Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Евгений КАБАНОВ: «Рыбаки, пора выходить из окопов!»

22:23
4510

Интервью с заместителем председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (СРПК) Евгением КАБАНОВЫМ.

 

- Евгений Николаевич, 15 лет назад состоялось первое заседание Камчатского рыбхозсовета, организованное по принципу 50 на 50, когда рыбная отрасль и власть были представлены равным количеством участников. Можно ли это считать началом их равноправного диалога?

- До 1998 года КРХС формировался со 100-процентным участием рыбохозяйственников, рыбохозяйственной науки. Однако решения, которые принимались Советом, не всегда оперативно реализовывались. Поэтому было принято решение о формировании этого органа по формуле «50 на 50». То есть половина Совета – рыбопромышленники, вторая полвина – представители налоговых органов, пограничников, ФСБ, прокуратуры, законодателей и т. д., с которыми в процессе рыбалки взаимодействуют рыбопромышленники.

И это дало положительные результаты: все слышали сведения об уплате налогов, назывались нарушители правил рыболовства. Оперативно принимались решения в части изменений и дополнений в правила рыболовства, а также их применения.

Советы проходили бурно, иногда в спорах. Но всегда с принятием компромиссных решений, после которых все споры заканчивались.

Я считаю, что формированием КРХС по такому принципу была достигнута одна из главных целей – услышать друг друга: чиновник – рыбака, и наоборот.

В то время я, как начальник областного департамента по рыболовству, или Сергей Тимошенко, вице-губернатор, открывали заседания КРХС со слов: «Прошу помнить, что чиновник работает на рыбака, а не рыбак – на чиновника». Такая установка задавала рамки разговора.

 

- За эти 15 лет удалось сохранить принцип принятия согласованных решений?

- За прошедшие годы, к сожалению, ситуация в области рыболовства во взаимодействии рыбака (не путать с браконьером) и чиновников всех структур, в том числе в погонах, изменилась не в лучшую сторону. Постановлением правительства РФ № 1010 с 2001 года в нашей стране были введены аукционы по продаже квот на вылов водных биоресурсов, что привело к устранению властей регионов от регулирования вопросов рыболовства на их территории, переделу ресурсов в пользу тех, кто имел доступ к дешевым иностранным кредитам. Таким образом, цены на рыбопродукцию заемщика определялись иностранной компанией. Аргументы в пользу аукционов, приводимые Минфином и Минэкономразвития РФ, были следующими:

  • 1. Мы узнаем цену на рыбу.
  • 2. Пополним бюджет России.
  • 3. Обеспечим равный доступ к ресурсам всех.
  • 4. Искореним браконьерство.

Ни по одному из перечисленных пунктов не достигнуто положительных результатов. А ущербу рыбному хозяйству страны и бюджету, многократному росту браконьерства экспертные оценки даны. Правда, у отцов аукционов с головы ни один волос не упал. Безнаказанность одних за негативные последствия тех или иных решений породила массовую безответственность неимоверно разросшихся чиновничье-контролирующих структур. Принцип «чиновник работает на рыбака» сегодня в Камчатском крае не действует.

Невнятная политика го су дарства по отношению к рыбакам, как следствие – невнятные, противоречащие, позволяющие двойное толкование законы (Как пример, ст. 9 закона о госгранице исключает суда, занятые рыболовством, из торгового мореплавания, тогда как кодекс торгового мореплавания признает рыболовство как деятельность в целях торгового мореплавания, что позволяет пограничникам пользоваться своим «домашним» законом, «кошмаря» рыбацкий бизнес в отношении транспортировки рыбопродукции из одного российского порта в другой и при этом неоднократного пересечения госграницы РФ. Это же проще, чем потребовать от законодателя привести законодательство к единому прочтению), пресс контролеров и надзирателей, что определяет экономические условия (аукционы, за 10 лет 5-кратный рост цен на топливо при стабильной цене на рыбу) – это приводит к логичному результату: бегству бизнеса с территорий.

Если брать наш край, то 29 предприятий сменили регистрацию на другие регионы, где, по их мнению, более стабильная и не враждебная обстановка.

 

- Меняя прописку, компании продолжают свою деятельность на Камчатке. Значит, они сохраняют здесь флот, производство, рабочие места. Что теряет наш край?

- Сохраняются ли рабочие места при смене юридического адреса – еще вопрос. Как правило, компания, которая уходит из нашего региона, старается сократить свои расходы на его территории, даже если продолжает работать здесь. У нее остается одна цель: освоить квоты минимальными затратами. Она не будет здесь строить заводы, модернизировать флот. Камчатка для такой компании становится сезонной базой.

При смене юридического адреса, как следствие – потери бюджета в виде налогов, которые идут в бюджет того региона, где предприятие имеет регистрацию. По некоторым оценкам, только бюджет Петропавловска потерял около 300 млн рублей от того, что компании, которые раньше имели прописку на его территории, переехали в другие города. Если посчитать общие потери для всего края, то эта цифра может вырасти в разы.

 

- Полгода назад, в том числе благодаря СРПК, удалось внести коррективы в закон о рыболовстве, которые освободили рыбаков-прибрежников от невыполнимых требований пограничного управления по Камчатскому краю. Можно ли считать эту проблему решенной окончательно?

- К сожалению, нет. Эта проблема гораздо масштабнее, она касается не только тех компаний, которые ведут прибрежное рыболовство. Речь идет вообще о том, что пограничное управление по Камчатскому краю вкладывает в понятие «охрана режима госграницы».

География России такова, что судно при следовании из одного российского порта в другой вынуждено неоднократно пересекать госграницу РФ. С некоторых пор пограничные власти требуют от судов рыболовецких компаний, чей маршрут пролегает между российскими портами, прохождения пограничного контроля.

 

- Как было сказано на декабрьском заседании КРХС, пограничное управление ведет негласный список вероятных «нарушителей» режима госграницы в части ее многократного пересечения. За этот год в него попало уже 36 судов 28 камчатских предприятий. То есть существует риск, что эти 28 компаний и 36 капитанов под конец года могут быть привлечены к административной ответственности со штрафами?

- Это уже происходит. Более того, под конец года может возникнуть проблема и у тех судов, которым было разрешено неоднократно пересекать границу в рамках постановления № 560. Срок действия таких разрешений – до 31 декабря. В предыдущие годы рыбаки обращались в пограничное управление с просьбой продлить действие разрешений до 31 марта следующего года, чтобы избежать необходимости возвращаться в порт в последних числах декабря. Наше пограничное управление обращалось в департамент береговой охраны России за согласованием продления разрешений, и оттуда приходил положительный ответ.

В этом году, по сведениям из департамента береговой охраны, никаких запросов по этой проблеме от камчатских пограничников туда не поступало.

Если разрешения не будут продлены, то рыболовецкому флоту придется в массовом порядке зайти в Петропавловск в конце года, чтобы оформить разрешения на 2014-й. Учитывая, что в январе более недели выходных, система выдачи разрешений просто не сможет вовремя (а вовремя – это 1 января 2014 года) удовлетворить все заявки. Работа флота на первую декаду января будет парализована.

В ближайшие дни губернатор Камчатского края Владимир Илюхин проведет совещание с представителями погрануправления по этому вопросу. Мы очень надеемся, что проблема будет решена в пользу рыбаков, а совещание положит начало совместной продуктивной работе рыбаков и пограничников на будущее.

 

- Вы, как капитан и начальник экспедиций, вели промысел в иностранных водах. Как работает береговая охрана в других го су дар ствах?

- Мне довелось быть непосредственным участником взаимоотношений с береговой охраной Новой Зеландии, США, Канады, Перу. Там эта служба видит свою задачу в создании комфортных условий работы для рыбаков, что соответствует экономическим интересами любого го су дар ства.

В 1989 году мое судно работало на промысле в водах Новой Зеландии. За 2 суток до пересечения границы 200-мильной зоны я оповестил власти о дате и месте пересечения зоны в уведомительном порядке. В порту Веллингтон были проверены мои знания в области законодательства о рыболовстве этой страны, было осмотрено судно, проверены орудия лова. В последующие 8 месяцев рейса я ни разу не встречал каких-либо помех работе моего судна с их стороны.

В нашей стране все иначе. На пути законопослушного рыбака умышленно и постоянно создаются препоны, которые надо преодолевать ценой огромных усилий. При этом браконьерские суда под флагами Панамы, Камбоджи, Монголии чувствуют себя в экономзоне России как у себя дома. Я не могу представить, чтобы судно другого го су дар ства могло войти в экономзону Новой Зеландии или США без разрешения, не уведомив власти. А у нас это – норма. Может, нашим пограничникам стоит заняться своей прямой обязанностью – охраной границы 200-мильной экономической зоны от нарушителей?

 

- Какие планы у вашего Союза на ближайший год?

- В деятельности Союза, кроме традиционно сложившихся обязательств перед рыбаками по защите их законных интересов и прав, появилось новое направление. Его главный смысл также в защите прав и интересов рыбаков, но в данном случае – тех рыбацких компаний, кто инвестировал более 1 млрд рублей в ценах 2001 года в строительство Толмачевского каскада ГЭС. Необходимость его строительства возникла в четком понимании администрации Камчатской области в 1996 году надвигающегося энергокризиса в регионе. И рыбопромышленные предприятия стали вкладывать свои средства в стройку. В 2011 году строительство каскада завершено полностью. 5 из 6 объектов каскада на 100 процентов построены за счет камчатских рыбаков. В нынешнем непростом экономическом положении предприятий очень важным стало в соответствии с законом РФ возврат вложенных инвестиций. Восстановление справедливости (т. е. возврат инвестиций) сегодня является задачей нашего Союза, в том числе. Учитывая нежелание управляющей компании «КамГЭК» действовать в интересах собственников, этот путь будет непростым.

Это единственный объект энергетики на Дальнем Востоке (а, может, и в России), построенный за счет инвестиций рыбаков, бизнес которых на Камчатке. Сегодня СРПК по всем вопросам, которые касаются эффективности работы Толмачевского каскада ГЭС, плотно сотрудничает с Камчатским региональным центром развития энергетики и энергосбережения. С ним наш Союз будет вести и дальнейшую работу в этом направлении. (Наша газета будет следить за событиями вокруг судьбы Толмачевских ГЭС.)

 

- В июне этого года камчатские рыбаки чуть не устроили митинг протеста возле пограничного управления. Значит, ситуация уже близка к точке кипения?

- СРПК не сторонник таких акций. Проблемы надо решать не противостоянием, а совместной работой. Идти на площадь – это крайняя мера, когда не оставляют других вариантов.

Хотя многие рыболовецкие компании запуганы. У них срабатывает инстинкт самосохранения, и они молча сносят «творчество» отдельных контролирующих органов, решения судебных органов. Даже когда такая фирма сама попала под раздачу, она продолжает молчать, боясь ухудшить свое положение. Как правило, она обращается к нам за помощью, когда ей уже ничем не поможешь.

В итоге, проблема, которая может коснуться всех рыбаков, замалчивается. Ее обсуждение и поиск решений начинаются слишком поздно.

Поэтому я обращаюсь к моим коллегам – рыбакам, руководителям предприятий. Хватит сидеть в окопах. Пора из них выходить и вместе отстаивать свои права. Одному защищаться трудно.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.