Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Быть или не быть?

17:29
3589

Существует множество мнений за и против стандартной школьной формы для детей. Кто-то считает, что подобная униформа унижает детей, не дает им возможности выразить себя, мешает воспитанию индивидуальности у ребенка, блокирует развитие творческой составляющей личности.

Другие же, напротив, видят в одинаковой одежде массу плюсов - к примеру, она организует учеников, дисциплинирует их, сглаживает социальное неравенство, тем самым нормализуя отношения между детьми, формирует чувство причастности к школьному сообществу, не говоря уже о том, что вырабатывается чувство стиля. По их мнению, форма дает возможность полноценно развиваться каждому из учеников независимо от материального положения родителей, заставляет ребенка сосредоточиться на обучении, а не на том, кто во что одет.

Третьи считают, что школьная форма необходима, но в каждой школе должна быть собственная форма одежды. Они убеждены: не стоит одевать всех школьников страны по единому стандарту, но каждая отдельная школа вполне может ввести свою форму с целью обеспечить соблюдение дресс-кода и добавить дополнительные элементы собственной культуры.

 

Из истории

Как у нас? 

В России история школьной формы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена.
В 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму, школьная форма снова стала обязательной. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

 

А как у них? 

Самая большая европейская страна, в которой существует школьная форма, - Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре, Южной Африке, Кипре и Гонконге. В США, Канаде, Бельгии и Японии большинство частных школ также имеют свою форму. А вот в Германии форма не обязательна, хотя ведутся дебаты об ее введении. Во Франции единая школьная форма отменена в 1968 году, в Польше - в 1988 году.

 

Дискуссии по поводу возвращения школьной формы в общеобразовательные учреждения России идут уже давно. Сегодня в стране собственную форму имеют лишь гимназии и лицеи, в отдельных школах установлены требования к одежде учеников.

Социологические опросы, проводимые различными исследовательскими центрами среди россиян, показывают, что идея возвращения в школы форменной одежды для учеников воспринята, в целом, доброжелательно. И аргументы вполне убедительны: форма позволит, прежде всего, устранить социальное неравенство между детьми, дисциплинирует их, настроит на рабочий лад.

Активную позицию в этом вопросе с недавних пор демонстрирует Президент страны и парламентарии.

Напомним, что с 1 сентября 2013 года вступает в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно новому закону установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или законодательством субъекта Российской Федерации (п. 18, ч. 3, ст. 28).

О школьной форме языком цифрМинобрнауки России разработан общий модельный нормативный правовой  акт для использования в субъектах РФ.

На основании этого документа краевым министерством образования и науки был подготовлен проект закона Камчатского края «Об установлении единых требований к одежде обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций на территории Камчатского края», который принят в первом чтении Законодательным собранием нашего края.

Данный документ регулирует отношения, связанные с установлением единых требований к одежде обучающихся на территории Камчатского края.

В нем, в частности, говорится, что требования к одежде школьников, обязательность ношения, а также ее общий вид, цвет и фасон устанавливаются локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Причем при принятии школой такого документа будет учитываться мнение всех участников образовательного процесса, включая мнение родителей учеников.

Результаты анкетирования родителей учащихся камчатских школ по вопросу введения школьной формы, в котором приняли участие 18.048 человек из 13 муниципальных образований, говорят о положительном к нему отношении большинства (84,7 процента). Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, равна 7,8 процента.

Основными преимуществами школьной формы родители считают ее «дисциплинирующий» фактор (56,6 процента), а также сглаживание социального неравенства детей, что отмечает 35 процентов респондентов. Немаловажным для родителей является и то, что в школьной форме дети выглядят «красиво» (27,5 процента). Лишь 5,5 процента опрошенных не видят никаких плюсов введения школьной формы.

Относительное большинство участников анкетирования (44 процента) полагают, что должна быть своя (корпоративная) школьная форма в каждом общеобразовательном учреждении, реже респонденты указывают, что это прерогатива региональных органов власти (35 процентов).

О школьной форме языком цифрНеобходимо отметить: каждый 4-й опрошенный родитель считает, что при выборе школьной формы следует учитывать климатические условия нашего края, а именно - длительность зимнего времени года.

При разработке моделей школьной одежды большинство участников анкетирования отдают приоритет мнению всех участников образовательного процесса: и учеников, и учителей, и родителей. Относительно небольшая часть респондентов (17 процентов) предлагает, в первую очередь, учитывать интересы многодетных и малообеспеченных семей. Примечательно, что учет мнения таких семей предлагают родители Пенжинского, Соболевского и Тигильского районов, а родители в остальных муниципалитетах ставят этот фактор либо на последнее, либо на предпоследнее место.

Среди возможных требований, предъявляемых к школьной форме, родители отмечают качество и комфортность для учащихся (32,9 процента) и ценовую доступность (29,3 процента). Четвертая часть респондентов высказывается за разнообразие комплектов школьной одежды. Наличие отличительных особенностей конкретного образовательного учреждения приветствуют 14,5 процента участников опроса, объясняя это тем, что стандарт форменной одежды должен воспитывать чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Однако абсолютное большинство (51,2 процента) уверено, что школьная форма должна удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям.

 

Для справки

На сегодняшний день в большинстве камчатских школ существуют определенные требования к школьной одежде: запрет носить кофты и свитера с капюшонами, топы, прозрачные блузки и водолазки, предельно короткие юбки, а также шарфы и банданы, нельзя надевать одежду в бельевом стиле, грубо смешивать деловой стиль и одежду для отдыха.

Кроме того, по уставу некоторых образовательных учреждений форма не должна содержать ультрамодных деталей – таких, как сильно заниженная талия, глубокий вырез, очень яркие цвета, крупные пряжки, рюши.

 

Какой же, по мнению камчатских родителей, должна быть новая школьная форма?

По этому вопросу мнение родителей камчатских школьников однозначным назвать нельзя, тем не менее предпочтения налицо (см. картинки).

Таким образом, что касается родителей камчатских школьников, то они, несмотря на разницу во мнениях, предпочтение отдают новой ученической одежде, отмечая ее очевидные плюсы. Во-первых, школьная форма несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди школьников, хотя, без сомнения, дети из состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус, ведь еще есть обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и прочее. Во-вторых, не вызывает сомнения дисциплинирующее воздействие формы. Ребенок еще со школьной скамьи привыкает носить одежду к месту и ко времени. У него формируется понимание, что костюм - это нечто большее, чем просто одежда. Это - средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, напрямую зависит, как с тобой будут общаться окружающие. И, наконец, с введением школьной формы отпадает неизбежный повседневный выбор одежды.

Итак, выбор родителей очевиден. Думается, он будет принят во внимание руководителями школ Камчатки при определении требований к форме одежды учащихся.

А пока… Дискуссия по поводу того, будут ли в ближайшем будущем наши дети одеты в школьную форму или нет, продолжается. Слово за другими участниками процесса - учителями и учениками. Очевидно, что свое мнение по итогам обсуждений выскажут и специалисты краевого министерства образования и науки.

 

По материалам пресс-службы министерства образования и науки Камчатского края

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.