Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Лариса МАТВЕЕВА: «Главное, что приобрели в ходе реформ учителя и ученики, это свобода самовыражения»

18:28
3413

Лариса МАТВЕЕВАДо начала нового учебного года – считанные дни. Самое время, чтобы настроиться на серьезный лад и помочь своему ребенку подготовиться к напряженному периоду обучения. А для этого неплохо бы самим родителям понимать, что такое современное школьное образование, в чем его сильные и слабые стороны, когда следует прибегать к услугам репетиторов и какова, собственно, роль родителей в успешной учебе детей. Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на многогранную школьную жизнь глазами профессионала с 28-летним опытом работы «на передовой» российского образования.

Лариса Матвеева – человек талантливый и увлеченный, и при общении с ней сразу заметна ее безоговорочная любовь к двум вещам: к математике и к школе. Ныне почетный работник общего образования Российской Федерации, Лариса Анатольевна училась не в педагогическом институте, а на математическом факультете Донецкого государственного университета, где готовили специалистов-математиков с правом преподавания в вузе. Но побывав на практике в школе, окунувшись с головой в стремительный ритм работы и особую энергетику, поняла: все это жутко нравится. «Я по натуре своей экстремалка, - смеется Лариса Анатольевна, - не зря альпинизмом занималась, да и вообще, с детства вела активный образ жизни, участвовала во всех мероприятиях, была комсоргом. А бурная школьная жизнь вполне подходит любителям экстрима, адреналина здесь хватает». Как и простора для творческой самореализации. В 1985 году Лариса Матвеева пришла работать в школу. В 1988-м – приехала жить в Петропавловск. Сейчас она работает учителем математики в сош №20, является лауреатом премии им. Т. П. Новограбленова за новаторскую работу в области преподавания математики, автором статей и сборников методических разработок по развивающему обучению, экспертом по оценке образовательных мероприятий, а также председателем методического объединения учителей краевого центра.

 

Эксперименты – не помеха одаренным

 

- Лариса Анатольевна, сейчас любят повторять, что советское образование было лучшим в мире. В чем же, на ваш взгляд, состояли его преимущества по сравнению с нынешней системой? И есть ли сильные стороны у современного образования?

- В советском образовании было меньше возможностей для экспериментов – это его основное отличие от современного. Там каждый был составным звеном цепи, должен был четко выполнять инструкции. Все работали на один результат, и, поскольку весь механизм был слаженным, результат получался стабильно хорошим. Отсутствие поля для экспериментов было главным минусом для творческих людей, а вот для школы в целом это, скорее, плюс, во всяком случае, большинство учеников при таком подходе выигрывало.

Сейчас много возможностей для экспериментов, для воплощения своих идей, но в то же время эти эксперименты не до конца продуманны, и проводятся не в унисон, поэтому мы много потеряли.

Прежняя система поддерживалась дисциплиной, и уровень требований к ученикам был очень высокий, особенно в высшем образовании, которое было доступно единицам. Когда же я сравниваю содержание программы, которое было у нас, с нынешней программой математических факультетов, я вообще не думаю, что это можно отнести к высшему образованию: здесь любой троечник справится. Так что качество обучения в те времена, действительно, было выше. Теперь о плюсах. На мой взгляд, главное, что приобрели в ходе реформ учителя и ученики, это свобода самовыражения. Сегодня для тех ребят, кто хочет самосовершенствоваться, кто понимает, для чего приходит в школу, для талантливых и заинтересованных, есть все возможности реализовать себя. В этом смысле образование сейчас более избирательное.

Еще одно слабое место, которое по наследству досталось нам от образования прошлых веков, – это изжившая себя система оценки. Субъективная, условная 5-балльная система (а по сути, 3-балльная) не отражает ни реальное качество образования, ни уровень знаний, и не выполняет свою основную функцию – не мотивирует к учебе. Во многих западных странах от такой системы оценки уже отказались. Осознали ее пагубность и в России, академия наук даже разработала новую систему, построенную на самооценке школьника. Ее суть в том, что ученик с 1-го класса приучается планировать свои действия и оценивать их результат. Идея хорошая, но технология настолько сложна, что вряд ли возможно воплотить ее в школах. И хотя в законе об образовании сказано, что каждая школа может вводить свою систему оценки, пока все остается на кругах своих.

 

Царица всех наук складывает скидки

 

- Не секрет, что обучение в старших классах, в основном, сводится к подготовке к ЕГЭ. Многие родители в дополнение к этому нанимают репетиторов. А они сразу спрашивают: вас к ЕГЭ готовить или предмет будем изучать? Это настолько разные вещи? И нужен ли, вообще, репетитор, чтобы сдать ЕГЭ?

- Да, это совершенно разные вещи. И репетитор правильно делает, когда спрашивает, чего от него хотят. Поскольку я математик, буду говорить о своем предмете. Знаете, почему в физико-математических классах всегда хорошо сдают экзамены? Не только потому, что там большее количество часов отдано предмету, а главным образом потому, что та программа учит аналитическому мышлению. Ученик физико-математического класса уже в 9-м классе может успешно сдавать ЕГЭ, благодаря умению анализировать и развитому мышлению. Более того, ученики этих классов традиционно лучше сдают экзамены по русскому языку и литературе, чем ребята из гуманитарных классов, несмотря на то, что на эти предметы отведено гораздо меньше часов.

В этом и заключается основная цель математики – научить мыслить, рассуждать, развить аналитический аппарат. А реформаторы образования говорили (до определенного момента были такие установки), что математика как таковая людям не нужна. Был взят курс на гуманитарные науки, мол, о душе надо заботиться… Математике отвели роль простейшего обслуживающего инструмента, годного лишь на то, чтобы посчитать периметр дачного участка, площадь линолеума на кухне, скидки в магазине. И вот мы получили то, что сегодня имеем. Ректор МГУ Садовничий отмечает, что резко упало качество подготовки выпускников школ, поступивших на математический факультет. А что уж тогда говорить об остальных выпускниках?

Действительно, есть определенный набор заданий-шаблонов, на отработку которых в старших классах тратится львиная доля времени, чтобы подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Программа не предусматривает воспитания математической культуры, не учит рассуждать. Большой аналитический пласт математики, на основе которого можно развивать нестандартное абстрактное мышление, вообще не задействован. А ведь человек, хорошо владеющий математикой (не какими-то типами задач, а именно математической культурой), имеет серьезные преимущества в жизни: он легко ориентируется в ситуациях, его трудно переспорить, невозможно обвести вокруг пальца и т.д.

Возвращаясь к вопросу о ЕГЭ. Конечно, школа в состоянии подготовить ребенка к экзамену. Задания там настолько однотипны, что на «тройку» сдаст любой человек, при условии, что он регулярно посещает занятия и выполняет хотя бы минимум требований учителя. А вот научить ребенка решать ЕГЭ на 100 баллов общеобразовательный класс не может. Чтобы поступить в вуз, где математика является профильным предметом, нужна либо программа углубленного изучения, либо помощь со стороны специалистов, дополнительные занятия. Потому что там уровень заданий высокий, есть олимпиадные задания, и они были разработаны специально для того, чтобы дать преимущество талантливым и одаренным детям при поступлении в вузы.

 

Провокация мышления

 

- А можно ли научить обычных детей, не блещущих математическими способностями, умению нестандартно мыслить и анализировать?

- Да, конечно, при наличии хорошей системы упражнений и задач. В нынешних условиях, когда на уроках этому уделяются крохи времени, у ребенка, конечно, должна быть внутренняя потребность, заинтересованность. Чтобы их развить, нужен эмоциональный контакт учителя и ученика. Если он есть, можно предлагать интересную систему упражнений и задач, когда ребенок увлекается, учится наблюдать, постигать закономерности.

Я приверженец технологии развивающего обучения, когда образование ребенка идет в зоне ближайшего развития, то есть затрагивает те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых. Стоит подбросить ребенку какую-нибудь интересную провокационную задачу и показать как ее решить, и он с удовольствием подхватывает эту «игру», ему приятно, что он может сделать что-то как взрослый, показать фокусы своим сверстникам.

По такой технологии знаменитый математик Занков обучал детей с умственными отклонениями и добился потрясающих результатов. После окончания школы многие его ученики поступили в вузы, а некоторые получили ученые степени! Вот как много зависит от технологии, которую выбирает учитель.

Современная школа отлично понимает все плюсы развивающего обучения, и в законе об образовании его технологии названы приоритетными, но все это пока далеко от повсеместного воплощения в жизнь, и учителя-энтузиасты, как правило, варятся в собственном соку.

 

Лифт на седьмое небо

 

- Что вы посоветуете 9-классникам: стоит ли продолжать обучение в 10-м классе?

- Сейчас часто можно услышать мнение, что более выгодно идти в колледж, нежели в 10-й класс, но я убеждена: ребенку способному лучше продолжить обучение в школе. Да, есть вузы, которые принимают студентов после окончания техникумов по профильной специальности без ЕГЭ или даже на 2-3 курс. Это их право. Но ни один государственный престижный вуз, который дорожит качеством образования своих выпускников, не пойдет на эти уловки. Образовательная политика склоняется к тому, что правила игры при поступлении в вузы должны быть для всех одинаковыми, что значит – на основе ЕГЭ. Но в техникумах к ЕГЭ не готовят. И если правила игры ужесточаются, ученик получает проблему – он не в состоянии сдать экзамен без помощи репетиторов, а иногда и с их помощью, потому что знания к тому времени уже настолько в остаточном виде, что надо начинать учить предмет заново.

 

- Многое ли в обучении ребенка зависит от родителей?

- Конечно, родитель должен быть заинтересован в своем ребенке. Не в плане физиологии – накормить, обуть, одеть. А в том, чтобы иметь духовный контакт, знать и учитывать возрастные особенности с их набором психологических проблем, и уметь стоически их пережить. Не судить со своей колокольни, а дать совет, мягко, неназойливо. Если общение строится на уровне куцых фраз типа «как дела в школе – все нормально», то проблемы обязательно будут. По опыту могу сказать, что во всех случаях, когда у ребенка в подростковом возрасте начинались срывы в учебе и поведении, за ними стояли нелады в семье. Если же ребенок чувствует себя любимым и значимым, он никогда не пустится «во все тяжкие». Любовь – это тот цемент, на котором строится личность ребенка.

Говоря о роли родителей в достижениях их детей, можно провести аналогию с лифтом, который везет ребенка на определенный уровень жизни: на каком этаже остановится, на таком ребенок выйдет и пойдет в общество. Поэтому всем родителям желаю мудрости и сил, чтобы помочь своим детям подняться как можно выше.

 

Беседовала Эмма КИНАС

Фото из архива Ларисы МАТВЕЕВОЙ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.