Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Мастер реинкарнации

17:42
4529

Старые советские окна уходят на заслуженный отдых, уступая место новым китайским стеклопакетам. Большинство из них покоятся на свалках, и лишь единицам повезло переродиться. В новой жизни они становятся прекрасными розами, гордыми Кутхами или нежными сердечками. Раньше люди смотрели сквозь них. А теперь пристально разглядывают, любуются, восхищаются. Это волшебство происходит благодаря мастеру реинкарнации. В переводе с языка аллегорий на житейский его профессия звучит как «мастер-стеклодув». Зовут чародея Сергей САМОХИН. А доказательства его магии вы можете увидеть своими глазами до конца новогодних праздников в малом зале художественного музея. Выставка Самохина называется «Под знаком Скорпиона».

Ни цветочных ваз, ни посуды, ни пышных хрустальных люстр вы здесь не увидете. Ничего из того, что обычно производят стеклодувы. В выставочных витринах аккуратно раставлены стеклянные миниатюры – цветы, лошадки, рыбки, знаки зодиака и даже крохотный комарик в натуральную его величину. Как же делаются эти ювелирные работы? Если быть дотошным в терминологии, то жанр, которым так виртуозно владеет Сергей Самохин, называется стеклопластика. Сте-кло-плас-ти-ка – название такое же тягучее, как само это искусство. В пламени газовой горелки, которая, кстати сказать, «жарит» более 1.000 градусов, стекло нагревается и превращается в вязкую жидкость. Из нее-то, при помощи держателей и пинцетов, художник создает свои маленькие прозрачные скульптурки.

- Трубкой стеклодува я тоже пользуюсь, – объясняет мастер Самохин. – Например, делаю небольшие бутылочки, внутрь которых помещаю свои миниатюры. А на мастер-классах показываю ребятишкам, как выдувать елочные шары. При этом простом, казалось бы, процессе глаза детей горят таким восхищением! Вроде, они уже должны быть избалованы современными технологиями! Но нет, выдувание стекла кажется им волшебством!

Самохин открыл для себя это волшебство тоже будучи ребенком. В 8-м классе, на уроке физики, учитель дал задание сделать микроскоп. Тогда Сережа впервые увидел, как плавится стекло. Пока одноклассники наслаждались чудом техники, которое они смастерили своими руками, разглядывая микробы в слюне, Самохин уже думал о том, что же еще эдакого можно сделать из этого расплавленного стекла.

- Тогда уже в магазинах продавались польские стеклянные фигурки, и я быстро сообразил, как их теперь можно делать самому. И вот с тех пор с подарками на дни рождения у меня проблем не стало. Все приходили и дарили обычные букеты, а я доставал из-за пазухи свою стеклянную розу, и девушки падали в обморок, – смеется Сергей.

Тогда, в молодости, стеклянное искусство не успело превратиться для Сережи в профессию. Сначала вмешалась армия. Распределили в Туркмению, в ракетные войска стратегического назначения. Однако послужить мирно весь срок ему не посчастливилось. Подняли ночью по тревоге и отправили в Афганистан.

- Было страшно, но отказаться мысли не было, – рассказывает Самохин. – Патриотизм не был для нас пустым словом, мы выполняли интернациональный долг. Демобилизовался в 1989-м. Вернулся на Камчатку, женился, родился ребенок. 1990-е годы на дворе, надо было както выживать, кормить семью, тут уж не до искусства…

Вновь до искусства Сергею стало 13 лет назад. В 2000-м он с радостью вернулся в объятия своей любимой стеклопластики. На этот раз она его уже, похоже, не отпустит. Эти годы выдались очень плодотворными. То, что публика может видеть на выставке, – лишь малая толика того, что Самохин намастерил. Бухгалтерского учета его работам никто не вел, однако во время интервью, когда мы задали вопрос о количестве, Сергей в секунду подсчитал:

- В среднем, 3 работы в день, значит, в год около тысячи, а за 13 лет – около 13-15 тысяч!

Часть миниатюр хранится у мастера дома, и далеко не все – на почетных местах, многое – в коробках заперто на чердаке, пылится в темноте. Автор называет это своим архивом. Изредка он достает свои работы, рассматривает и анализирует, отмечает, насколько ему удалось поднять уровень мастерства, а некоторыми пользуется как «шпаргалками» – глядя на них, вспоминает, как именно припаивал ту или иную детальку. Но у львиной доли несметных тысяч крошечных стеклянных скульптур Самохина все же иная, более светлая участь: сколько их было подарено родным, близким, знакомым и не очень – автор сбился со счета!

Смотришь на эти нежные, легчайшие, почти невесомые фигурки, и даже не представляешь, какой тяжелый труд стоит за ними.

- Для этой работы нужна сосредоточенность, крепкие нервы, – рассказывает Сергей Самохин. – Напряжение нечеловеческое! Расплавляешь стекло, вытягиваешь в фигурку, одно неточное движение и… все опять собралось в каплю! А еще это очень опасное искусство. Нужно научиться владеть горелкой, чтобы не было ожогов. Помимо этого, можно сильно поранить глаза! Дети на моих мастер-классах обязательно работают в очках. Я не могу ими рисковать. А вот сам почти никогда не надеваю очки. Потому что мне нужен прямой контакт со стеклом, я должен видеть его безо всяких помех. Это же оптический материал, его надо подать так, чтобы он играл!

Отчасти по этой причине Самохин не работает с цветным стеклом. Он называет его пластмассой, в которой нет жизни. А еще работа с цветным стеклом чрезвычайно вредна для художника, ведь при нагревании оно выделяет очень опасные вещества, которые потом не выводятся из организма.

- В качестве исходного материала я беру обычное оконное стекло, желательно того старого, советского образца. Оно отлично плавится, у него хорошая прозрачность и тягучесть. Чистое, прозрачное стекло – что может быть красивее? – разводит руками мастер Самохин. – Сделать из него можно так много всего! У меня уже масса задумок. Хочу всерьез взяться за камчатскую тематику, здесь на выставке есть небольшая витрина, посвященная любимому краю. Здесь Кутхи, морские котики, коряки. Вот миниатюрный герб Камчатского края. Вот наши знаменитые пакетботы, которые ребятишки на мастер-классе назвали «стеклорабликами»! Но хотелось бы делать уже и большие диорамы. Например, бухта в обрамлении вулканов! Нашу божественную камчатскую красоту хочется отлить в стекле!

- Да, камчатскую тематику можно предложить нашим сувенирным салонам, эти миниатюры, наверняка, пользовались бы успехом у покупателя! – советуем мы Самохину. А он в ответ делает скучающее лицо, мол, ну чего вы опять про деньги:

- Мне продавать – жалко! Дарить – не жалко абсолютно, особенно хорошим людям, а вот продавать… Жалко, и все!

 

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

 

Досье «КК»

Сергей САМОХИН родился 21 ноября 1968 года, в с. Бешпагире Ставропольского края. В 1974 году семья переехала на Камчатку. С детства увлекся стеклопластикой. Работал водителем, фотографом, преподавателем фотодела, сейчас занимается частным предпринимательством и общественной работой, являясь заместителем президента Камчатского отделения Творческого союза художников им. Ф. Тебиева. В свободное время творит чудеса из стекла. Таких мастеров на всю Россию – всего 18 человек!

 

 

Под знаком Скорпиона

Почему выставка называется «Под знаком Скорпиона»? Вопервых, потому что сам Самохин родился под этим знаком. Во-вторых, на «скорпионний» период выпадает еще одна знаменательная дата. 19 ноября – Всемирный день стеклодува. Скорпион – один из любимых символов художника. На выставке ему отдана почетная витрина, в ней – с десяток скорпиончиков. А вообще, автор подсчитал, что за всю свою творческую биографию он их смастерил более 3 тысяч!

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.