Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Радость наотрез

10:00
2520

Валентин Пустовит, историк, член Союза писателей РоссииПервый послевоенный год начался со столичной новости. Такое передавали друг дружке без эмоций, не выказывая своего отношения наружно. Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу заместителя председателя СНК Л. Берия об освобождении от обязанностей наркома внутренних дел «ввиду перегруженности его другой центральной работой».

Вскоре в ходе кампании по выборам в Верховный Совет СССР в печати замелькала фотография кандидата в депутаты, бывшего подчиненного Берии, начальника «Дальстроя» Героя Соцтруда И. Никишева. Естественно, без пояснения, что этот самый «Дальстрой» - составная часть ГУЛАГа.

Тем временем в январе 1946 года камчатские траулеры брали хорошие уловы камбалы в Кроноцком заливе. Ее мощные скопления наблюдались по западному побережью в районе Явино - мыс Сивучий, на глубине 100-150 м. Благодаря большой плотности залегания рыбы улов траулера в час составлял по 50-60 центнеров. А на наиболее богатых участках этот результат достигался за 10-15 минут. Работа шла в русле соцсоревнования по достойной встрече 13 февраля - всенародных выборов в Верховный Совет СССР.

Когда окончилась война8 января бюро Петропавловского ГК ВКП(б) обсудило итоги проверки противопожарного состояния предприятий, учреждений и колхозов горрайона. Обычный, не спровоцированный никаким свежим ЧП вопрос. Протокол заседания ведется в назидательно-предостерегающем тоне: «Организации и хозяйственные руководители не учитывают, что в зимнее время от усиленной топки печей дымоходы быстро разрушаются, и крайне ветхое электрооборудование». И вдруг запись суровеет: «Не исключена возможность в связи с выборами в Верховный Совет СССР действий враждебных элементов, которые попытаются активизировать свою деятельность, и этим помешать проведению выборов».

О фактах деятельности данных элементов перед выборами или в день голосования не упоминается ни в одном партийном документе, но реабилитационные материалы начала 1990-х свидетельствуют о другом. 8 февраля 1946 года в с. Дранка Карагинского района арестовали 35-летнего члена колхоза «Рыбак» Павла Мельникова, а 19 апреля - уже после выборов - матроса сейнера «Сатурн» «Камчатгосрыбтреста» Якова Перегудова. Обоих посадили быстро, без проволочек, по наиболее применяемой тогда политической ст. 58-10 («антисоветская пропаганда и агитация»): первого - 23 марта, на 6 лет, другого - 21 мая, на 5. За 11 дней до всенародного волеизъявления случился пожар в мехмастерской все того же «Камчатгосрыбтреста», он вывел из строя на продолжительное время литейный цех и причинил ущерб предприятию почти на 10 тысяч рублей. Так как партвзыскание получил директор, скорее всего, за невыполнение постановления ГК от 8 января, причиной возгорания явилось элементарное нарушение правил пожарной безопасности.

В ясные апрельские ночи устькамчатцы наблюдали другое, не тревожное зарево - редкое в этих местах сильное северное сияние; в мае оно повторилось в Пенжинском и части Тигильского районов.

При подведении результатов соцсоревнования за зимний промысловый сезон шестеро охотников получили по отрезу сукна (1-я премия), 16 - шевиота (2-я премия). Селиванов из колхоза «Вторая пятилетка» упромышлил 9 соболей, росомаху, лисицу, 8 горностаев и 11 зайцев, за что получил 8 тысяч рублей, а также много продуктов. В марте случилось происшествие, о котором долго потом говорили в тундре. Анадырский агитатор красной яранги Рольтыненкеву, пробираясь на лыжах в стойбище оленеводов, сел отдохнуть и увидел, что по его следу идет волк. Оружия у агитатора не было. Он нащупал под снегом небольшой камень и ударил бросившегося на него зверя промеж глаз. Тот рухнул замертво...

Первой годовщине Победы в Отечественной войне было посвящено 5 из более чем 50 традиционных призывов ЦК ВКП(б) к празднику Международной солидарности трудящихся. «Слава великому советскому народу, народу-победителю!», «Слава героической Красной армии, отстоявшей свободу и независимость нашей Родины и завоевавшей Победу над врагом!», «Привет демобилизованным воинам Красной армии, возвратившимся к мирному созидательному труду!», «Забота об инвалидах Отечественной войны и семьях воинов Красной армии является священной обязанностью всех советских патриотов. Обеспечим трудовое и бытовое устройство инвалидов Отечественной войны! Окружим всеобщим вниманием семьи бойцов и офицеров Красной армии!», «Трудящиеся Советского Союза! Будем постоянно заботиться о семьях воинов, отдавших свою жизнь за свободу и счастье народа!»

В феврале 1946 года моряки парохода «Сучан» в очередной раз приобрели подарки и передали их в облисполком для распределения среди осиротевших на войне семей. Экипаж получил благодарственные письма от вдов, матерей и детей погибших воинов: Горбуновой, Ермакович, Севы, Гали и Юрика Кайдановых, Строкиной, Трещейкиной, Ашаевой…

75-летняя Мария Ашаева в день выборов первой проголосовала, в 6 утра, в здании Петропавловского педучилища со словами: «Мой сын и два внука дрались на фронтах Отечественной войны. Сын погиб смертью храбрых… Он боролся за то, чтобы Родина непоколебимо шла к своему лучшему будущему. Я всей душой стремилась к тому, чтобы Советский Союз был еще более крепким, чтобы жилось нам еще лучше под солнцем сталинской Конституции. Поэтому я отдаю свой голос за тех, кто привел нас к Победе… Я голосую за сталинских питомцев тт. Пуркаева и Юмашева». (Полководцы Второй мировой войны. В 1946-м генерал армии Максим Пуркаев командовал Дальневосточным военным округом, адмирал Иван Юмашев - Тихоокеанским флотом).

В 1-м квартале 1946 года отдел гособеспечения Олюторского района выплатил семьям военнослужащих и инвалидам войны 55 тысяч рублей государственных и единовременных пособий и пенсий. На Марксовском рыбозаводе Карагинского района провели воскресник по наведению чистоты и порядка, средства перечислены в фонд помощи инвалидам Отечественной войны. К сожалению, некоторые инвалиды, как свидетельствует ряд архивных документов, доставляли окружающим много неприятностей: спекулировали спиртом, табачными изделиями, хулиганили. Это относилось, прежде всего, к инвалидам 3-й группы, по городу 23 из них не работали по неуважительным причинам, ежедневно дебоширили, милиция не трогала их, хотя они неоднократно избивали горожан.

Из докладной записки инструктора Петропавловского ГК ВКП(б) Ильина по обследованию семей военнослужащих на базе «Моховая» от 29.03.1946 года: «…отдельные семьи живут в ужасно тяжелых условиях. Например, семья военнослужащего Щербакова, которая состоит из 6 человек, живет в необорудованной квартире. Вместо стекла в рамах торчат куски тряпок, печь железная дымит, в квартире все покрылось копотью, темно. Нет ни одной табуретки, стол один, и тот полуразвалился, на всю семью только одна кровать, и та ничем не застлана, половина ребят спит на полу, укрываться нечем, ходят ребята голышом, дров нет. Имеющаяся корова, из-за отсутствия корма, вот уже полмесяца как не поднимается, все лежит, не исключена возможность, что может пасть. …Тяжелое положение матери трех фронтовиков Прасковьи Назаровой, которая на производстве сломала ногу, в процессе лечения ее парализовало, и сейчас она лежит без движения. Со стороны месткома ей систематически оказывается помощь, выделена хорошая производственница, которая за ней ухаживает, но дело в том, что от ухода за больной она отказывается, а подыскать другого человека очень тяжело, никто не идет. Местком обращался и в обком рыбников с просьбой помочь решить вопрос с Назаровой, но сдвигов пока никаких нет…».

Опустим празднование 1 Мая, тем более что впереди первая годовщина Победы над Германией. Отметим лишь довольно странный случай: из 1.150 членов коллектива Петропавловского морпорта на демонстрацию явилось всего 300. Не пришел и сам ответственный за явку предместкома, за что ему вкатили потом выговор по партийной линии.

Газета «Камчатская правда» писала, что накануне Дня Победы Петропавловск приобрел праздничный вид: портреты руководителей партии и правительства, лозунги, плакаты, транспаранты. Прочтем отчет с торжеств, не сетуя на скупость чувств, холодноватую сдержанность слога, порой даже его казенность. Иначе писать, наверное, не полагалось. «Наступило утро 9 Мая. ...Теплый солнечный день. С самого раннего утра на улицах города - дети, юноши, девушки, мужчины, женщины. Каждый поздравляет друг друга с праздником, с Днем Победы. На лицах у всех улыбки радости. В 8 часов утра раздался гудок одного из пароходов, за ним второй, третий. Все слилось в один общий гул и разнеслось далеко за город.

Площадь Свободы и улицы города переполнены жителями. Слышен звонкий, бодрый смех, песни, играют оркестры, радио передает советские песни и марши. В воздух поднимаются шары с плакатами, на которых большими буквами написано: «Да здравствует любимый Сталин!», «Да здравствует наша великая Родина!», «Да здравствует День Победы!» В 12 часов дня открылся митинг. С речами выступили: секретарь (2-й. - В.П.) обкома партии тов. Скляренко, Герой Советского Союза тов. Гнечко, Байков, участник Отечественной войны тов. Еланцев. С большим воодушевлением участники митинга послали приветственную телеграмму вождю народов Генералиссимусу Сталину. Митинг окончен. На импровизированной сцене выступают танцоры, солисты, декламаторы, играет баян. Показывают свое искусство коллективы художественной самодеятельности. Всюду веселье, радость. До позднего вечера петропавловцы гуляли, пели, танцевали, весело и радостно отметив праздник Победы».

Застолья 9 Мая 1946 года мы можем только представить. Да, была, конечно, радость, но за ее спиной тенью стояло горе. Люди не догадывались, чем через десятилетия обернется для нас Победа, доставшаяся такой страшной ценой. Чудовищно, но факт: известный бард начала 1960-х годов, сам, между прочим, участник войны, все гитарил и гитарил со сцены и даже в кино, помните? «…А нам нужна одна, одна на всех Победа, одна на всех - мы за ценой не постоим…». Как будто на базаре. Почему-то вспоминается решение Петропавловского горисполкома от 31.01.1946 года о запрещении продажи спиртных напитков на рынках города и его района, со штрафом до 100 рублей или месяцем принудительных работ. Нет, народное горе не залить водкой.

Во вступлении к Книге памяти камчатцев, погибших в годы Второй мировой войны, сказано: «СССР одолел врага ценой окончательного (Первая мировая, братоубийственная гражданская, коллективизация, политические репрессии) подрыва генофонда основного населения страны - русского народа. Полегли на полях сражений те, кто мог дать физически и духовно здоровое потомство, кто определял бы в дальнейшем все послевоенное развитие России, которое во многом могло быть иным. Эта зияющая пробоина с каждым новым поколением становится все больше и больше, и нет пока такого пластыря, чтобы заделать ее».

…В конце февраля 1946 года правительство снизило цены на продукты, а в начале июня - на промтовары в коммерческой торговле. Подобно иным северным и восточным территориям, хлеб, крупы, макароны в Камчатской области подешевели, в среднем, наполовину, сахар и кондитерские изделия - на треть, кофе натуральный - на 40 процентов, икра кетовая - на 37, водка и виноградное вино - до 25, а вот сыр и мясо - всего на 10-20 процентов. При этом не следует забывать: карточная система в стране сохранялась до середины декабря следующего года.

Месяц спустя после Дня Победы в Петропавловском порту отдал швартовы пароход «Луначарский». На Камчатку прибыла первая партия демобилизованных воинов. «Никакой встречи организовано не было, автомашин для доставки демобилизованных воинов к месту жительства не оказалось. Ни одного члена комиссии (по встрече, размещению и трудоустройству под руководством заместителя председателя горисполкома), за исключением заведующего военотделом горкома партии Блинова, не было. Общежитие для демобилизованных не организовано, ларьки для обслуживания не оборудованы, - информировал секретаря Петропавловского ГК ВКП(б) Гусакова уже знакомый нам инструктор Ильин. - Считаю, что так продолжаться не может». К сентябрю, согласно данным Гусакова, областной центр принял более 1.422 демобилизованных, трудоустроил 1.243, оказал помощь одеждой и обувью.

Всем им предстояло, не оглядываясь на недавнее прошлое, начинать новую жизнь, радуясь, что пуля, снаряд или бомба пощадили их, и ничто теперь не мешает мечтать о будущем. Понятно - счастливом.


Валентин Пустовит, историк, член Союза писателей России

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.