Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Как стать независимым экспертом по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

16:17
19644

Институт независимой антикоррупционной экспертизы является новым институтом для российского законодательства, призванным усилить общественный контроль за органами государственной власти, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В 2008-2010 годах в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. В национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента РФ от 13.04.2010 года  №460, закреплено, что данная стратегия реализуется путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества (п/п «з» п. 9 стратегии).

В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере независимой антикоррупционной экспертизы, являются федеральный закон от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - федеральный закон от 17.07.2009 года №172-ФЗ) и постановление правительства РФ от 26.02.2010 года  №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения такой экспертизы (далее - правила проведения антикоррупционной экспертизы).

Федеральный закон от 17.07.2009 года №172-ФЗ наделяет правом на проведение независимой антикоррупционной экспертизы институты гражданского общества и граждан.

Основное право и одновременно обязанность независимого эксперта заключается в проведении независимой антикоррупционной экспертизы.

Право независимых экспертов на проведение экспертизы установлено в ч. 1 ст. 5 федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», согласно которой институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Независимость эксперта означает, что эксперт:

1) не находится в подчинении органов государственной власти;

2) не может проводить экспертизу на нормативный правовой акт или его проект, разработчиком которого он является;

3) дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Не допускается воздействие на эксперта со стороны органов государственной власти в целях получения заключения.

Исходя из содержания положений ст. 5 федерального закона от 17.07.2009 года  №172-ФЗ, экспертизе подлежат:

1) действующие на территории РФ нормативные правовые акты;

2) проекты нормативных правовых актов.

В настоящее время государством установлен механизм реализации ст. 5 федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ через наделение правом проведения независимой антикоррупционной экспертизы физических и юридических лиц, аккредитованных Минюстом России. При этом, учитывая минимальный объем требований к лицам, желающим стать независимыми экспертами, аккредитация носит, по сути, уведомительный характер.

В качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы, могут быть аккредитованы две группы лиц:

1) физические лица;

2) юридические лица.

В качестве физических лиц в данном случае выступают граждане РФ.

В качестве независимых экспертов среди юридических лиц могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Для лиц, подлежащих аккредитации в качестве независимых экспертов, устанавливаются определенные требования.

Требования различаются в зависимости от того, подлежит ли аккредитации в качестве эксперта физическое или юридическое лицо.

Для физических лиц обязательным требованием является наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, а для юридических - наличие в штате не менее 3 сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет. Под высшим профессиональным образованием понимается любое высшее образование (а не только юридическое), которое может быть подтверждено дипломом о высшем профессиональном образовании.

Следует отметить, что получить аккредитацию в качестве независимого эксперта могут только лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца.

Что касается стажа по специальности, то устанавливается только требование, что он должен быть не менее 5 лет. При этом законодательно не установлено, должен ли эксперт работать по профессии (или вообще работать) на момент получения аккредитации или подачи документов.

Аккредитацию физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, осуществляет Министерство юстиции РФ. Для аккредитации потенциальный эксперт должен подать в Минюст России документы, определенные приказом Минюста России от 27.07.2012 года №146 «Об утверждении административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Перечень этих документов для физических и юридических лиц различается.

Физическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» следующие документы:

а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина РФ (копия паспорта);

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);

д) копию трудовой книжки;

е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации, в которой заявитель проходит службу (в случае если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).

Юридическое лицо для получения государственной услуги может представить по почте, опустить в ящик для корреспонденции Минюста России либо направить через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» следующие документы:

а) заявление об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подписанное руководителем организации;

б) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица;

г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (при наличии);

д) копию трудовой книжки работника юридического лица, отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица (с отметкой о работе в организации по настоящее время);

е) копию паспорта гражданина РФ работника юридического лица, выданного отвечающего условиям аккредитации в качестве независимого эксперта - физического лица;

ж) заявление о согласии работника юридического лица, изъявившего желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на обработку его персональных данных и внесение этих данных в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, размещенный на официальном сайте Минюста России в сети интернет.

В результате оказания государственной услуги заявителю направляются уведомление и оригинал свидетельства об аккредитации лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы. Последнее выдается на 5 лет и является официальным документом, удостоверяющим аккредитацию.

На сегодняшний день на территории Камчатского края в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, аккредитованы 20 физических лиц и 3 юридических лица.

Итак, введение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов стало новеллой российского законодательства. Она призвана стать одной из основных мер по профилактике коррупции в соответствии со ст. 6 федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Целью же создания института независимых экспертов является усиление общественного контроля за органами государственной власти, реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Антикоррупционная экспертиза - реальная превентивная мера в борьбе против коррупции. Важно, чтобы она превратилась из периодически появляющегося, случайного элемента нормотворческого процесса в его системную составную часть.

 

Я. КОМИССАРОВА, заместитель начальника отдела законодательства управления Минюста России по Камчатскому краю

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.