Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Незнание своих прав опасно для жизни

18:22
6931

Поликлиника 1Жители Камчатского края удивительно мало, по сравнению с другими регионами, информированы о своих правах в сфере получения медицинской помощи, констатируют сотрудники страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Большинство камчатцев, обращающихся к врачам, ни разу не попытались прочитать территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи, а ведь она находится в свободном доступе. Многие не знают куда идти в случае возникновения каких-либо проблем во время или вследствие лечения. При этом качеством оказания медицинской помощи довольны единицы.

Полис обязательного медицинского страхования есть у каждого. Но далеко не все знают, что страховая медицинская организация (СМО) и есть та первая инстанция, куда может обратиться человек, столкнувшийся с любой проблемой в медицинском учреждении и не получивший адекватного решения этой проблемы от его руководителя. Потому что основная задача, которая стоит перед СМО, это защита прав застрахованных. В каждой СМО работает специальный отдел или служба, готовая проконсультировать человека, рассмотреть его жалобу и при необходимости представлять его интересы в суде – бесплатно.

 

На что жалуетесь?

 

Поскольку большинство жителей Камчатского края (около 200 тысяч человек) застрахованы в компании «СОГАЗ-Мед», именно туда мы и обратились, чтобы выяснить, как часто приходится страховщикам защищать права их клиентов, ущемленные в медучреждениях. И оказалось, что даже при низкой информированности наших земляков работы такого рода хватает:

- Количество обращений граждан постоянно растет, - рассказала заместитель директора Камчатского филиала «СОГАЗ-Мед» Екатерина Калайда. – Если говорить конкретно о жалобах, то в 2012 году их было 144, обоснованными признаны 133. Все они были решены в досудебном порядке и касались, в основном, возврата денежных средств за медицинские услуги (максимальная сумма возврата составила 29 тысяч рублей). За 1-е полугодие 2013 года к нам поступило 74 жалобы, 68 из которых признаны обоснованными. Большинство из них также на взимание денег за медицинскую помощь, на втором месте – жалобы на ее некачественное оказание.

Кроме досудебной защиты прав застрахованных, мы готовы бесплатно отстаивать интересы пациентов в суде в случае некачественного оказания медпомощи и по возврату денежных средств. Так, в 1-м квартале текущего года в суде были рассмотрены 2 иска, оба удовлетворены. Сумма возмещения застрахованным составила 820 тысяч рублей морального и 84 тысячи рублей материального вреда. Другие иски находятся в процессе судопроизводства.

 

Вина доказана

 

Как видим, распространенное в обществе мнение, что «бесполезно судиться с медиками – все равно ничего не докажешь», неверно. По данным ФФОМС, 2/3 исков выигрываются пациентами. Но большую роль играет подготовка искового заявления. Ни пострадавший пациент или его родственники (если только они не врачи), ни самый высокооплачиваемый адвокат не являются специалистами в медицине, поэтому заведомо проигрывают профессионалам, отстаивающим интересы медучреждения. Если же за дело берутся врачи-эксперты страховой компании, шансов на выигрыш дела гораздо больше.

- Иногда вина медицинского учреждения всплывает в ходе подготовки искового заявления к причинителю вреда, - рассказывает юрисконсульт Анастасия Кильдау. – Например, человек попал в автомобильную аварию и хочет подать иск на виновника ДТП, а наши специалисты проводят экспертизу и доказывают, что вред здоровью нанесен не только в ходе ДТП, но и вследствие некачественного оказания медпомощи. И пострадавший может получить двойную компенсацию. Был случай, когда мы готовили вопросы для судебно-медицинской экспертизы, и наша постановка вопросов, которую, в итоге, приняли на рассмотрение, сильно отличалась от формулировок медицинского учреждения. А ведь «каков вопрос, таков и ответ» - это всем хорошо известно. Поэтому страховая компания играет очень важную роль в защите прав граждан.

- Бывает, что вопиющие факты выявляются без участия застрахованных, - добавляет Екатерина Калайда. – Мы стараемся расследовать все случаи летальных исходов застрахованных у нас пациентов в медучреждениях, в первую очередь – в стационарах. В ходе экспертизы по факту смерти 8-месячного ребенка было доказано, что причиной летального исхода явилось несвоевременное направление малыша в стационар. То есть виновен в этом врач поликлиники. Страховая компания может наказать эту поликлинику лишь финансово. Выйти в суд и привлечь к ответственности врача могут только родители ребенка. Но они этого не сделали. Вообще, еще раз подчеркну, камчатцы не знают своих прав и не понимают, как их эффективно защитить. В нашу компанию обращаются 4-5 человек в месяц, но это не значит, что люди довольны качеством медицинских услуг. Результаты соцопроса, который мы проводим ежеквартально, опрашивая около тысячи человек, неутешительны. В Петропавловске качеством работы врачей удовлетворены только 17,5 процента респондентов, в Вилючинске – 6 процентов, в Елизовском районе довольных вообще не нашлось. Аналогичная картина и по другим позициям опроса, таким как длительность ожидания в регистратуре или госпитализации, доступность врачей, обеспеченность медучреждений лекарствами и т.д.

 

Бесплатные лекарства – право или фикция?

 

Типичный случай из практики – житель Камчатки заболел или получил травму, находясь в другом регионе. Обращается в больницу, а его соглашаются принять только платно, мол, не наш клиент. К сожалению, это грубое нарушение со стороны медиков все еще имеет место, и чтобы не тратить время и нервы, пациент в этой ситуации может позвонить прямо своему страховщику и предоставить ему решить проблему.

- В компании «СОГАЗ-Мед» есть круглосуточная «горячая линия» (этот телефон напечатан на полисе), и диспетчеры в любое время проконсультируют обратившегося или адресуют его вопрос специалистам в регионе. Такие проблемы мы решаем достаточно быстро, поскольку, конечно же, человек может получить медицинскую помощь в любом регионе, а потом уже будут произведены расчеты между территориями.

Другой типичный пример: пациентку дневного стационара вынудили покупать лекарства за свой счет. Женщина недавно получила группу инвалидности, а заявки на бесплатное лекарственное обеспечение делаются заранее на полгода, и она не была внесена в реестр.

- В этом случае лечебное учреждение должно было обеспечить пациентку лекарствами из средств местного бюджета, а не заставлять ее покупать препараты за свои деньги, - комментирует врач-эксперт, специалист по защите прав застрахованных Дмитрий Торопов. – Эту проблему мы урегулировали в досудебном порядке. Вообще, пациентам стоит сохранять все чеки на лекарства, все рецепты и назначения врачей, потому что зачастую люди не сразу узнают о своем праве на бесплатные лекарства, и если подтверждающие документы не сохранились, деньги вряд ли удастся вернуть.

Самый яркий, на наш взгляд, пример неосведомленности – это незнание родителей, что все дети до 3 лет имеют право на бесплатные лекарства, а дети из многодетных семей – до 6 лет. Педиатры это не афишируют, и молодые мамы и папы за первые 3 года тратят на здоровье малыша многие тысячи.

- Родители сами должны требовать от врача рецепты на бесплатные препараты, - говорит Дмитрий Торопов, - педиатры, как правило, не хотят с этим связываться: процедура выписки таких рецептов довольно сложна. Но отказывать родителям врач, скорее всего, не станет. Он просто пользуется их неосведомленностью, чтобы облегчить свою работу. На бесплатные лекарства имеют право и представители коренных малочисленных народов Севера (за исключением проживающих в Петропавловске), и люди с определенными заболеваниями, такими как сахарный диабет, туберкулез и т.п.

Если вы хотите больше узнать о своих правах, но вам сложно прочитать территориальную программу госгарантий, позвоните в свою страховую компанию – вам предоставят полную информацию.

 

Знание – сила!

 

Помимо СМО, интересы пациентов отстаивает общественная организация «Лига защитников пациентов», созданная в 2000 году. Ее возглавляет врач Александр Саверский – член экспертного совета при правительстве РФ, основатель и сопредседатель Всероссийского союза пациентов, автор книг «Права пациентов на бумаге и в жизни», «Особенности национального лечения», соавтор книги «Справочник беременной: как безопасно родить в России».

Статистика, приведенная Саверским в книге «Права пациентов на бумаге и в жизни», показывает остроту и масштаб проблем, связанных с лечением в системе ОМС в России. Вот лишь некоторые цифры: в 2006 году из 8 млн экспертиз качества медицинской помощи выявлено 4,8 млн нарушений, или 6 нарушений на каждые 10 проведенных экспертиз. «Если к дефектам медицинской помощи отнести не только случаи неправильного лечения (10 процентов), но и другие недостатки, выявляемые экспертами, то получим, что 50 процентов оказываемой в РФ медицинской помощи имеет дефекты!» - пишет Саверский.

«Лига защитников пациентов» бесплатно консультирует и ведет некоторые дела. К своим самым значимым успехам организация причисляет выигранное в 2004 году дело с летальным исходом без проведения судебно-медицинской экспертизы, что до сих пор остается огромной редкостью; и 3 выигранных в 2006 году беспрецедентных дела с компенсацией морального вреда в суммах от 750 тысяч до 1 млн 850 тысяч рублей при средних компенсациях по России в то время, по данным ФФОМС, в 12 тысяч рублей. (Сегодня правозащитники называют беспрецедентным  недавнее решение районного суда в Забайкальском крае, взыскавшего с двух медучреждений 2 млн 400 тысяч рублей в пользу семьи Котенок из п. Чернышевска. Эта сумма – компенсация морального вреда, который родителям причинила смерть 6-летнего сына по вине медиков.)

Учитывая все вышесказанное, создатели «Лиги защитников пациентов» написали памятку, в которой собрали самые важные рекомендации. Вот некоторые из этих советов: «Интересуйтесь прежде всего тем, как не допустить болезнь: лечиться дороже во всех смыслах. Если врач с вами не говорит или вам не ясно, что он говорит, идите к другому специалисту. Отнеситесь к лечению как к делу, настойчиво, без эмоций. Не бойтесь услышать диагноз, вы можете его пережить, поскольку живы и с ним, а знание – сила. Ведите архив своего здоровья: собирайте документы, карты, снимки, чеки и др. Если вашему здоровью угрожает опасность, сообщите близким: пусть они будут рядом!».

 

Подготовила Эмма КИНАС

 

Страховая компания «СОГАЗ-Мед» предоставит дополнительную информацию о правах пациентов и гарантиях в системе ОМС по круглосуточному телефону «горячей линии» 8-800-100-0702.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.