1 апреля 1964 года к своим обязанностям приступил первый управляющий районным энергетическим управлением «Камчатскэнерго» Георгий Соколов. Этот день считается началом истории крупнейшего энергопредприятия Камчатки, которому в 2014-м исполнится 50 лет. История «Камчатскэнерго» – это, прежде всего, биографии людей, благодаря которым в наши дома пришли свет и тепло.
Мы открываем цикл статей о ветеранах энергетической отрасли края. Сегодня нашим героем станет Николай Яковлевич ЕЛИН.
Направление – Камчатка
Николай Елин родился в 1932 году в Коми, в селе Объячево. После школы поступил в Московский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, где обучался специальности инженера-механика. Тогда он еще не знал, что его жизнь будет связана с энергетикой. Но именно в этом институте он познакомился с будущей профессией – на третьем курсе пришлось подрабатывать кочегаром. А когда проходил плавательную практику в Архангельском траловом флоте, бросал уголек на рыболовном траулере «Михаил Громов».
По окончании института молодой специалист получил направление на Камчатку, куда прибыл на теплоходе 1 мая 1956 года.
«Здесь жил мой друг, – вспоминает Николай Елин. – Он пришел встретить меня на причале у трапа. Но я уже считал себя моряком, поэтому решил сойти с судна по-своему. Мы со старшим механиком завернули лебедку и сами себя перенесли на берег».
Через несколько дней Николай пришел в «Камчатрыбпром» за трудоустройством. В коридоре его увидел Михаил Старицын, первый председатель рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина. Он как раз искал мастера для моторно-рыболовной станции. С этой встречи начался трудовой путь Елина.
«За мной от Старицына приехал парень на мотоцикле без коляски, – говорит Николай Яковлевич. – Я взял свой чемоданчик, и мы по прибойной полосе помчались в сторону Сероглазки. Там меня хорошо приняли. Но так сложилось, что вскоре я сменил место работы».
До 1960 года он преподавал в мореходном училище. В то же время пытался устроиться на судоремонтный механический завод (СРМЗ). Там его знали, держали его кандидатуру в резерве. И когда появилась вакансия, он был принят в коллектив, в жизни которого ему предстояло сыграть свою роль.
Энергопоезд, вперед лети!
Здесь надо сделать отступление и рассказать, что собой представляло энергетическое хозяйство Петропавловска в те годы. До 1960-х город получал электроэнергию от дизельных электростанций. А потом на Камчатку привезли энергопоезда.
Энергопоезд – это передвижная и достаточно мощная станция. Она состоит из поезда и вагонов, в которых находятся котлы, турбогенераторы, вспомогательное оборудование. Энергопоезда, которые прибыли на полуостров, должны были снабжать энергией местные предприятия, а избыток отдавать населению.
Петропавловский горкомхоз имел свою электростанцию. Но она была слишком слаба, чтобы обеспечить весь город. Поэтому организации, у которых были энергетические мощности, брали на себя часть коммунальной и жилищно-бытовой нагрузки.
Когда Николай Елин пришел работать на СРМЗ в 1960-м, предприятие располагало двумя энергопоездами, работавшими на флотском мазуте, и дизель-генератором, которые обеспечивали электроэнергией центральную часть города.
Николай Яковлевич начал работать в отделе главного механика конструктором, потом – старшим инженером.
В 1962-м на заводе случилось ЧП. В начале августа один из энергопоездов был выведен в ремонт. Рабочим обещали сдельно оплатить ремонтные работы. Но по какой-то причине руководство энергопоездов не выдало им наряды. Люди приходили на завод, но работу не выполняли. Забастовка на советском предприятии – неслыханное дело! Более того, значительная часть Петропавловска рисковала остаться без света.
Николай Елин, который был включен в комиссию по разрешению этого кризиса, нашел самый простой выход.
«Я предложил ремонтникам самим выписать наряды, выдал им справочники по нормам работ, на следующий день наряды были готовы, – вспоминает он. – После этого рабочие дружно приступили к выполнению своей задачи. Ремонт энергопоезда был практически закончен по графику».
В том же 1962-м Николай Яковлевич был назначен руководить энергетическим хозяйством мехзавода.
Аврал за авралом
«Первые два года работы на энергопоездах для меня были, пожалуй, самыми сложными из всей моей долгой трудовой жизни, – говорит Николай Елин. – Главной сложностью было исключительно плохое техническое состояние энергопоездов. Они были перевезены из Магаданской области после нескольких лет эксплуатации. А здесь эксплуатировались практически на износ».
В пик котлы загружались сверх меры, и с завода полз густой черный дым. Он пачкал выстиранное белье, которое жительницы близлежащих домов вывешивали сушиться на улице. Разгневанные женщины приходили на СРМЗ с черными простынями и наволочками выяснять отношения.
Неполадки и аварии происходили часто. Однажды на энергопоезде даже возник пожар. Только благодаря самоотверженности коллектива удавалось поддерживать станции в рабочем состоянии.
Зимний максимум 1962-1963 годов прошел особенно тяжело. Это заставило руководство завода приобрести еще один энергопоезд. Он был установлен в поселке Моховая, чтобы повысить надежность электроснабжения рыбокомбината и объектов стройиндустрии в районе 10-го километра.
Но мощностей все равно не хватало. Электростанции, разбросанные по Петропавловску, работали не слаженно. Аврал шел за авралом. Не существовало единой диспетчерской. Для всех было очевидным, что область нуждается в своей собственной энергосистеме.
Новая эпоха
В январе 1964-го был издан приказ Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР об организации РЭУ «Камчатскэнерго». В том же году Николай Елин познакомился с будущим руководителем «Камчатскэнерго» Георгием Соколовым, когда тот приехал на мехзавод изучить состояние энергопоездов.
В Петропавловске работало уже пять энергопоездов: два – на СРМЗ, один – на Моховой, еще два – на территории Петропавловской судоверфи. Было решено объединить их в одно предприятие «Паротурбинные электростанции». Его директором по предложению Соколова стал Николай Елин.
«Георгий Семенович начал комплектовать энергоуправление, – рассказывает Николай Яковлевич. – Появились парные фамилии – Рубины, Савчуки, Петрищевы, Кучеренко и т. д. После окончания ДВПИ прибыли Никтовенко и Дельнов. Позднее появились чета Козяйкиных, Батыщевых. В качестве главного инженера приехал Лев Федорович Булочников».
В те же годы началось строительство ТЭЦ-1. В 1964-м ее коллектив приступил к обкатке оборудования. Когда она заработала в полную силу, эпоха энергопоездов завершилась. Предприятие «Паротурбинные электростанции» было расформировано.
И в 1967 году Николай Елин перешел в «Камчатскэнерго» на должность заместителя управляющего.
Бывших энергетиков не бывает
Труд энергетика – не сахар. Ответственность большая. Ход событий неспокойный, порой скачет как напряжение в сети. Николай Елин получал и выговоры, и награды. Он удостоен Ордена Дружбы, стал почетным энергетиком Минтопэнерго, ветераном труда.
Пережив с предприятием годы становления энергосистемы, в конце 1980-х Николай Яковлевич вышел на пенсию. Но отдыхать не собирался, а продолжал работать учителем труда в школе, руководил учебным пунктом «Камчатскэнерго».
Он и сегодня активен, готов делиться не только воспоминаниями (а Николай Елин не забывает ни имен, ни цифр), но также своей энергетикой. Общаясь с ним, понимаешь, что судьба не случайно привела этого человека в отрасль, цель которой – производить энергию.
И в этот год, юбилейный для «Камчатскэнерго», мы желаем Николаю Яковлевичу здоровья, домашнего уюта, хорошего настроения.
Сергей НИКОЛАЕВ
Фото из личного архива Николая ЕЛИНА