Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Шесть лет вместе

19:34
4650

Шесть лет вместе1 июля исполнилось 6 лет со дня объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Дата не круглая, но все же важная для нас. В этот день губернатор Камчатского края Владимир Илюхин встретился с журналистами, чтобы поговорить о настоящем и будущем нашего региона. Приведем несколько фрагментов из этого разговора.

 

- Считаете ли вы, что в Корякии стали лучше жить после объединения?

- Сегодня там ситуация наиболее стабильна за весь постсоветский период. Нет проблем в «коммуналке». Бюджетом закрываем всю социальную сферу. Будем строить фельдшерско-акушерские пункты (в этом году первые четыре должны построить), открывать новые детские сады. Удалось переломить ситуацию в транспорте. Мы датируем огромные средства из бюджета, чтобы люди могли купить авиабилет за 11 тысяч рублей при его себестоимости в 40 тысяч. Вкладываем 240 млн рублей в модернизацию аэропорта в Палане. Следующие на очереди Тигиль, Оссора, Тиличики. Вернулось регулярное расписание авиарейсов.

С приходом барж «Сосновка» не стало проблем с доставкой грузов в северные поселки. Осенью этого года придет пароход на 36 пассажирских мест. В следующем году возможно строительство еще одного такого судна.

Но, помимо решения текущих проблем, надо создавать базу для развития. Если приведем в Корякию большой бизнес, то это будет большой шаг вперед. Такие проекты есть. В 2013 году наши рыбопромышленники сдадут еще несколько производственных мощностей на севере, заработает горнообогатительный комбинат на Аметистовом золоторудном месторождении. В следующем году в Олюторский и Карагинский районы зайдет «Роснефть». Это будет уже совсем другая экономика. Одновременно надо развивать традиционные отрасли хозяйства. Отдельного внимания требует оленеводство. Несколько лет назад, когда я работал главным федеральным инспектором на севере, нам удалось нарастить поголовье оленей. Сейчас нужно сделать то же самое. Возможно, для этого нам придется ввести мораторий на забой оленей на несколько лет.

Жители Корякии должны почувствовать, что их голос слышат на уровне края. Я пошел на то, чтобы создать администрацию округа. 2 дня назад предложил Нине Солодяковой стать советником губернатора. Она согласна. Я надеюсь, что с помощью таких неравнодушных людей Корякию удастся возродить.

 

- Владимир Иванович, как вы относитесь к прямым выборам губернатора?

- Положительно. Прямые выборы позволяют определить, поддерживает ли тебя население. Это важно - чувствовать, что тебе доверяют люди. Социальные опросы такой уверенности не дают, поскольку часто ангажированы.

Но территория должна выборы заслужить. Если регион глубоко дотируется из федерального бюджета, то в этом случае логично назначение губернатора Президентом. Это нужно для того, чтобы федеральные власти могли контролировать, эффективно ли расходуются бюджетные средства.

 

- По слухам, в сентябре полпред Президента на Дальнем Востоке уходит на пенсию. Якобы, вы - его преемник. Это правда?

- Предложений мне таких никто не делал. Сам я никуда не собираюсь уходить со своего поста. Если будет принято решение о том, что мы должны пройти через досрочные выборы, я с удовольствием в них поучаствую.

 

- Как решается вопрос о передаче в краевую собственность спортивных объектов «Океан» и «Айсберг» в Рыбачьем?

- Мы готовы принять на баланс аквапарк «Океан» и ледовый дворец «Айсберг». По существующему порядку такие объекты можно передать только в собственность муниципалитета. Но Вилючинск их не потянет. Поэтому мы приняли решение создать в них филиалы краевых спортивных школ, после чего постепенно переведем их на краевое финансирование. Кроме того, здания нуждаются в ремонте, и мы будем настаивать, чтобы перед процедурой передачи они были приведены в порядок.

 

- Во время визита на Камчатку предыдущего министра обороны Сердюкова обсуждался вопрос о базировании здесь вертолетоносца «Мистраль». Это намерение остается в силе?

- Насколько я понял нынешнего министра обороны, «Мистраль» на Тихоокеанском флоте будет один, и местом его базирования станет Владивосток.

Но мы ожидаем с 2014-го прихода других новых кораблей и подводных крейсеров, что тоже будет плюсом для нашего региона, так как подразумевает строительство пирсовых и причальных сооружений, социальной инфраструктуры и т. д. Из тех денег, которые выделены морским силам на ближайшие годы, львиная доля уйдет на Камчатку.

 

- Будет ли решаться экологическая проблема Авачинской губы?

- Надеюсь, что по программе Минприроды России нам выделят порядка 2 млрд рублей на работы по подъему затонувших судов и очистке бухты. Наиболее остро стоит вопрос со сточными водами, которые идут в акваторию губы. Чтобы построить необходимое количество очистных сооружений, нужно порядка 11-12 млрд рублей. Таких денег у нас пока нет. Ищем инвесторов. Именно с этой целью объединяем Петропавловский и Елизовский водоканалы в краевое предприятие, поскольку инвестор охотнее работает с субъектами, чем с муниципалитетами.

 

Благоустройство Халактырского пляжа

Говоря о перспективах развития туристской отрасли, глава региона рассказал о планах по обустройству туристического приюта на Халактырском пляже. В. Илюхин отметил, что это очень популярное место отдыха - как среди местного населения, так и среди гостей полуострова.

«Обустроим там дорожки и зону отдыха. Кроме того, нужно построить там кафе, чтобы люди могли выпить чай. Два потенциальных инвестора под этот проект уже есть», - сказал В. Илюхин.

 

- Ваше мнение о недавнем конфликте между рыбаками и пограничниками, который был связан с «прибрежкой»?

- Мы приложили серьезные усилия и здесь, и в Москве, чтобы эту конфликтную ситуацию погасить. Нашли общий язык с пограничниками. Изменения в законодательство, которые предстоит принять Госдуме, внесут окончательную ясность. Думаю, в ходе ближайшей сессии эти изменения будут приняты. На уровне руководства погранслужбы договорились на будущее, что перед принятием решений, которые касаются большого количества людей, мы будем советоваться.

 

- Вы высказали беспокойство в связи с тем, что ряд рыболовецких компаний Камчатки сменили прописку на другие регионы. Насколько это серьезная проблема?

- На сегодня мы потеряли 12 компаний. Они не уходят совсем, а только меняют место регистрации. Нам удается договариваться с ними о том, чтобы они не уводили с Камчатки свои квоты. И мы ставим вопрос на уровне правительства о том, чтобы квоты камчатских компаний в случае их ухода оставались здесь.

Конечно, обидно, что рыбацкая Камчатка становится неприветливой и неуютной для рыбаков, которые чувствуют себя более защищенными в других регионах. Будем прикладывать максимум усилий для того, чтобы этот исход сдерживать.

 

О развитии аквакультуры

- Пока нам сложно привлечь частные инвестиции в строительство рыбоводных заводов. Поэтому мы вышли в федеральное правительство с тем, чтобы внести изменения в законодательство РФ. Мы просим закрепить право инвесторов на часть возвращающейся на рыборазводные заводы рыбы. Такие гарантии позволят сделать эти проекты более интересными для бизнеса. Надеюсь, что такие изменения в закон будут приняты, и тогда в следующем году мы сможем начать строительство первых рыбоводных заводов за счет частных инвестиций.

 

- Может ли на Камчатке появиться проект, который революционно изменил бы ситуацию?

- Надежды на развитие связаны с приходом «Роснефти», о чем я уже сказал. Кроме того, «Газпром» возвращается на шельф Охотского моря. В 2014 году там должно возобновиться бурение. В Охотском море трудно заниматься отбором газа в промышленных объемах. По всей видимости, труба пойдет на берег, что предполагает строительство завода по сжижению. Это путь Сахалина. Я рад за моего коллегу – губернатора Хорошавина. Сахалинский бюджет - 100 млрд рублей. Причем половина денег - от добычи углеводородов. Сахалин в этом плане ушел далеко. Но у нас есть преимущества в других областях. Например, в части развития Северного морского пути. Строительство на Камчатке порта-хаба – только вопрос времени, учитывая активную роль России в Арктике. Более удобного места для перевалки грузов, чем Камчатка, на тихоокеанском побережье нет. Мы можем обрабатывать в год до 5-6 млн тонн грузов.

Неслучайно компании, которые занимаются перевалкой грузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уже сегодня ищут в нашей Авачинской бухте место под строительство пирсового хозяйства.

 

Шесть лет вместе- Насколько реален проект строительства Жупановской ГЭС?

- Этот проект решил бы многие вопросы в центральном энергоузле. Лет через 8 мы столкнемся с большой проблемой ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Все говорит о том, что эти станции надо выводить из работы. Но чем их заменить? Вопрос обеспечения горячей водой и отоплением можно решить с помощью газовых котельных. 10 июля в Петропавловске запускаем первую такую котельную, которая закроет весь северный район города. А электроэнергию можно получить от Жупановской ГЭС. Это дешевый, возобновляемый ресурс.

Нужны деньги на разработку проектно-сметной документации ГЭС. Мы ведем переговоры с Минэнерго. Просим, чтобы нам дали возможность использовать на эти цели средства, которые край вынужден выплачивать за строительство Мутновской ГеоЭС. Сегодня внешний долг края из-за Мутновки составляет 143 млн долларов. Его мы должны выплачивать до 2035 года. Такого еще не было нигде. Все внешние долги России гарантированы Минфином и бюджетом РФ. Не знаю, на каких условиях наши депутаты и губернатор Камчатской области М. Машковцев повесили этот долг на местный бюджет.

Кредит на строительство ГеоЭС был взят в Европейском банке реконструкции и развития. Станция не является собственностью края и никогда ей не станет. Она входит в структуру федеральной корпорации «РусГидро». Разве справедливо, что за строительство ГеоЭС должны расплачиваться жители Камчатки?

 

- Плавучая атомная электростанция (ПАТЭС), которая строилась для Камчатки, уйдет в Певек. Правда ли, что существует вторая ПАТЭС, которую все-таки планируют отправить к нам?

- Существует только одна станция «Михаил Ломоносов». Она до сих пор находится в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе. Для Камчатки вопрос ПАТЭС закрыт. Я знаю планы Росатома и Министерства обороны на ближайшие 5-8 лет. Никто из них не собирается для Камчатки в этом плане что-либо делать.

 

- Есть ли будущее у проекта приливной станции в Пенжинской губе?

- Проект реальный. У Южной Кореи есть технология, которая позволяет транспортировать электроэнергию. Она заключается в том, чтобы производить аккумуляторы большой емкости, в виде 10-20-тонных контейнеров. По расчетам корейцев, один контейнер может обеспечивать электроэнергией такой город как Петропавловск в течение года. Эта технология имеет перспективу, когда есть много дешевой электроэнергии. Самую дешевую электроэнергию могут дать только приливные станции. Пенжинская губа в этом отношении - уникальное место. Здесь самые высокие в Тихом океане приливные волны - до 13 метров. Поэтому корейцы проявили к проекту интерес.

Это не «нью-васюки», а нормальное развитие инженерной мысли. Рано или поздно все это к нам придет. Дай Бог, чтобы при нашей жизни.

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.