Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Пора раздать людям удочки

12:11
2433

Сергей Лебедев8 апреля в исполнительной власти Камчатского края появилось новое министерство – территориального развития. Впрочем, новым его можно назвать лишь условно, поскольку созданная структура объединила часть функций расформированного министерства по делам Корякского округа и территориям традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и агентства по вопросам местного самоуправления. Повлияет ли эта реорганизация на улучшение жизни в отдаленных районах полуострова? О проблемах и перспективах развития Камчатского края – в интервью с министром Сергеем ЛЕБЕДЕВЫМ.

 

- Сергей Владимирович, в чем заключалась необходимость преобразования агентства в министерство, и какие полномочия легли на его сотрудников?

- С момента создания агентства, в 2008 году, оно проделало колоссальную работу по организации местного самоуправления в поселках и районах края. И сегодня можно говорить, что этап становления завершен: органы местного самоуправления везде сформированы, администрации организованы и понимают, чем они должны заниматься и кто за что отвечает, не первый созыв избираются местные советы депутатов. Пришло время делать шаги по укреплению регионального компонента. И если агентство являлось руководящим органом, который реализовывал политику местного самоуправления, то теперь мы, как министерство, эту политику и вырабатываем. Руководство края передало нам финансовый инструмент для развития муниципальных образований – это, в первую очередь, средства программы «Устойчивое развитие КМНС в Камчатском крае» - 197 млн рублей до 2015 года, и мы будем заниматься поддержкой традиционного хозяйства северян, родовых общин, и финансировать муниципальные образования по программам их социально-экономического развития.

Что касается формирования политики местного самоуправления, то образцом этой работы может служить предложенная нами схема организации местной власти, когда глава муниципального образования избирается из состава представительного органа, а глава администрации назначается по контракту. Такие важные изменения сначала были сделаны в Елизовском районе, затем в Быстринском, Усть-Камчатском, Олюторском, Пенжинском, Тигильском районах.

Убежден, что это наиболее оптимальная схема, и вот по каким причинам. На всенародных выборах не предъявляется никаких требований ни к образованию, ни к стажу кандидата, они проводятся по принципу: «Каждый может управлять государством». На деле – не может, особенно в нынешних условиях, когда к знаниям главы муниципального образования предъявляются серьезнейшие требования. Мы наблюдали примеры плачевного состояния населенных пунктов, напрямую связанного с нерадивостью и бездействием их глав. Когда глава назначается по контракту, кандидат должен соответствовать ряду условий, иметь высшее образование, стаж работы по специальности и прочее. Кроме того, в состав конкурсной комиссии входят представители Законодательного собрания и губернатора края, и они берут на себя часть ответственности за человека, за которого голосуют, готовы оказывать ему поддержку в работе.

Вообще, задача министерства отражена в его названии: нужно заниматься развитием муниципальных образований – строительством жилья, объектов соцкультбыта, обеспечением коммунальной техникой, созданием условий для роста производства. Руководство края, включая губернатора, отлично знает положение дел в каждом районе, в каждом северном поселке, и позиция однозначная: пора выводить север из положения «депрессивного» региона. Объем финансовой помощи муниципальным образованиям ежегодно увеличивается.

Правительство страны настроено так же, об этом говорит ряд фактов: создание министерства по Дальнему Востоку, активное финансирование северных программ, увеличение бюджета Камчатского края почти в 2 раза – с 30 до 50 млрд рублей. Это все симптомы того, что внятная северная политика будет реализована в России.

 

- Создание рабочих мест, строительство жилья и гарантированное транспортное обслуживание требуют огромных финансовых затрат. Несмотря на названные вами положительные тенденции, нашему дотационному региону приходится считать каждый рубль. Что можно предпринять в условиях жесткого финансового дефицита?

- Мы прекрасно понимаем, что золотого дождя с неба не будет, поэтому достижение цели лежит в консолидации ресурсов. Выбрали точку приложения – сделали работу, не распыляя средств, и перешли к следующей запланированной задаче.

Что касается создания рабочих мест, то в крае уже есть хорошие примеры: в Ивашке Карагинского района построены 3 мощных рыбозавода, на которых работают местные жители; в Пахачах Олюторского района, где пережили страшный упадок, тоже построен рыбозавод, потихоньку развивается инфраструктура. На дальнем севере, в Аянке Пенжинского района, снова стали пилить лес – возродили производство, заброшенное с советских времен. Когда встал вопрос о строительстве детсада, решили, что выгоднее организовать лесопилку на месте, чем везти туда доску с материка. Помогли организовать производство, купили пилы, станки – и сейчас в Аянку за пиломатериалом из соседних сел ездят.

Именно подобная самозанятость населения – наиболее перспективный путь для севера. То же касается традиционных видов хозяйства коренных народов. Считаю, что время, когда государство брало на себя обязанность обеспечения их сетями, лодками, спецодеждой, – прошло. Сегодня необходимо создавать производственные участки. Как в известной мудрости – нужно давать людям не рыбу, которой они наедятся один раз, а удочку, с которой они смогут прокормить себя каждый день. Для этого государство и Камчатский край делают многое: дали промысловые участки в долговременное пользование, закрепили доли за рыбаками – все для того, чтобы люди чувствовали себя уверенно и стремились развивать производство.

Теперь нужно обратить внимание на тех, кто не готов действовать в крупных промышленных масштабах. Министерство территориального развития выступило с предложением (оно сейчас рассматривается депутатами Законодательного собрания) о создании в районах сети факторий. Это будут производственно-заготовительные центры, расположенные в непосредственной близости к местам традиционной деятельности, и принимающие у населения ту продукцию, которую оно в силах произвести, по гарантированной выгодной цене. Рыбаки смогут сдавать рыбу, чтобы не просто засолить ее, а произвести качественный современный продукт в вакуумной упаковке, который охотно купят в магазине. Сборщики дикоросов – грибы, ягоды, черемшу и прочее. Охотники – добытого зверя. В фактории можно будет приобрести необходимые товары, например патроны, связаться с «большой землей» и т.п. Таким образом, множество людей из числа КМНС получат возможность заниматься своим исконным делом и получать достаточные средства к существованию. Как руководитель министерства, я считаю это направление приоритетным в деле развития северных территорий.

 

- 21 апреля в нашей стране появился новый «красный» день календаря – День местного самоуправления. Возглавляя агентство, вы принимали непосредственное участие в становлении местного самоуправления на Камчатке. Чем вы можете гордиться сегодня и что считаете самым «слабым звеном» в этой системе?

Пора раздать людям удочки- Признаюсь: я очень рад, что государство наконец-то по заслугам оценило работу местного самоуправления, введя специальный праздник. Ведь самый тяжкий груз ответственности за качество жизни людей лежит как раз внизу, на земле, в сельских поселениях, в муниципальных районах. Поверьте, это титанический труд. Особенно хочу отметить работу депутатских корпусов. В отличие от глав муниципальных образований, большинство депутатов работают безвозмездно, они взяли на себя общественную нагрузку, а принимать надо колоссальное количество нормативных актов, решать множество вопросов. Низкий поклон этим людям – токарям, дояркам, рыбакам. На их плечах и держится местное самоуправление.

И гордиться сегодня можно именно этими людьми и их отношением к работе. Ведь столько сделано за 5 лет! Закон о местном самоуправлении с самого начала был очень сложный (теперь он архисложный, это, наверное, самый динамично меняющийся закон в нашем праве, в нем от 40 до 50 изменений за год происходит), но он с первого дня требовал к себе профессионального подхода. А у нас в крае в 2008 году было 1.415 муниципальных служащих и из них только около 70 процентов имели высшее образование, в основном – в Петропавловске. Сейчас у нас 1.257 служащих, из них с высшим образованием 80 процентов, и прирост произошел именно благодаря служащим из отдаленных районов. За счет средств агентства мы учили их целыми группами в Академии государственного управления, регулярно проходят семинары, курсы повышения квалификации, и люди учатся с энтузиазмом, что не может не радовать, поскольку все это непосредственно отражается на качестве их работы.

Могу с полной ответственностью сказать, что сегодня у нас нет ни одного муниципального образования, в котором бы работа шла спустя рукава или которое бы занимало паразитирующую позицию. Во всех муниципальных образованиях созданы программы комплексного социально-экономического развития, мероприятия из них попадают в краевые программы и получают 100-процентную гарантию финансирования. В основном, это ремонты – сетей, дорог и т.д. Везде разные стартовые и географические условия, но все стараются, и даже в крайне проблемном Пенжинском районе заметны ростки развития и работа по благоустройству. И я очень рад, что подавляющее большинство наших глав понимает, что их задача – не митинги проводить, а заботиться о комфортной жизни людей в населенном пункте.

Каждый год мы проводим конкурс «Лучший глава муниципального образования» и рейтинговое ранжирование муниципальных образований в зависимости от достигнутых результатов. В этом году лидерами стали Вилючинский городской округ и Карагинский район. Победители получают денежный грант, которым по своему усмотрению распоряжаются органы местного самоуправления.

А слабое звено в этой системе – появление в ходе изменения федерального закона у глав муниципальных образований полномочий, не обеспеченных финансами. Это целая проблема. Ведь каждое действие, которое должен предпринять глава, стоит сколько-то рублей, и эти рубли должны быть в бюджете, иначе местное самоуправление превращается в фикцию. Хотелось бы, чтобы объем полномочий в этой сфере был бы оценен, нужна система стандартов, закрепленная законодательно. Например, на осуществление полномочий по ЖКХ на такой-то территории нужен Х рублей, и к этому Х применяются коэффициенты в зависимости от транспортной удаленности и т.п. факторов. Тогда можно будет посчитать, сколько стоит местное самоуправление в этом регионе, и эти финансовые средства должны быть гарантированы образованиям, чтобы администрация не искала судорожно последний рубль у себя в бюджете на проведение праздника или ремонт дома. Другими словами, хозяйственные обязанности муниципалитетов должны совпадать с их финансовыми возможностями.

Мы регулярно направляем в Москву предложения по изменению ФЗ-31, и в целом у нас хороший контакт с профильным комитетом в Госдуме. Часть наших предложений уже была услышана, надеюсь, что дойдет очередь и до бюджетной реформы, и такое понятие, как полномочия, не обеспеченные финансами, вообще исчезнет.

 

Беседовала Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.