Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Память, которую время не сотрёт

18:54
3003

Гость номераГости 7-й межрегиональной конференции Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ), съехавшиеся в Петропавловск со всего Дальнего Востока, из Москвы, Кирова, Архангельска и т.д., как один удивлялись богатству и разнообразию книжного семейства, выпущенного на Камчатке. Все они восхищались тем, что в нашем отдаленном крае создана столь обширная библиотека местных авторов. «Кроме столичных регионов, такого больше нет нигде в России», - отмечали участники конференции. А это еще раз подтверждает старую истину, что на Камчатке живут особенные люди – как талантливые авторы, так и увлеченные меценаты.

Большая заслуга в том, что книгоиздательство на Камчатке живет полноценной насыщенной жизнью, принадлежит холдинговой компании «Новая книга» и ее президенту Станиславу Кожану. Камчатке повезло, что успешный предприниматель, основавший компанию в 1996 году, не только видит в печатной продукции инструмент бизнеса, но и попросту любит книгу, ценит ее как возможность сохранить и передать потомкам исторические и культурные реалии разных лет. В тяжелые годы, когда издательская деятельность приносила не прибыль, а сплошные убытки, и издательства закрывались одно за другим, ХК «Новая книга» понемногу начала создавать свою библиотеку. Отдельные издания складывались в целые серии – с 1997 года было выпущено более 250 наименований: книг, альбомов, карт. Из них около половины отмечены наградами различных конкурсов, книжных выставок и АСКИ. Четыре издания признаны лучшими книгами России. В последнее время издательство «Новая книга» выпускает ежегодно более 30 книг и альбомов. Особая гордость – серия «Камчатка в описаниях путешественников», «Природные сокровища Камчатки», художественная литература камчатских авторов: 24 тома прозы, собранные в «Большую серию», и 5 томов поэзии «Малой серии». Впереди – новые проекты и планы.

 

Любовь к издательскому делу

 

Почему на Камчатке удалось сделать то, чего нет сегодня ни в одном удаленном от центра регионе страны? Поддерживают ли книголюбы издателей, голосуя рублем за новые тома? Насколько серьезно угрожают книжному делу электронные и цифровые технологии? Эти и другие вопросы мы задали Станиславу КОЖАНУ.

- Книгоиздательство – мое хобби, мне очень нравится это дело, и поэтому я с удовольствием им занимаюсь, - признался Станислав Петрович. – И мне очень повезло с помощниками. Начинали мы вместе с Евгением Гропяновым – писателем, редактором, интереснейшим человеком, мудрым советчиком, – светлая ему память. Его дело на посту главного редактора книжного издательства продолжил Александр Смышляев, талантливый писатель и организатор.

Сейчас издательство работает уже не в убыток, как в первые лет 10, когда оно  финансировалось, в основном, из средств компании «Новая книга». В последние годы появилась небольшая прибыль, которая используется только на книгоиздательскую деятельность: часть дохода идет на выпуск некоммерческих изданий, а часть – на публикацию красочных альбомов о Камчатке.

 

- Участники конференции говорили, что ни один регион не может похвастаться подобными имиджевыми изданиями. Разве представители туриндустрии не участвуют в продвижении Камчатского края таким образом?

- К сожалению, все это делается исключительно за счет собственных средств. Кому-то кажется, что издание альбомов – очень прибыльное дело. Уверяю, это не так. Даже самый популярный фотоальбом раскупается не меньше чем за 3 года, другие продаются в течение 8-10 лет. И все это время деньги, вложенные в альбом, остаются замороженными, часть из них съедает инфляция. Печатать же меньшими тиражами - означает существенное, до 2-2,5 тысячи рублей, удорожание экземпляра, а это не ускорит продажи. Так что мы издаем эти альбомы не ради прибыли, а ради имиджа края и нашей компании. Да, мы многое делаем для развития туризма, но туристические компании вряд ли это осознают. Наши красочные календари, альбомы и карты на разных языках расходятся по всему миру, но нигде нет ни одной рекламы камчатских туроператоров.

Радует, что, в отличие от них, руководство краевого агентства по туризму понимает, какой потенциал заложен в сотрудничестве. Совместно мы выпустили большой «Справочник туриста», приступили к изданию серии карманных буклетов-справочников «Познай Камчатку в пути», очень удобных в путешествии.

 

Знай свой край

 

- Члены АСКИ отметили, что Камчатку выгодно отличает не только процветающее книгоиздательство, но и внимание властей к этому делу. Много ли у вас совместных проектов с министерствами и муниципалитетами?

- Проекты есть, но хотелось бы, чтобы их было больше. Теснее всего по духу и по совместной работе мы связаны с министерствами образования и культуры. Как книготорговая компания, мы работаем с учебными заведениями, и более половины книжной продукции, которую мы привозим и реализуем, это образовательная и детская литература. В числе совместных издательских проектов – книга «ЕГЭ на Камчатке», атлас «Люби и знай свой край», географические карты. Сейчас прорабатывается вопрос о создании учебников по географии, биологии, истории Камчатки. Новый закон об образовании уделяет большое внимание региональному компоненту, и наша компания готова участвовать в финансировании этого проекта. Думаю, в течение 3-4 лет мы его осуществим.

Министерство образования первым откликнулось на наше предложение сохранить историю отрасли в уникальном издании. Так появилась книга об образовании на Камчатке, охватывающая его этапы от 18-го века до наших дней. Недавно вышла книга о финансовых органах.

Хотелось бы, чтобы это начинание нашло отклик и по другим направлениям. Например, есть богатейший материал о камчатском здравоохранении, о людях, составляющих его гордость на протяжении 200 лет. Рыбная отрасль – это же кладезь интереснейшей информации! Почему бы не сохранить ее для потомков? Природные ресурсы полуострова, его лесное хозяйство, неповторимый жизненный уклад северных народов – все это достойные темы для книг, которые сберегут на своих страницах все, что сможет заинтересовать поколения будущих камчатцев.

Возвращаясь к министерству культуры, отмечу, что нам очень приятно это сотрудничество. Приятно, что изыскиваются средства на издание некоммерческих книг наших авторов – пусть это небольшая доля, но ценно само внимание и отношение. Совместно мы издаем культурное наследие Камчатки – замечательные книги о деятелях культуры, художниках, музыкантах. Ни один регион не имеет 24 тома сочинений местных писателей, а Камчатка имеет, и это много значит.

Есть у нас и в районах руководители, заинтересованные в том, чтобы оставить память о селах, о людях. Среди них – Владимир Войцеховский, благодаря которому вышли уже 2 книги о Мильковской долине. Шикарная книга издана об интеллигенции Паланы. Запорожье – наверное, единственная в России деревня, выпустившая книгу. Хорошее издание вышло об Озерной. А вот администрации Петропавловска и Елизовского района не спешат, и во всех фотоальбомах, посвященных краевому центру и самому благодатному району края, нет от них ни рубля.

Представители бизнеса тоже не рвутся в меценаты, а ведь могли бы оставить после себя добрый след – сделать хорошую книгу и подарить ее библиотекам.

 

- Книги и альбомы, выпущенные «Новой книгой», всегда присутствуют в качестве наград для победителей различных конкурсов – одаренных школьников и молодежи. Вы стремитесь воспитать у них любовь к чтению, к книге?

- На мой взгляд, молодое поколение нуждается в такой ненавязчивой пропаганде: ребята хоть в руках книгу подержат, полистают, да, возможно, заинтересуются ее содержанием. А вообще, это часть нашей обычной благотворительной деятельности, на которую компания ежегодно тратит немалые средства. Мы спонсируем все крупные мероприятия по линии образования и культуры. Все победители школьных олимпиад получают сертификаты от компании. Многодетные и малообеспеченные семьи, учителя и воспитатели, школьные и муниципальные библиотеки всегда имеют в наших магазинах скидки. Мы идем на это без сожаления, потому что знаем, что это наш покупатель, и относимся к нему с уважением.

 

В Европе книжный бизнес процветает – и нас это ждет

 

- Хорошо ли раскупаются книги местных авторов? И не мешают ли вашему бизнесу интернет и электронные книги?

- Камчатские книги издаются тиражом от 500 до 3.000 экземпляров, и большим спросом, увы, не пользуются. Продается около 100 экземпляров в год. Интерес к привозным изданиям заметно упал. Если в 1980-е годы за 2 недели раскупали 20 тысяч 2-томников Пушкина, то теперь за год – от силы 1.000 экземпляров. Раскрученные детективы в те годы расходились по 1,5-2 тысячи экземпляров, сейчас везем по 60-80 – разница ощутимая. Я думаю, что виноваты в этом не только цифровые технологии, но и демографическая ситуация, и – самое главное – наш менталитет. Родители на выпускной вечер предпочитают дарить детям косметические наборы, это о многом говорит. И все же, уверен, книжная торговля будет развиваться. Вы знаете, что подрастает много детей, и детская литература пользуется большим спросом. В Европе, где нет недостатка в электронных книгах, книга бумажная процветает. Франция сегодня - самая читающая страна мира. Рано или поздно эта тенденция вернется и в Россию.

Кстати, сейчас по предложению АСКИ мы готовимся представить 25 книг издательства «Новая книга» за рубежом – на выставках во Франкфурте и в Белграде. Думаю, европейцам, особенно немцам и датчанам, будут интересны труды Дитмара, Стеллера, книга об экспедиции Беринга.

А пока интерес к чтению ослаблен, компания научилась поддерживать себя другими способами. Например, поставкой стройматериалов в социальные учреждения отдаленных районов и т.п.

 

- Что вы считаете самым серьезным тормозом на пути к развитию?

- Пожалуй, то, что государство не стремится дифференцировать бизнес ни по территориальной, ни по социальной шкале. Все расходы по северным льготам в коммерческом секторе – забота самих компаний, в то время как государственным и муниципальным учреждениям они компенсируются из бюджета страны. В то же время Конституция гарантирует равные условия для ведения бизнеса регионам России. Надо ли говорить, что нагрузка по обеспечению северных льгот полностью уничтожает это равенство? И ложится, в итоге, в себестоимость продукции. Почему бы нашим депутатам не выступить с инициативой в Госдуме и не добиться для камчатского бизнеса компенсаций этих затрат? Тогда бы и цены снизились, и появились бы средства на развитие.

То же касается налогообложения – сейчас книжный магазин и алкомаркет, занимающие равную торговую площадь, платят одинаковые налоги, хотя прибыль имеют несравнимо разную. Опять вопрос изменения законодательства: было бы справедливо учесть социальную значимость книготорговли (и других подобных дел), предусмотреть определенные преференции. Думаю, многих бы воодушевило и введение поощрений за благотворительную деятельность – почему бы не возвращать предприятию в виде налогового вычета хотя бы десятую часть средств, потраченных на благотворительность?

Все это, конечно, требует заинтересованности власти и серьезной работы на федеральном уровне, но если такие решения были бы приняты, бизнес – не только книжный – в регионе получил бы очень мощный импульс к развитию.

 

Беседовала Эмма КИНАС

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.