Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Выбор профессий диктует экономика

19:03
3345

Выбор профессий диктует экономикаС 1 сентября начал действовать новый федеральный закон «Об образовании в РФ», который принес изменения во все уровни обучения в нашей стране – от детского сада до аспирантуры. Дошкольное образование отныне является первым звеном в системе непрерывного образования, включающего общее, среднее профессиональное и высшее. Начальное профобразование становится частью среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

В самое ближайшее время профессиональные училища отойдут в разряд исторических фактов – таких учебных заведений попросту не будет, а их место займут техникумы и колледжи, которые будут готовить как рабочих, так и специалистов среднего звена, и кроме того, заниматься переподготовкой и повышением квалификации всех желающих.

В регионе главная задача профессионального образования нового формата остается прежней: напитать сферу производства Камчатского края дефицитными кадрами. Это, в первую очередь, квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена.

Удалось ли добиться успехов в подготовке кадров, востребованных экономикой полуострова, что делается сегодня для повышения качества подготовки специалистов, как будет меняться система профессионального образования в крае? На эти и другие вопросы отвечает министр образования и науки Камчатского края Виктор ТЮМЕНЦЕВ.

 

- Виктор Леонидович, как на практике будет осуществляться трансформация начальной и средней ступеней профобразования, и какие преимущества в ней заложены?

- Отныне среднее профессиональное образование (СПО) будет реализовываться на двух уровнях: первый – подготовка по рабочим специальностям, второй – подготовка специалистов среднего звена. На переходный период отводится 2,5 года, и за этот срок мы должны провести достаточно серьезную реорганизацию учебных заведений, которые реализуют программы профессионального образования. 2015/2016 учебный год образовательные учреждения должны встретить уже в новом качестве.

Опыт такой работы в крае есть. За последние 3 года путем преобразования 4 учебных заведения перешли на двухступенчатое профессиональное образование – начальное и среднее. Это Паланский колледж и техникумы – политехнический, индустриальный, морской (бывшее ПУ №2). По такой же схеме будут преобразованы остальные профессиональные училища. Новый подход позволяет более эффективно использовать учебно-материальные и кадровые ресурсы. А поскольку сегодня до 20 процентов молодых людей, получивших начальное профобразование, стремятся продолжить обучение в техникуме, выигрывают и они. Поступая учиться, они наверняка сразу выберут для себя получение среднего профессионального образования, которое включает и овладение профильной рабочей специальностью. Что касается первого уровня СПО – подготовки по рабочим специальностям, то, предполагаю, эти программы будут выбирать около 1/3 выпускников 9-х классов, которые в дальнейшем смогут совершенствоваться в своей профессии, повышая квалификационные разряды.

Еще один уровень профобразования в учреждениях СПО – программы профессиональной подготовки продолжительностью от 4 до 10 месяцев, в том числе - и для взрослого населения. В этом направлении мы тоже имеем положительный опыт: работаем как с гражданами, желающими получить востребованную специальность (стоимость обучения ниже рыночной), так и со службой занятости населения, которая в рамках государственного заказа осуществляет переподготовку безработных граждан.

Вот по такой схеме будет изменяться система СПО в Камчатском крае, и в течение 2013-2014 годов мы должны привести ее в соответствие с законом об образовании и максимально адаптировать под потребности регионального рынка труда.

 

- Какие проблемы придется решать на этом пути?

- Одна из насущных проблем – судьба малокомплектных образовательных учреждений, которые 10-15 лет назад были открыты в районах края: в Милькове, Ключах, Усть-Камчатске. Численность учащихся там значительно упала, набор сократился до 40-50 человек в год, поэтому самостоятельными учреждениями они больше не могут быть, скорее всего, продолжат работу в качестве филиалов учебных заведений, которые будут реализовывать программы начального и среднего профобразования. Насколько перспективно будет существование таких филиалов – покажет время. Речь об их закрытии пока не идет, поскольку, несмотря на скромный набор, районам все же нужны эти учреждения. Их вторая задача – переобучение незанятых граждан, которых надо в короткие сроки подготовить по специальностям, востребованным на территории того же района. Очевидно, что обучать безработного из Усть-Камчатска в Елизове или Петропавловске нецелесообразно. Поэтому структура образовательных учреждений в районах останется, но видоизменится. Это связано и с демографической ситуацией – число выпускников 9-х классов в ближайшие 5-8 лет будет оставаться стабильно небольшим.

 

Выбор профессий диктует экономика- Что сегодня мы имеем на выпуске из образовательных учреждений?

- Из учреждений начального профобразования (НПО) в 2013 году выпущено 596 человек, из учреждений СПО – 542. Для сравнения скажу, что вузы выпустили 949 человек.

В настоящее время трудоустроены по полученной профессии или специальности только 45 процентов выпускников, 23 процента призваны в ряды Вооруженных сил, 15 процентов продолжили обучение на следующем уровне, 3 процента находятся в отпуске по уходу за ребенком, 14 процентов остаются пока не трудоустроенными.

Основными направлениями подготовки специалистов являются: архитектура и строительство, образование и педагогика, здравоохранение, сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, металлургия, машиностроение и материалообработка, транспортные средства, информатика и вычислительная техника, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Образовательные программы реализуются по 27 профессиям НПО, 29 специальностям СПО. Их перечень постоянно сверяется с потребностями экономики края. За последние 3 года открыто обучение по 10 новым профессиям и специальностям. Среди них машинист на буровых установках, оператор связи, оленевод-механизатор, скорняк, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования и т.д.

При этом нельзя не отметить, что подготовка молодежи по рабочим специальностям остается весьма проблематичной. Новые стандарты сократили сроки подготовки специалистов и ограничили их квалификацию низкими разрядами. В связи с этим у молодых людей нет большого интереса к обучению на первом уровне СПО, что и показала ситуация в морском техникуме. Соотношение между рабочими специальностями и специалистами среднего звена сложилось не в сторону рабочих – поступающие стремятся выбрать более высокий уровень образования и при этом параллельно получить рабочий диплом.

В целом, приходится констатировать, что демографическая ситуация не позволяет удовлетворить потребности края в рабочих и специалистах среднего звена, набор на 1-е курсы стал в 2 раза меньше, чем 5-6 лет назад. И если, например, строителей сегодня требуется порядка 2-3 тысяч человек, а мы выпускаем от силы 60 в год, восполнить дефицит кадров мы не в силах.

Пока единственное направление, где увеличились цифры приема, это педагогические специальности. Впервые за несколько лет укомплектованы 2 полноценные группы дневного обучения и 2 заочного на дошкольном отделении педагогического колледжа. Мы рассчитываем, что к 2016 году получим не менее 85 выпускников с дипломами воспитателя ДДУ. Немалую роль в привлечении молодежи сыграло повышение зарплаты воспитателей, которая сегодня в крае составляет, в среднем, 37-39 тысяч рублей. Это решение кадровой проблемы для строящихся детских садов.

Достаточно желающих учиться и в медицинском колледже, и большинство его выпускников трудоустраиваются по профессии, поэтому острой нехватки медработников среднего звена у нас нет.

 

- Что делается для повышения качества подготовки специалистов, какова роль производственников в процессе профобразования?

- Именно на повышение качества подготовки, на соответствие современным запросам производства и направлены все мероприятия по модернизации профессионального образования. Во-первых, это обновление материально-технического оснащения учебных заведений. Входя в их цеха и лаборатории, видя технику и тренажеры, работодатели отмечают, что подготовка ведется на современной, хорошей базе, и в ближайшие годы она будет развиваться – войдут в строй новые автодром и комплекс подготовки специалистов для торговли и общественного питания.

Во-вторых, появится принципиально новый структурный элемент системы профобразования – учебный центр профессиональных квалификаций. Его задачами станут подготовка, переподготовка и повышение квалификации по профессиям, наиболее востребованным на региональном рынке труда, в том числе - по запросам центров занятости и организаций; обеспечение трудовой мобильности рабочих кадров путем ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения смежных профессий и специальностей. Работодатели получат возможность выполнять функции корпоративных заказчиков кадров, отвечать за целевое трудоустройство выпускников, вести подбор персонала, создавать совместные участки, лаборатории, мастерские. Вообще, участие работодателя в процессе подготовки рабочих кадров должно стать составной частью системы профессионального образования. Работодатели должны заниматься оценкой квалификации и быть заинтересованы в том, чтобы содержание образования соответствовало требованиям конкретной организации, предприятия.  Содержание образовательных программ должно быть привязано к смене технологий на действующем производстве и достаточно быстро меняться, что позволит готовить кадры в строгом соответствии с требованиями работодателей.

В связи с этим значимой видится задача создания центра сертификации профессиональных квалификаций, основной целью которого станет проведение добровольной сертификации квалификаций выпускников учебных заведений и граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

В оценке компетентности работников и выпускников учреждений профобразования будут участвовать работодатели. Мы рассчитываем, что такой центр будет способствовать росту числа выпускников, работающих по полученной специальности, а также поможет достижению баланса между спросом на квалифицированные рабочие кадры и предложением по их подготовке со стороны региональной системы профессионального образования. Ведь ее главная задача – вырастить конкурентоспособного специалиста, квалификация которого максимально удовлетворяет требованиям работодателей.

 

Подготовила Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.