Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Школьная форма: поможет ли учёбе и дисциплине?

18:15
3732

Школьная форма: поможет ли учёбе и дисциплинеИтак, решено: школьная форма возвращается. Соответствующие поправки внесены депутатами Госдумы в закон «Об образовании», Минобрнауки подготовило общие рекомендации регионам по этому поводу, а депутаты Заксобрания Камчатского края приняли законопроект о единых требованиях к школьной форме. Теперь каждая школа должна определиться с цветом и фасоном форменной одежды, которую с сентября обязаны будут носить все ученики: с гордостью, с отвращением или равнодушно – это уже их личное дело.

Сторонники введения стандартной ученической одежды для всей страны отмечают, что во многие учебные заведения форма уже вернулась. Но точку в общественных дискуссиях «за и против» поставил тот факт, что во главе сторонников униформы встал Президент Владимир Путин. В марте он поручил правительству подготовить законодательную базу для ее введения в государственных общеобразовательных учебных учреждениях. В апреле свой вариант школьной формы предложил Вячеслав Зайцев. Но возвращение единого стандарта одежды для всех российских школьников, как это было в советское время, уперлось во множество сложностей.

 

Пусть решают школы

Оказалось, что сегодня в стране шерстяную ткань производят всего три предприятия – в Екатеринбурге, Брянске и Павловском Посаде. И даже если допустить, что школьная форма будет обязательной только в одной Брянской области, для этого понадобится 240 тысяч метров ткани, и две фабрики, где трудятся 4 тысячи человек, должны работать не покладая рук полгода, - пишет «Российская газета». Если же шить форму из трикотажа, как предложил, например, Вячеслав Зайцев, то выдержит ли она каждодневную носку и две стирки в неделю?

Словом, депутаты поняли, что не так-то легко одеть 13 млн школьников в одинаковую одежду, во всяком случае, к ближайшему сентябрю точно не успеть, поэтому предоставили регионам самостоятельно разработать требования к форме, в зависимости от климатических и этнических особенностей.

«Региональный закон прописывает только общие требования, к примеру, это три комплекта одежды: повседневная, парадная и спортивная. Обязательно оговаривается, что форма носит светский характер. А дальше каждая школа будет сама решать. Либо это будет единая форма для учащихся всех классов, либо каждая параллель или даже каждый класс будут вводить свою форму», - прокомментировала нововведение депутат Марина Сущева, председатель комитета по социальной политике Камчатского края. Фактически, закон дает школам право вернуться к знакомым с детства фартукам и коричневым платьям или выбрать клетчатые рубашки и джинсы. Но даже такой смягченный вариант формы нашел немало противников.

 

Основные аргументы

Главный аргумент, который выдвигают сторонники униформы, – это сглаживание социального неравенства. Но противники единообразия резонно замечают, что одежда давно уже перестала быть предметом зависти. Возможно, что в Москве дети (или учителя?) и обращают внимание – кто одевается в брендовых магазинах, а кто донашивает платья за старшей сестрой. В остальной же России, включая Камчатку, состоятельность демонстрируют не лейблы на штанах, а новые айфоны и айпады, к тому же существуют еще верхняя одежда, сумки, обувь, серьги – их тоже подгонят под стандарт, чтобы не «травмировать» бедных? Согласитесь, аргумент про социальное неравенство не выдерживает никакой критики, тем более что решать эту проблему надо на совсем ином уровне и иными методами.

Второй по популярности довод за школьную форму – что она дисциплинирует детей. Возможно, в этом есть здравое зерно, хотя в нашем советском детстве стандартный синий костюм не останавливал школьных хулиганов от дерзких выходок, и трудно представить, что строгая одежда в этом плане повлияет на нынешних ребят, которые гораздо свободнее нас в проявлении своих эмоций.

Третий аргумент по популярности – форма облегчит жизнь родителям. Но у противников есть железный контраргумент: нет ничего легче, чем отправить ребенка в школу в темных джинсах и аккуратном джемпере. А вот шить специальную одежду, которую установит школьный педсовет, – и накладно, и хлопотно.

 

Школьная форма во времени и пространстве

Исторически школьная униформа в России была связана с престижем учебного заведения, его качеством и составом талантливых педагогов. Моду на школьную униформу Россия переняла у Великобритании. Император Николай Первый в 1834 году утвердил форму для мальчиков, а женская форма появилась в России лишь в конце 19-го века – вместе со школами для девочек. После революции 1917 года привилегированные школы стали считаться капиталистическим символом, а школьная униформа означала отсутствие свободы. К тому же страна, погруженная в экономический кризис, все равно не смогла бы позволить себе обеспечить формой все учебные заведения. Форма вернулась в школы в 1950-е годы. Она выглядела примерно так же, как и во времена царской России, хотя в 1960-е и 1970-е подверглась некоторым изменениям. В конце 1980-х школьная форма вышла из употребления, к великой радости абсолютного большинства школьников.

Сейчас Россия вновь вводит в форму, а, например, Турция как раз решила от нее отказаться. После долгой общественной дискуссии восторжествовало мнение, что ее отмена поможет ученикам чувствовать себя более раскрепощенно.

В Германии ситуация схожа с нынешней российской: в течение долгого времени ведутся дебаты о введении школьной формы, а пока она существует в качестве индивидуальной инициативы конкретных учебных заведений.

В Китае обязательная для всех учеников школьная форма практически одинакова во всех городах и провинциях – синий спортивный костюм. Причем одинаковый и для мальчиков, и для девочек. Родители обычно сдают деньги в школу, представители которой уже организованно закупают одежду. Цены, в среднем, не превышают 100 юаней (около 500 рублей). Причем обычно спортивные костюмы покупаются сразу же с запасом на 2-3 года вперед. Согласитесь, отличное решение всех проблем!

Форменная одежда присутствует в большинстве самых известных частных учебных заведений по всему миру. «Частники» вводят форму в США и Канаде, оставляя «бесформенность» государственным школам. В Японии школьная форма не является обязательной по всей стране, но существует в большинстве средних и старших школ.

 

Есть мнения

Среди камчатцев также есть как сторонники, так и противники введения школьной формы. Наши земляки поделились своим мнением по этому поводу.

Елена Башкирова, бухгалтер, 45 лет:

- Я рада, что со следующего года моя 16-летняя дочь будет носить в школу форму. Потому что сейчас сборы на учебу - это просто кошмар! В том она вчера ходила, это не так сидит, такое уже не модно… Сплошная нервотрепка. А теперь купим «спецодежду» - и никаких дискуссий!

 

Андрей Дремин, штурман, 40 лет:

- По-моему, форма совсем не обязательна. Главное, чтобы дети учились хорошо, а уж как они одеты – дело десятое. Я помню, когда подростком был, очень хотелось выглядеть модным. Украшал форму как мог – какие-то погончики пришивал, значки вешал. Все равно ведь пытались выделиться. Так зачем же запрещать детям показывать свою индивидуальность? Психологи советуют даже близнецов в семье одевать по-разному, подчеркивать их неповторимость. А мы опять хотим всех под одну гребенку грести!

 

Петр Пономаренко, военнослужащий, 36 лет:

- Форма дисциплинирует детей, поэтому она нужна. И дело не только в том, что строгий костюм больше соответствует атмосфере урока – форма дисциплинирует прежде всего уходом за ней. Ее нужно стирать, гладить, аккуратно вешать в шкаф, придя домой, иначе завтра надеть будет нечего – тут уже нельзя достать старые джинсы из-под дивана. К тому же форма существует не только в школах и армии – она есть у поваров, у стюардесс, у медработников, и никто не страдает. А для самовыражения остается улица, объединения по интересам, творчество, в конце концов.

 

Олеся Титова, школьница, 14 лет:

- В нашей школе пока не ввели форму, и мы были не в восторге, когда узнали, что с сентября это сделают. Мне не очень по душе эта идея, потому что я привыкла носить джинсы – удобно и практично, на уроках я чувствую себя комфортно. Юбки я вообще не ношу, и ни за что не надену!

 

Наталья Калугина, врач, 37 лет:

- Меня просто поражает, что сейчас за введение формы высказываются те самые люди, которые будучи школьниками с восторгом встретили ее отмену! Мы в детстве все ненавидели эту форму – и бедные, и богатые. В 8-м классе нам разрешили надевать джинсы – это была невероятная радость и чувство освобождения. В подростковом возрасте формируется индивидуальность, в этот период нельзя заставлять быть одинаковыми. Это давит на самоопределяющееся молодое и растущее сознание, когда хочется быть самим собой и понять, чем ты отличаешься от всех прочих.

 

Илья Тимченко, ученик 10-го класса:

- Я знаю точно: какую бы форму ни приняли – она обязательно ущемит чьи-то интересы и кого-то оставит недовольным. Потому что, например, мне нравятся костюмы, другим ребятам – жилетки, а большинству моих одноклассников – джемперы, и на каком бы варианте школа ни остановилась, кто-то будет ходить в одежде, которая ему не по душе.

 

Подготовила Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.