В Петропавловске-Камчатском 18:43, 29 Февраля, суббота
ночью -7°C
днем 0°C
ветер 4,7 м/с
Завтра 01 Марта
-8 ... 0°C
ветер 2,8 м/с

Человек доброй энергетики

Николай Елин1 апреля 1964 года к своим обязанностям приступил первый управляющий районным энергетическим управлением «Камчатскэнерго» Георгий Соколов. Этот день считается началом истории крупнейшего энергопредприятия Камчатки, которому в 2014-м исполнится 50 лет. История «Камчатскэнерго» – это, прежде всего, биографии людей, благодаря которым в наши дома пришли свет и тепло.

Мы открываем цикл статей о ветеранах энергетической отрасли края. Сегодня нашим героем станет Николай Яковлевич ЕЛИН.

 

Направление – Камчатка

Николай Елин родился в 1932 году в Коми, в селе Объячево. После школы поступил в Московский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, где обучался специальности инженера-механика. Тогда он еще не знал, что его жизнь будет связана с энергетикой. Но именно в этом институте он познакомился с будущей профессией – на третьем курсе пришлось подрабатывать кочегаром. А когда проходил плавательную практику в Архангельском траловом флоте, бросал уголек на рыболовном траулере «Михаил Громов».

По окончании института молодой специалист получил направление на Камчатку, куда прибыл на теплоходе 1 мая 1956 года.

«Здесь жил мой друг, – вспоминает Николай Елин. – Он пришел встретить меня на причале у трапа. Но я уже считал себя моряком, поэтому решил сойти с судна по-своему. Мы со старшим механиком завернули лебедку и сами себя перенесли на берег».

Через несколько дней Николай пришел в «Камчатрыбпром» за трудоустройством. В коридоре его увидел Михаил Старицын, первый председатель рыболовецкого колхоза им. В. И. Ленина. Он как раз искал мастера для моторно-рыболовной станции. С этой встречи начался трудовой путь Елина.

«За мной от Старицына приехал парень на мотоцикле без коляски, – говорит Николай Яковлевич. – Я взял свой чемоданчик, и мы по прибойной полосе помчались в сторону Сероглазки. Там меня хорошо приняли. Но так сложилось, что вскоре я сменил место работы».

До 1960 года он преподавал в мореходном училище. В то же время пытался устроиться на судоремонтный механический завод (СРМЗ). Там его знали, держали его кандидатуру в резерве. И когда появилась вакансия, он был принят в коллектив, в жизни которого ему предстояло сыграть свою роль.

 

Энергопоезд, вперед лети!

Георгий Соколов (крайний справа), рядом с ним - Николай ЕлинЗдесь надо сделать отступление и рассказать, что собой представляло энергетическое хозяйство Петропавловска в те годы. До 1960-х город получал электроэнергию от дизельных электростанций. А потом на Камчатку привезли энергопоезда.

Энергопоезд – это передвижная и достаточно мощная станция. Она состоит из поезда и вагонов, в которых находятся котлы, турбогенераторы, вспомогательное оборудование. Энергопоезда, которые прибыли на полуостров, должны были снабжать энергией местные предприятия, а избыток отдавать населению.

Петропавловский горкомхоз имел свою электростанцию. Но она была слишком слаба, чтобы обеспечить весь город. Поэтому организации, у которых были энергетические мощности, брали на себя часть коммунальной и жилищно-бытовой нагрузки.

Когда Николай Елин пришел работать на СРМЗ в 1960-м, предприятие располагало двумя энергопоездами, работавшими на флотском мазуте, и дизель-генератором, которые обеспечивали электроэнергией центральную часть города.

Николай Яковлевич начал работать в отделе главного механика конструктором, потом – старшим инженером.

В 1962-м на заводе случилось ЧП. В начале августа один из энергопоездов был выведен в ремонт. Рабочим обещали сдельно оплатить ремонтные работы. Но по какой-то причине руководство энергопоездов не выдало им наряды. Люди приходили на завод, но работу не выполняли. Забастовка на советском предприятии – неслыханное дело! Более того, значительная часть Петропавловска рисковала остаться без света.

Николай Елин, который был включен в комиссию по разрешению этого кризиса, нашел самый простой выход.

«Я предложил ремонтникам самим выписать наряды, выдал им справочники по нормам работ, на следующий день наряды были готовы, – вспоминает он. – После этого рабочие дружно приступили к выполнению своей задачи. Ремонт энергопоезда был практически закончен по графику».

В том же 1962-м Николай Яковлевич был назначен руководить энергетическим хозяйством мехзавода.

 

Аврал за авралом

«Первые два года работы на энергопоездах для меня были, пожалуй, самыми сложными из всей моей долгой трудовой жизни, – говорит Николай Елин. – Главной сложностью было исключительно плохое техническое состояние энергопоездов. Они были перевезены из Магаданской области после нескольких лет эксплуатации. А здесь эксплуатировались практически на износ».

В пик котлы загружались сверх меры, и с завода полз густой черный дым. Он пачкал выстиранное белье, которое жительницы близлежащих домов вывешивали сушиться на улице. Разгневанные женщины приходили на СРМЗ с черными простынями и наволочками выяснять отношения.

Неполадки и аварии происходили часто. Однажды на энергопоезде даже возник пожар. Только благодаря самоотверженности коллектива удавалось поддерживать станции в рабочем состоянии.

Зимний максимум 1962-1963 годов прошел особенно тяжело. Это заставило руководство завода приобрести еще один энергопоезд. Он был установлен в поселке Моховая, чтобы повысить надежность электроснабжения рыбокомбината и объектов стройиндустрии в районе 10-го километра.

Но мощностей все равно не хватало. Электростанции, разбросанные по Петропавловску, работали не слаженно. Аврал шел за авралом. Не существовало единой диспетчерской. Для всех было очевидным, что область нуждается в своей собственной энергосистеме.

 

Новая эпоха

КамчатскэнергоВ январе 1964-го был издан приказ Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР об организации РЭУ «Камчатскэнерго». В том же году Николай Елин познакомился с будущим руководителем «Камчатскэнерго» Георгием Соколовым, когда тот приехал на мехзавод изучить состояние энергопоездов.

В Петропавловске работало уже пять энергопоездов: два – на СРМЗ, один – на Моховой, еще два – на территории Петропавловской судоверфи. Было решено объединить их в одно предприятие «Паротурбинные электростанции». Его директором по предложению Соколова стал Николай Елин.

«Георгий Семенович начал комплектовать энергоуправление, – рассказывает Николай Яковлевич. – Появились парные фамилии – Рубины, Савчуки, Петрищевы, Кучеренко и т. д. После окончания ДВПИ прибыли Никтовенко и Дельнов. Позднее появились чета Козяйкиных, Батыщевых. В качестве главного инженера приехал Лев Федорович Булочников».

В те же годы началось строительство ТЭЦ-1. В 1964-м ее коллектив приступил к обкатке оборудования. Когда она заработала в полную силу, эпоха энергопоездов завершилась. Предприятие «Паротурбинные электростанции» было расформировано.

И в 1967 году Николай Елин перешел в «Камчатскэнерго» на должность заместителя управляющего.

 

Бывших энергетиков не бывает

Труд энергетика – не сахар. Ответственность большая. Ход событий неспокойный, порой скачет как напряжение в сети. Николай Елин получал и выговоры, и награды. Он удостоен Ордена Дружбы, стал почетным энергетиком Минтопэнерго, ветераном труда.

Пережив с предприятием годы становления энергосистемы, в конце 1980-х Николай Яковлевич вышел на пенсию. Но отдыхать не собирался, а продолжал работать учителем труда в школе, руководил учебным пунктом «Камчатскэнерго».

Он и сегодня активен, готов делиться не только воспоминаниями (а Николай Елин не забывает ни имен, ни цифр), но также своей энергетикой. Общаясь с ним, понимаешь, что судьба не случайно привела этого человека в отрасль, цель которой – производить энергию.

И в этот год, юбилейный для «Камчатскэнерго», мы желаем Николаю Яковлевичу здоровья, домашнего уюта, хорошего настроения.

 

Сергей НИКОЛАЕВ

Фото из личного архива Николая ЕЛИНА

3807

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых