный. Не один он, составивший и подписавший техзадания, знал, что с наступлением полночи эта карета превратится в тыкву. Судя по его познаниям в дорожной отрасли, он-то знал меньше других. Константина Викторовича довольно скоро переместили служить в правовое управление администрации города, на маловыпуклую должность. Ведь одно дело, если ответственность понесет директор целого МКУ, и совершенно другое – если простой муниципальный клерк. Да и сити-менеджер Сергей Кондрашин, при котором формировался заказ, ныне простой пенсионер.

Слово за прокуратурой, которая должна назначить проверку по материалам Камчатского УФАС России.

2842

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых