Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Более 400 толчков – за 4 дня!

18:18
2994

Более 400 толчков – за 4 дня«По сообщениям сейсмостанции «Петропавловск»…» - так начинались все новости о каждом из бесконечной череды землетрясений, которые мы слышали в последние горячие дни. Именно здесь, на сейсмостанции, первыми узнают о новых толчках в акватории Тихого океана: в считанные минуты расшифровывают  и обрабатывают информацию, полученную с датчиков, и отправляют в службу срочных донесений.  В минувшую пятницу корреспонденты «КК» побывали там, где язык земли переводят на понятный нам язык цифр.

С советских времен до недавних пор сейсмостанция «Петропавловск» базировалась на сопке Петровской.  2 года назад учреждение сменило прописку и вывеску, нынче оно находится на 9-м километре, за Институтом вулканологии, а по документам называется  «Сектор «Петропавловск-Цунами» и является подразделением  лаборатории исследований и мониторинга сильных землетрясений Камчатского филиала Геофизической службы РАН. Однако привычка сильней официальных бумаг: несмотря на перемены, сектор до сих пор везде величают не иначе как сейсмостанция «Петропавловск». И, как и прежде, она входит в единую сеть сейсмических наблюдений. 

- Необходимость переезда была продиктована федеральной целевой программой по снижению рисков, - рассказывает Дмитрий Ототюк, ио начальника сейсмостанции. - Согласно этому документу было построено специальное здание, где собраны все оперативные подразделения КФ Геофизической службы РАН и камчатских метеорологов, которые должны работать в круглосуточном режиме, невзирая ни на какую катастрофу. На сопке Петровской были и свои плюсы, и свои минусы. Сейсмостанция стояла на скале, что позволяло нашим приборам выдавать более точные результаты, но при этом добраться в пургу до нее было очень проблематично. А зимой рабочий день часто начинался с того, что в окно летела лопата: откопал вход, выпустил коллег, заступил на смену. В новом здании таких проблем нет. Помимо этого, само здание – прочное, рассчитанное на 10 баллов.

Строго говоря, сама сейсмостанция представляет собой железную будку весьма скромных размеров – обыватель вряд ли распознал бы в этом неприметном строении важный объект. Вся техническая начинка сейсмостанции скрыта в недрах: целых два этажа – вниз, помимо этого, на дне шахты пробурена скважина глубиной 20 метров. Все это не конспирации ради, конечно, а для точности работы датчиков: именно в таких условиях они выдают наиболее правильные показания. Сейсмостанция работает в автономном режиме.

Сотрудники же станции трудятся в здании, расположенном рядом. В большом кабинете – множество мониторов, на которых отображается картина сейсмической активности планеты Земля. Задача сектора «Петропавловск-Цунами» – регистрация и обработка данных всех сильных землетрясений мира. Но зона особой ответственности – конечно, родной полуостров, точнее – территория в радиусе 1.000 км от Петропавловска. Именно на камчатском экране было сконцентрировано самое пристальное внимание в последние дни.

- За 4 дня, с 18 по 21 мая, в Авачинском заливе нами было отмечено более 400 событий, такого мощного роя я за 20 лет работы на сейсмостанции не припомню, - рассказывает Светлана Викулина, научный сотрудник сектора «Петропавловск-Цунами». («Событием» сейсмологи называют землетрясение, а «роем» - череду землетрясений, идущих друг за другом.  – Прим. авт.) – Рой – само по себе явление распространенное, однако нынешний был несколько необычным: как по количеству землетрясений, так и по силе толчков. Традиционно, в рое идет 1 сильный толчок и несколько слабых. А здесь было очень много равноценных землетрясений, магнитудой в эпицентре около 6.

Более 400 толчков – за 4 дняМожно представить, каким напряженным для операторов станции был конец  этого мая! На обработку каждого камчатского землетрясения им дается всего 7 минут. Через это время расшифрованная информация должна быть в общем доступе, помимо этого, за данный срок специалистами сейсмостанции должно быть озвучено решение – может ли, по их мнению, данный толчок вызвать цунами. Медлить нельзя, ведь после операторов станции свой вердикт должны вынести еще и работники службы цунами.   

- В среднем, за день случалось около 100 землетрясений, причем, бывало, шли они с интервалом всего в несколько минут, а обработать каждое мы должны успеть за 7 минут. Получалось, что 12 часов в смену мы просто не отрывали  взгляд от монитора, - рассказывает Светлана Алексеевна. – Все значимые землетрясения, в зависимости от магнитуды и местоположения, сопровождаются нашей аппаратурой разными звуковыми сигналами. Это сделано специально, чтобы оператор не упустил и минуты драгоценного времени. Так вот, в эти 4 дня мы просто с ума сходили от воя сирен. Даже выйдя с работы, на улице или дома, каждый посторонний звук ассоциировался у меня с сигнализацией землетрясения.

- Когда меня спрашивают, какие особые меры мы приняли в этот напряженный период, я отвечаю, что никаких, потому что наша станция - одно из тех немногих учреждений, которые всегда работают в чрезвычайном режиме, – объясняет Дмитрий Ототюк.

Всего в штате сектора «Петропавловск-Цунами» –  11 операторов. Работают они парами по сменам,  каждая смена длится целые сутки. В эти 24 часа сотрудник не имеет права отлучиться с рабочего места.

- Слава Богу, у нас сейчас дефицит кадров незначительный, - рассказывает Дмитрий Анатольевич. - В последнее время к нам пришло много молодых людей. Есть среди них и выпускники факультета геологии, геофизики и географии нашего университета им. Беринга. Вот сегодня на смене одна из них – Татьяна Помазная, несмотря на молодой возраст, очень хороший специалист. Вообще, я, как начальник, с такими квалифицированными кадрами чувствую спокойствие и уверенность. Профессия наша Камчатке нужна. Бывает, нам звонят земляки и требуют рассказать, что ожидает Камчатку. Мы не даем никаких прогнозов, мы лишь регистрируем землетрясения и выдаем информацию. Однако я уверен, что наша работа отнюдь не бесполезна: во-первых, именно мы даем первый сигнал о возможном цунами, во-вторых, собранная нами информация шаг за шагом приближает ученых к разгадке физики землетрясения, а значит, и к тому долгожданному моменту, когда сейсмология сможет  давать точные прогнозы.

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Василия ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.