Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Под надёжной охраной «Цербера»

17:15
4304

Виктор ЛяпуновСогласно греческой мифологии, Цербером звали жуткого вида пса, многолапого и многоголового, охранявшего мир живых от визитеров из царства мертвых. И хотя его наружность миловидностью не отличалась, в целом, его миссию можно было назвать благородной.

Виктор Ляпунов, генеральный директор группы охранных предприятий «Цербер», прямых аналогий названия своей компании с мифологическим персонажем проводить не склонен. Просто хорошее слово с жестким звукосочетанием, вызывающее нужные ассоциации. Впрочем, сегодня он вспоминает, что почти 22 года назад, когда был основан «Цербер», технического оснащения было минимум, зато разномастных псов, натасканных на охрану, около полусотни голов. Что, собственно, и проясняет ситуацию с наименованием…

Сегодня «Цербер»  -  охранная компания, оснащенная по последнему слову техники. По количеству, а главное качеству и новизне оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности, «Цербер» является явным лидером в дальневосточном регионе. Однако обо всем по порядку.

Охранные предприятия в начале 1990-х годов в России начали буквально размножаться. Эта тенденция не миновала и Камчатку. Сегодня в регионе около 60 охранных предприятий. Вот только развиваются они по-разному, и высоких успехов достигают единицы. 

В 1991 году, когда рухнул Советский Союз, решил что-то поменять в своей жизни и Виктор Ляпунов. В возрасте 34 лет, в звании майора, он вышел на пенсию со службы в пограничных войсках, и через несколько месяцев окончательно определился в идее создания собственного предприятия. И в 1992 году появился «Цербер», который к сегодняшнему дню представляет собой три фирмы,  разделенных по специализации:  вооруженная, невооруженная охрана и патрульная служба. В рамках имеющейся лицензии предприятие занимается исключительно охранной деятельностью.

Пока взрослело предприятие, подросли двое сыновей Виктора и органично влились в эту серьезную работу. Старший Дмитрий – инженер в области локальных сетей и систем фото- и видеофиксации. Младший Олег специализируется на системах охранных сигнализаций, контроля доступа и мониторинге подведомственных объектов.

 

Секрет успеха – не секрет

 

22 года стабильной работы предприятия на высококонкурентном рынке охранных услуг,  планомерное развитие и непрерывный рост во всем. В чем же секрет такого успеха?  Ответ почти банален: профессионализм. Закон об охранной деятельности позволяет открыть охранное предприятие при минимальном условии – наличии высшего образования. А вот получить специальные знания негде. Все охранные предприятия на Камчатке возглавляют достойные люди, но профессия ни одного из них не имеет никакого отношения к охранной деятельности. Виктора Ляпунова от всех других отличает высокий уровень образования и практического опыта именно в области охранной деятельности, тем более что его специальность, полученная в высшем военном училище, напрямую касается именно этой отрасли. А что касается случайных людей, считающих, что охранный бизнес легко поднять и вести, Ляпунов уверен: именно такие люди напрямую влияют на создание отрицательного имиджа представителя охраны – что-то вроде всем известного образа Саши Бородача. «Охрана – один из самых трудных и многосложных видов деятельности, - уверен Виктор Ляпунов. – Для руководителя здесь важны различные знания - как в области техники, так и в области психологии взаимоотношений между людьми, ведь именно они - главный ресурс любого предприятия. Как выстроишь отношения с коллективом, так этот корабль и поплывет».

С багажом специальных знаний у Виктора Ляпунова полный порядок. Получая образование в высшем военном училище, он научился охранять и участки большой протяженности, и отдельные объекты, и даже их уничтожать. Впоследствии многое из полученных знаний пришлось применить на практике, воюя 2,5 года в Афганистане, в десантно-штурмовой группе.

Начинать в 1990-е было непросто. Приходилось самому работать и охранником, и директором, и главным бухгалтером в одном лице. На начальном этапе очень помогли друзья, бывшие офицеры и прапорщики, с которыми вместе служил. Нарабатывался опыт, отрабатывались методики, формировался коллектив. О необходимости иметь профессиональную охрану предприниматели тогда задумывались мало. Это сегодня «Цербер» в рекламе, что называется, не нуждается. А тогда приходилось приезжать на предприятия и едва ли не читать курс лекций, зачем на предприятии нужна охрана и почему выгодно работать именно с «Цербером».

 

Охранник – не Саша Бородач

 

Цербер«Охранник – это не большой товарищ с квадратным подбородком и пистолетом в кобуре. Главное оружие охранника – это его голова. Физические же данные играют второстепенную роль, в отличие от психологической устойчивости и готовности повести себя правильно в самой критической ситуации», - уверен Виктор Ляпунов.

Попадая в «Цербер», молодой человек сразу не получит заданий, выполнение которых требует высокой подготовки и определенного опыта. Сначала претендент оканчивает школу по подготовке охраны (Камчатский стрелковый центр), затем работает на второстепенных объектах. Его работу оценивает руководство, коллектив, и только самые достойные продвигаются вперед. «Все, кто работает сегодня начальниками отделений, на других руководящих должностях, вышли из охранников. Нет никого, кто получил все и сразу», - отмечает Виктор Ляпунов.

Распространенным заблуждением является и то, что люди приходят в охрану перебиться в период безденежья. В «Цербер» предпочитают набирать добросовестных и внимательных молодых людей, в которых прослеживается перспектива. Разряда ниже 4-го здесь не бывает.

Удивительно, но коллектив «Цербера» насчитывает всего около 60 человек, обслуживая колоссальное количество объектов - от мелких частников до крупных банков и торговых центров. Больше объектов находится под опекой разве что у вневедомственной охраны. А вот в торговых залах охранники «Цербера» не работают. Вообще говоря, пышущий здоровьем гражданин, с умным видом бродящий по залу ТЦ, вызывает в глазах общества недоумение и раздражение. Однако не это останавливает охранное предприятие от работы в подобных местах. «Охранник в торговом зале сам по себе – это просто-напросто неэффективно, - поясняет Виктор Ляпунов. - Он способен разве что поймать человека, укравшего мороженое. Зато не способен противостоять вооруженному грабителю, потому что ограбление – это всегда внезапность и предварительное изучение того, как охраняется объект. Значит, как охранное предприятие, мы должны сделать так, чтобы преступнику просто не захотелось лезть куда не надо. И вот, когда предпринимателю начинаешь объяснять, что должно быть для этого сделано, он пугается дополнительных расходов. Но просто ставить в зал охранника, который будет охранять продукты от воровства, мы отказываемся. Потому что взяться, но провалиться в критической ситуации - это самое худшее». И каждый должен помнить: охрана поможет только там, где руководитель сам заинтересован в сохранности своего имущества.

Словом, легких путей «Цербер» не ищет, более того, рвется на передовую: работает в нарядах совместно с сотрудниками полиции в собственных бронированных экипажах, задерживая преступников и правонарушителей практически ежедневно. Это делается в рамках договора о совместной деятельности с УМВД по Камчатскому краю. Совместные наряды учтены и в единой дислокации сотрудников полиции – то есть на охранников «Цербера» расчет не меньший, чем на государственного стража порядка. Интерес здесь взаимный, не будем о нем много распространяться, ведь главное, что выигрывает, в итоге, все общество.

 

На службе у «Цербера» - передовые технологии

 

Главный конек группы компаний «Цербер» - это стремление и умение не отставать от технического прогресса. Инженерные кадры отслеживают все мировые новинки, летают на большинство тематических выставок и спешат внедрить все наиболее передовое. Мозговой центр в данном случае – Дмитрий Ляпунов, старший сын Виктора. Всегда, беря под охрану объект, «Цербер» обеспечивает его и видеонаблюдением, и сигнализацией. «Наш главный девиз: как можно больше техники и как можно меньше людей, дабы человеческий фактор в процессе работы минимизировать, - объясняет Дмитрий. – Объекты, особенно крупные, снабжаются умной техникой с очень простой целью: охранник или целый наряд может спокойно перемещаться по территории объекта, а все технические системы будут передавать данные на нашу единую диспетчерскую. При таких обстоятельствах проспать правонарушение невозможно». В результате такого подхода там, где другие предприятия выставляют по 5 охранников, «Церберу» достаточно и 2. Подготовленные сотрудники в любом случае сработают эффективно, а в случае необходимости вмешается патрульная служба.

Дмитрий ЛяпуновИ путь дальнейшего развития «Цербер» избрал именно в стезе технического прогресса. Планов множество. Например, в следующем году планируется ввести такую услугу, как охрана квартир с видеофиксацией. Получать картинку можно будет прямо из квартиры, без создания дополнительных коммуникаций.

В Петропавловске «Цербер» намерен проложить более 20 км оптического волокна, тем самым создать техническую составляющую программы «Безопасный город». Имеющиеся в городе оптико-волоконные сети на данный момент непригодны для видеотрансляции. А создание новых сделает реальностью получение на диспетчерскую видеопотока с любой точки города и в любое время. «Цербер» делает это сам и по своей инициативе. И в течение ближайших лет в городе появится большая сеть камер наружного наблюдения. «Церберу» она необходима для охраны своих объектов. Но в любой момент данные с камер могут оказаться полезными и для сотрудников полиции, и других государственных структур.

Препятствие на пути к «Безопасному городу» только одно: сложность, а порой и невозможность о чем-либо договориться с государственными и муниципальными органами. «Например, они что-то оснащают видеосистемами, но не знают, что оснащаем мы. И наоборот. Зачем дублировать друг друга, нести дополнительные расходы, если можно договориться, - поясняет Дмитрий Ляпунов.

 

Для педофилов и террористов по-прежнему нет преград

 

Особенно обидно, что банки и магазины большей частью находятся под надежной охраной. А дети по-прежнему уязвимы для преступников, какие бы пропагандистские кампании ни начинались после того, как клюнет жареный петух.  Слов всегда возникает больше, чем реальных дел.

Несколько лет назад «Цербер» пригласили на милицейский координационный совет,  с участием охранных структур. Представители МВД рассказали, что школы охранять очень дорого – расходы могут составлять до 150 тысяч рублей в месяц. «Цербер» предложил вариант охраны за 40-60 тысяч. И тут же решил показать как это делается на примере пилотного проекта для одной из среднеобразовательных школ Петропавловска. Установили бесплатно систему охранной сигнализации и видеонаблюдения (стоимостью, между прочим, около 2 млн рублей), только возьмите и пользуйтесь. Но потом началась обычная российская неразбериха: это оборудование руководство школы почему-то не приняло на баланс и указало «Церберу» его демонтировать. Сигнализацию демонтировали, а видео не успели. Школа решила, что им пригодится. Ведь как раз в это время по городу прогремел случай нападения педофила на девочек в школе №7. Начался переполох, в результате которого власти выделили немалые деньги на оснащение школ оборудованием для охраны. А чем же эта история закончилась?

«Цербер» оснастил своими системами три школы Петропавловска, а также Вилючинский индустриальный техникум. Оборудование поставлено и обслуживается. Но эти образовательные учреждения, за исключением Вилючинского техникума, не используют его по назначению. Для того чтобы это оборудование использовалось, требуется лишь человек, который проследит, включен ли нужный компьютер, в случае необходимости включит его или на худой конец вызовет для этой цели специалистов «Цербера». Обучение на эту тему люди прошли. Но бабушки-вахтерши, а именно их руководство школ предоставило «Церберу» для обучения, оказались необучаемы. Как результат: в одной из школ, где установлена система видеонаблюдения от «Цербера», была совершена кража. Специалист по звонку директора школы приехал и увидел, что компьютер уже 2 месяца не ведет запись.

Но со школами, куда «Цербер» не вошел, картина еще более печальна. Все они оборудованы вразнобой, не могут находиться в единой центральной системе наблюдения. «Мы не претендуем на роль монополистов, и не важно, кто будет оснащать школы, - поясняет Виктор Ляпунов. – Важно, чтобы было единое оборудование и единое программное обеспечение. С простой целью: чтобы картинки со всех школ были видны в какой-либо из служб – например, в единой диспетчерской службе города, в полиции, в МЧС. В любой заинтересованной службе».

Системы, установленные «Цербером», под эту цель «заточены». Но все пошло обычным российским путем. Вывод: на сегодняшний день колоссальные средства, выделенные на обеспечение безопасности детей, были закопаны в землю. Для педофилов, воров, террористов по-прежнему нет преград.

Что еще отличает системы видеонаблюдения, которые установил в школах «Цербер»? Это наличие программных аналитических модулей, которые анализируют видеопотоки и предлагают оператору наиболее интересные из них. Это распознавание номеров, лиц, это детекторы лежачего человека, вооруженного нападения или просто наличия в руках оружия, неожиданного скопления людей. С помощью этих модулей камера фиксирует сюжеты, которые вполне могут иметь криминальный характер. Именно такие системы созданы «Цербером» в четырех образовательных учреждениях. Жаль только, что нужны они оказались только в Вилючинске. В других школах установлены системы видеонаблюдения, цена которых выше, а возможности куда более скромны.

 

Возможности «Цербера» бесконечны. Как и твердолобость чиновников

 

Техническая база «Цербера» на сегодняшний день огромная и самая современная. Имеющееся оборудование позволяет принять под охрану около 8 тысяч всевозможных объектов. А системы позиционирования – хоть всю страну.     

В этой связи предприятие могло бы сделать для региона много полезного. Например, создать своеобразный колл-центр для инвалидов и тяжелобольных людей. Звонить в такой центр не надо. Человеку, который почувствовал себя плохо, достаточно нажать тревожную кнопку, чтобы в окне на компьютере «Цербера» всплыл его диагноз, список требуемых лекарств и лекарств, которые ему противопоказаны. Через станцию «Цербера» эта информация могла бы уходить на «Скорую помощь». В то же время колл-центр фиксировал бы, в какое время информация была «Скорой помощью» получена и какова фамилия диспетчера. Такая система покажет местонахождение больного человека не только дома, но и на улице с точностью до 10-15 метров. В развитых странах за рубежом подобные системы работают круглосуточно, и даже местами в России. Чтобы это заработало в Петропавловске, дорогостоящих дополнительных коммуникаций или хитроумных устройств создавать не надо. Достаточно снабдить больных мобильными устройствами с тревожной кнопкой. Но договориться с чиновниками о чем бы то ни было, как всегда, очень трудно. Видимо, все ждут прямых указаний от Президента.

Это касается и того же «Безопасного города». Все самые дорогостоящие работы, в частности, по прокладыванию оптиковолокна, «Цербер» берет на себя. Остается договориться с предпринимателями, которые имеют в городе свои камеры видеонаблюдения, и с госструктурами, которые имеют свои, чтобы эти камеры были выведены в единую систему. «Но меня, боюсь, никто не послушает, - считает Виктор Ляпунов. – Видимо, нужен некий авторитетный орган, который взял бы на себя координацию этих действий. Надеюсь, что все понимают необходимость организации службы, которая бы анализировала информацию, полученную с камер, и направляла по заинтересованным адресатам – в полицию, ГИБДД и прочим».

Но, видимо, для этого должно пройти еще 10 лет. Ведь именно столько ушло на то, чтобы договориться с органами МВД о совместном патрулировании. С этой инициативой «Цербер» вышел в далеком 1995 году, а патрулирование началось только в 2005-м. Российская действительность по-прежнему рулит.

 

Мария Шупеник

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.