Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ликвидаторы

18:00
4576

Окончание. Начало в номере за 16 октября

Валентин ПУСТОВИТ, историк, член Союза писателей России

«Огонь прекратился, – пишет далее краевед Р. Юшин. – Из окна дома слышится возглас: «Высылаем для переговоров корнета Ерохина». На крыльце показался молодой красивый офицер. Ему тут же скручены руки. «Господа, – говорит он, – господин есаул решил сдаться». Но проходит некоторое время, никто больше не выходит. Казарма молчит. Видимо, осажденные что-то выжидают. Надо действовать незамедлительно. Наши возобновляют обстрел здания. Брошено несколько гранат. Наконец из помещения раздается голос Бочкарева: «Прекратите огонь! Сдаюсь ради детей». Слышится ответный голос командира Чубарова: «Выходите! Сопротивление бесполезно! Бросайте оружие!».

На выходе появляются женщины и дети. Чуть позже выходят офицеры, среди них, поддерживаемый под руки хромающий Поляков: осколком гранаты генералу оторвало пятку правой ноги. Все сдавшиеся офицеры были разоружены, обысканы и взяты в кольцо окружения. По словам П. Козлова, из всех 24 офицеров удалось убежать в Таватум лишь одному раненому, которого догнали на другой день и добили. «До вечера пролежал со связанными руками офицер-китаец в чине поручика, и был нашим красноармейцем заколот штыком».

Иначе протекали действия 2-й разведпартии, которая не воспользовалась внезапностью нападения, вела огонь беспорядочно, мало применяла гранат. Белые отстреливались дружно и ожесточенно, и были намерены уйти через бухту вглубь побережья. Этого красные допустить не могли. Чубаров вместе с Зенковым и уполномоченным Бочкарева офицером Григорьевым направился к зданию радиостанции с ультиматумом. Перед уходом Чубаров отозвал в сторону своего адъютанта: «Козлов! Остаешься за старшего. Не спускай глаз с пленных офицеров. В случае чего-либо непредвиденного, и если они сделают попытку к бегству, расстреливай на месте. За Бочкарева отвечаешь головой».

В ответ на сообщение Григорьева о приказе Бочкарева сложить оружие белые после некоторого молчания внезапно открыли огонь, убив Зенкова и Григорьева, а также политрука Гаврилова, красноармейцев Строта и Кузнецова. Тяжелые ранения получили Анашкин, Береницын и Сувейзда. Чубарова спасло то, что он успел упасть в снег и скатиться в кювет. По словам П. Козлова, как только пули с радиостанции начали свистеть над плененными офицерами, они бросились обратно в свое помещение. «Не теряя времени, я дал команду пленных расстрелять и немедленно пяти человекам занять помещение офицеров. Держали мы под обстрелом беляков до позднего вечера, стрельбой из полуавтоматов и метанием гранат не давали поднять головы. Как стало смеркаться, к нам пришел командир Чубаров, собрал всех в кучу и сделал совещание, как дальше поступить с радиостанцией, не зная точно, сколько там белых в живых, раненых, убитых».

Чубаров с Черновым предлагали поджечь радиостанцию в случае отказа ее защитников принять ультиматум. П. Козлов посоветовал поступить иначе – направить туда жену Бочкарева и генерала Полякова с красными бойцами и предложить оставшимся в живых белым сдаться. Так и сделали. Привезли женщин, вместе с ними зашли в помещение. Там оказалось всего четыре человека: парень лет 17-18, портной и двое раненых. «Беляки в радиостанции расположились в три яруса, потому наши пули и осколки гранат не проходили их мимо». Возвращаясь по морю в Петропавловск, Чубаров, рассказывал его спутник Б. Леванов, восхищался мужеством казаков, которые не захотели сдаться в плен и покончили с собой в здании радиостанции.

Р. Юшин не пишет, как погибли Бочкарев и Поляков. Доктор исторических наук Б. Мухачев беседовал с женой корнета Ерохина, свидетельницей пленения офицеров. У нее этот эпизод выглядит несколько иначе, чем у Юшина. «Вышел Бочкарев из дома сдаваться и поразился: «Ну, мы и влипли! Их раз, два и – обчелся». Чубаров – ему: «Полковник, отдайте приказ, чтобы сдались остальные». Бочкарев в ответ: «Да-да, сейчас… поручик». В этот момент – выстрелы по чубаровцам… Полковник бросается бежать». П. Козлов неизменно подчеркивал на пионерских сборах: «Я догнал и собственноручно размозжил ему прикладом голову».

…Поскольку у Бочкаревой было двое детей, то ей были возвращены ее вещи. Денег в чемоданах не оказалось, они находились в шкатулке, которую Бочкарева спрятала в одну из печей. Только через неделю нашли эту шкатулку, наполненную коллекцией золотых денег, как российской чеканки, так и ряда иностранных. Были еще золотые браслеты и небольшой мешочек бриллиантов. На ценности составили подробную опись, и они были сданы на ответственное хранение. Бочкарев был готов отправиться в путь, поэтому у него, в основном, все было упаковано, в особенности пушнина.

У остальных офицеров никаких ценностей найдено не было. Видимо, весь их капитал состоял в награбленной пушнине, на которую они рассчитывали. Похоже, пушнина уже заранее была проданную американцу Свенсону, который должен был 10 мая 1923 года забрать всю эту свору на свою шхуну», – писал П. Козлов.

ЛИКВИДАТОРЫ14 апреля «местному населению пришлось целый день возить трупы и сбрасывать с утеса в море. Камчадалы говорили, что Бочкарев – сильно грешный: не тонет, а плавает поверх воды, но его труп был еще раз расстрелян, и все же его вынесло на берег бухты Наяхон. Бочкариха попросила разрешения у командира похоронить своего мужа, но я не интересовался, – оговаривается Козлов, – где она его похоронила – на общем кладбище или где на берегу бухты».

Из чубаровского донесения командующему войсками Охотско-Камчатского края М. Вольскому: «Белых убито 52 человека: генерал-майор – 1, полковников – 4, обер-офицеров – 37, солдат – 10».

В конце 1923 года председатель Гижигинского ревкома Андрей Чернов подсчитал убытки, нанесенные уезду за время «бочкаревщины», они составили 246 тысяч рублей. Коряки, согласно советской краеведческой литературе, поголовно ненавидели «банду Бочкарева» и с ликованием встретили «красных чудо-богатырей», т. е. чубаровцев. Однако, как свидетельствуют документы, восторгались далеко не все, в том числе 36-летний Капка-Тетауи. Уроженец Парени, он потом, правда, вступил в колхоз, но проводил «контрреволюционную деятельность против колхозов, разжигал национальную вражду между коряками и русским, пытался насильственно похитить девушку-комсомолку, чтоб против ее желания выдать замуж за своего сына. Проезжая по пареньским корякам, проводил там агитацию против советской власти, подстрекая их не подчиняться советской власти и жить по-старому, чем самым добился отказа пареньских коряк от переписи населения и выборов в Верховный Совет СССР».

Это обвинение было предъявлено неграмотному Капке-Тетауи в 1938 году. Припомнили ему и то, что «служил у Бочкарева, по заданию которого ездил кочевым каюром, производил отбор оленей и отправлял эти табуны Бочкареву». Сначала привлекался, в основном, по ст. 58-6-10 УК РСФСР, но в январе 1939 года его подвели под 58-1-а (измена Родине). В итоге, 25 лет ИТЛ, с конфискацией имущества.

…5 декабря 1923 года, через 2 дня после того как Чернов подсчитал убытки от белых, состоялось очередное заседание Камчатского губбюро РКП(б). Заслушали, в том числе, вопрос о состоянии власти в Гижигинском уезде. Докладывал начальник ОГПУ. «Тов. Ломбак указывает, что по имеющимся сведениям у него, дело с предревкомом Гижиги и уполномоченного ГПУ обстоит не совсем благополучно. Упомянутые лица пьянствуют, женились один на жене Бочкарева, другой на жене уполномоченного Бочкарева капитана Грундульса, и возвращают им постепенно все ценности, взятые как трофеи у Бочкарева. Пьянство и драки участились. Имущество расхищают, авторитета никакого. Полное дискредитирование власти. Положение не может оставаться таким дальше. Необходимо произвести замену должностных лиц, может быть, некоторых арестовать и предать суду. По линии ГПУ тов. Ломбак наметил уже кандидатов. Тов. Вольский (председатель губревкома) подтверждает слова тов. Ломбака и добавляет, что у него имеются сведения об утечке золотого фонда, взятого в числе трофеев у Бочкарева».

В 1970-е уже упоминавшийся Б. Леванов показывал пожелтевший групповой снимок красноармейцев. В центре – Чернов, рядом простоволосая женщина в длинном платье, положившая руки ему на плечи. Леванов полагал, что это бывшая жена Бочкарева. «Чубаров,– говорил он, – которого я вез на судне в Петропавловск, мне рассказывал, что он, хотя и не имеет права вмешиваться в личную жизнь своего боевого товарища, но связь эту не одобряет. В жизни всякое случается, но есть вещи, с которыми нельзя мириться». Из-за смерти Сергея Лазо (будто бы есаул собственноручно бросил его в паровозную топку) Чубаров считал все окружение Бочкарева зверьем. По мнению Леванова, намереваясь перейти через границу в Америку, начальник СЭО не отпускал от себя жену, «которая, судя по всему, мучилась, видя несметные зверства мужа».

Тем не менее на этом пожелтевшем снимке другая женщина. «Чернов, – писал П. Козлов, – женился на пленной (у Парамона Григорьевича рука не поднялась написать «жене». – В.П.) капитана Грундульса». О другом снимке 1923 года он скажет: «Снят на фото Чернов в кавказском костюме, надо полагать, полковника Шевчунаса, т. к. Бочкарев был пленен в кожаной, подбитой рысью, и при описании его вещей национальных костюмов не было».

Супруга сослуживца Чернова С. Малькова дважды встречала его в 1930-е годы. Первый раз в Петропавловске командиром военного корабля, без семьи, а второй, когда «он ехал с семьей, получив назначение в бухту Нагаево. Вначале он пришел один, потом с женой и сыном, сыну было, наверное, лет 6, тоже в морской детской форме и вылитый в отца. Жена его была старше (жена его была бывшего белогвардейского офицера, убитого чуть ли не самим А. Черновым, у нее был сын от первого мужа)». Его судьба неизвестна.

Однако удалось выяснить, что «бесфамильный» уполномоченный ГПУ в докладе Ломбака – не кто иной, как Парамон Козлов, попавший в нехорошую историю вместе с политработником Черновым. Оба товарищи: один убил Бочкарева, другой Грундульса. В общем, скандал замяли.

Связь с Бочкарихой (так Козлов, по прошествии лет, называл эту женщину), не переросла в женитьбу. Тут Ломбак не точен – возможно, потому что Бочкарев – не Грундульс, слишком уж много шуму. Да и увезли ее летом под арестом с глаз долой.

Говорит о ней Козлов отстраненно: «Жена Бочкарева, по национальности немка, была вместе с другими пленными направлена в Петропавловск, затем во Владивосток. С Владивостока пленные писали, что она вышла замуж за видного комиссара». Коммерсант Г. Бек, приятель начальника СЭО, упоминал ее имя на процессе Х. Бирича: «Жену Бочкарева зовут Ида Александровна. Она имела вообще большое влияние на Бочкарева, вмешивалась во все дела и вообще, по моему впечатлению и отзывам других, являлась в высшей степени отрицательным человеком».

Старшего политрука А.Чернова, инструктора пропаганды 61-го морпогранотряда, признанного японским шпионом и участником антисоветской правотроцкистской террористической организации и японским шпионом, расстреляли в августе 1938 года. Г. Чубаров в 1937 году расстался с партбилетом и армией, но перед Отечественной войной был реабилитирован. На этом, однако, злоключения главного ликвидатора «бочкаревщины» не закончились. Официально майор Чубаров пропал без вести на фронте в апреле 1944 года, на самом деле попал в плен. О его судьбе жена узнала лишь в 1952 году. Написал ей С. Черников, совершенно не знакомый человек. «Вы меня простите, но я позволю себе ответить на ваше письмо, адресованное Григорию Ивановичу. Вот уже 2 года, как его нет в живых. Он умер внезапно, пришел с работы в 5 часов, а чрез час уже скончался. Это была большая скорбь для нашего коллектива, ведь он был общителен, развит, жизнерадостный, трудолюбив. Похоронен в Западном районе г. Воркуты (кладбище шахты 25-27), ему поставлен железный крест…».

Адъютант Чубарова Парамон Козлов к пенсии вырос до главбуха Амурской конторы «Росмясорыбторга», умер там же, в Благовещенске, в 1972 году. Репрессии, судя по биографии, его не коснулись. Возможно, было учтено чекистское прошлое. А бывших чекистов, как известно, не бывает.


Валентин Пустовит, историк, член Союза писателей России

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.