Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Юрий ВИ: счастливый принц графики

19:21
4612

1 декабря в малом выставочном зале Камчатского краевого художественного музея (ул. Ленинская, 36) завершила работу выставка графики Юрия ВИ.

Выставка вызвала большой интерес у жителей столицы Камчатского края. А камчатские школьники не только побывали на экскурсиях в музейном зале, но и, вдохновленные работами художника, смогли попробовать свои силы в искусстве графики.

Юрий Ви родился 15 декабря 1947 года, в Корее. В 1948 году семья переехала на Камчатку, в п. Кировский Соболевского района.

В автобиографии Юрий Ви так описывает свои ранние годы: «Детство мое прошло в местах, связанных с рыбообработкой. В нашем поселке находился небольшой рыбозавод, где, в основном, работали сезонные люди. Люди эти, как правило, были приезжие из разных уголков России. Мальчишкой со сверстниками мы были свидетелями, как взрослые с восторгом рассказывали о различных уголках России. В то далекое детство я еще не понимал, что мне предстоит прожить интересную и не совсем легкую жизнь, в которой повстречаюсь с удивительными людьми, являющимися для меня самым ценным богатством».

Как рассказывает младший брат художника Валерий Ви, талант рисовальщика у Юрия, скорее всего, от матери. Ким Мен Дя (в русском обиходе Анна Семеновна Ви) происходила из состоятельной семьи, жившей на севере Кореи. Она была широко образованным и творческим человеком: знала японский, китайский и корей ский языки, вышивала картины и очень хорошо рисовала. Отец трудился по строительству. За что бы ни брались родители Юрия Ви, все они делали с душой и красиво: «Готовили хорошо, работали хорошо». 

Вдали от столичных музеев и модных галерей будущий художник накапливал впечатления о мире творчества и его людях, которых и на далеком западном побережье полуострова оказалось немало:

«В нашем поселке жил один очень интересный человек, который был умельцем на все руки. Как-то, зайдя к нему утром, я увидел стоящую в углу в натуральную величину деревянную женщину. Осторожно подойдя к ней, обратил внимание на то, что она была раскрашена яркими красками. Прикоснувшись к ее руке, я обнаружил, что она двигается, причем одновременно с другой. Позднее, основательно исследовав «особу», обнаружил все достоинства, которыми наделил ее этот умелец. Звали этого человека Ли Усан».

Когда Юрию исполнилось 9 лет, семья переехала в Петропавловск. Мама стала работать в ателье мастером по пошиву верхней мужской и женской одежды, а старший сын Юрий начал заниматься в кружке «Юный художник», руководил которым удивительно добрый человек и чудесный педагог Иван Дзюбенко. Юрию везло на учителей. В общеобразовательной школе у него преподавал черчение и рисование замечательный камчатский художник Петр Коротченко, который уделял пристальное внимание рисункам и акварелям мальчика. Уже в те годы Юрий Ви, наверное во многом благодаря чуткости наставников, понял, в чем его призвание, и твердо решил стать художником.

В 1971 году Юрий Николаевич окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, в 1982 году – отделение книжной графики Московского полиграфического института.

Не поддавшись искушениям столичной жизни, он вернулся на Камчатку: ее уникальная природа («В просторах Тымлата», «Утро», «Налычево. Розовые сумерки»), жизнь простых тружеников, живущих в далеких северных поселках, их незамысловатый быт, вглядываясь в который невольно начинаешь размышлять над вечной загадкой бытия («Пора рыбалки», «У юкольника») – вот главные темы его творчества.

Совершенна по технике, безупречна по композиции и глубоко символична «Бухта Наталии». Эта работа вполне достойна того, чтобы войти в золотой фонд мировой графики. Камчатская бухта с прекрасным женским именем, воспетая когда-то бардом Александром Городницким, превращенная человеком в бухту смерти. В 1970-1980-е годы здесь проводился массовый забой оленей, бывало, что уничтожали до 16 тысяч животных. Огромное пространство, усеянное оленьими черепами, – картина одновременно жуткая и в то же время настолько впечатляющая, что от нее сложно оторвать взгляд: апофеоз извечной битвы человека и природы, в которой человек, кратковременно уверенный в своем всемогуществе, неизменно оказывается проигравшим.

Тесная дружба связывала Юрия Ви с Кириллом Килпалиным. Их судьбы (блестяще образованного Ви и самородка Килпалина, которому никак не могли простить отсутствие диплома) в чем-то мистически схожи. «Портрет Кирилла Килпалина», 1986 года, где тоненькая кисточка, словно волшебная палочка, способна сотворить радугу на хмуром осеннем небосводе – это рассказ о судьбе художника, который пишет как дышит, и который, что бы ни случилось, остается верен своему истинному предназначению.

В 1998 году Юрий Ви готовился к своей персональной выставке, намеченной на декабрь. По воспоминаниям друзей, художник очень спешил, как будто предчувствовал, что не успеет завершить все задуманное. Весной он совершил творческую поездку в Налычево, где создал серию новых, свежих, ярких и во многом новаторских работ. Он планировал вернуться в долину и поработать там еще, но этому не суждено было случиться. 

Юрий Николаевич трагически погиб в автомобильной катастрофе 20 августа 1998 года.

Нынешняя выставка его работ была организована во многом благодаря вдове художника Любови Петровне, которая бережно хранит большую часть его творческого наследия…

Муза графики – дама, несомненно, элитарная, изысканная и крайне требовательная. Она придирчиво отбирает кандидатов на свое благосклонное внимание. Не каждый придется ей по нраву, не любой выдержит суровый кастинг. Юрий Ви – один из тех немногих, кто обласкан вниманием этой взыскательной богини. Его линия точна и гармонична, его рисунок лаконичен и сдержан, его образы глубоко философичны…

После закрытия выставки Юрия Ви мне почему-то вспомнилась одна старая, немного грустная сказка о счастливом принце, отдавшем все драгоценности, которыми он обладал, людям, жизнь которых после этого чудесно преобразилась. Так и музейный зал, наполнившись подлинными сокровищами графических работ художника, превратился в источник вдохновения для юных талантов.

Педагоги-художники Александра Аджигитова и Алевтина Логинова провела в экспозиции выставки графики Юрия Ви несколько творческих занятий для ребят, постигающих азы художественной грамоты. После экскурсии по выставке начинающие художники познакомились с изобразительными возможностями «красного мела» – сангины, одного из излюбленных материалов графиков со времен Возрождения, и научились рисовать углем. Как знать, может быть именно из этих юных дарований вырастут в будущем большие мастера.

Искренне жаль, что эта уникальная выставка – первая и единственная в этом году выставка камчатского художника в малом выставочном зале Камчатского краевого художественного музея – закрылась так рано, не проработала хотя бы до дня рождения художника.

 

Елена КАРАТКОВА,
научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

 

Жертвовал сердцем…

Антонина ЧЕРКАШИНА, искусствовед, автор вступительной статьи и составитель каталога произведений художника «Я здесь живу»:

- Особенно он любил рисовать деревья. Прочно вросшие корнями в землю, они напоминали ему людей. В них и зимние холода, и тепло шелеста листьев летней порой, и запах осенних дождей со свежестью первых заморозков. Все в природе переменчиво, непостоянно. Деревья своими стволами, ветвями и кронами то создают своеобразную так называемую «графику зимы», то живописной и яркой листвой радуют вечным праздником красок и линий («Пейзаж с деревом», серия «Весенний лес. Налычевская долина» и др.).

Виталий ШОХИН, художник:

- Я знаю эту тонкую, очень ранимую и чувствительную душу. Он очень любил людей. Ни в одной из его работ нет фальши. Он рисовал обыденные вещи, а в них – восторг. Он умел собирать свою душу по крупицам и жертвовать сердцем ради других.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.