Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Есть такой порт

20:43
5302

Есть такой портСегодня возрождение массовых перевозок по трассе Северного морского пути – стратегическая задача российского государства. Какое место на этом пути может занять Петропавловск-Камчатский?

На прошедшей бизнес-конференции «Новый взгляд на морские перевозки между Европой – Азией – Америкой» ответ на этот вопрос дал Иван КАПРАЛОВ, генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Он презентовал проект создания на Камчатке порта-хаба для развития Севморпути, базой и основой которого и должен стать наш морской порт.

Сразу заметим, что профессиональное бизнес-сообщество восприняло камчатский проект с большим интересом и воодушевлением. А вот некоторые «домашние» скептики уже поспешили отнести его к разряду фантастических, что, впрочем, не удивляет: весьма масштабные перспективы он обещает  региону и столь же значительных усилий потребует его воплощение.

Однако, как заявляет Капралов, проект основан на наших реальных преимуществах и возможностях, разрабатывается он при поддержке губернатора и правительства Камчатского края. А потенциал Петропавловского порта в качестве одной из ключевых баз на Северном морском пути сегодня всерьез рассматривается правительством России.  

Подробности – в беседе нашего корреспондента с Иваном Капраловым.

 

- Иван Иванович, какие преимущества позволяют Петропавловск-Камчатскому морскому порту претендовать в будущем на роль порта-хаба? И смогли ли участники конференции оценить их по достоинству?

- Участникам конференции – и российским, и зарубежным – очень понравилась наша Авачинская бухта. Как профессионалы, они смогли оценить ее уникальность. Незамерзающая Авачинская губа – вторая в мире по величине естественная бухта. И расположенный в ней морской торговый порт - самый северный из незамерзающих российских портов, который находится в непосредственной близости к международным судоходным линиям. От восточного побережья Камчатки их отделяют 150-200 морских миль.

Порт был построен более 70 лет назад, и сегодня  это многоотраслевое специализированное транспортное предприятие. Это 8 действующих причалов с современной портовой инфраструктурой, необходимым парком современной техники для переработки всех видов грузов.  Грузооборот  порта - 1,2 млн  тонн грузов в год, при расчетной мощности 3,7 млн тонн.

 

Есть такой порт- Можно ли утверждать, что в прошлом столетии Петропавловский порт уже по сути выполнял функции порта-хаба, служил опорным пунктом на северо-востоке?

- Действительно, в 1980-е годы развитие Северного морского пути достигло своего пика, через северный коридор было перевезено 6 млн тонн грузов. Именно в это время в нашем порту шло активное развитие инфраструктуры под обеспечение Севморпути: здесь были созданы плавмастерские, бункеровщики, заходящие суда заправляли топливом, ремонтировали, если это было необходимо. И каждый судовладелец знал, что есть безопасная гавань на Камчатке, куда можно зайти и получить необходимое сервисное обслуживание.

 

- Выходит, сегодня руководство предприятия не изобретает нечто новое, а пытается воссоздать былое значение и мощь порта?

- Да, с новым этапом развития Севморпути востребованность Петропавловск-Камчатского порта очевидна. Он может стать ключевым пунктом для депонирования и перевалки грузов с судов неледового класса на суда ледокольного класса. Здесь можно организовать трансшипмент для судов, перевозящих грузы из Европы на разные направления в Тихом океане и из стран АТР – в Северную Европу, Северную Америку и Канаду. 

 

- Расскажите более подробно о проекте создания порта-хаба, который вы предлагаете сегодня. 

- Очевидно, что природные и географические преимущества нашей бухты – это только полдела. Порт, претендующий на роль порта-хаба, должен отвечать самым современным требованием. А это предполагает масштабную модернизацию инфраструктуры и привлечение серьезных инвестиций. Необходимо строительство новых причалов, проведение дноуглубительных работ и расширение территории порта за счет насыпных площадей.

Наш проект предполагает создание почти 21 га дополнительной насыпной территории на месте внутренней и северо-западной части внешней гавани Петропавловской губы - для размещения терминалов хранения контейнеров и других грузов, а также размещения сопутствующих сервисов.

Сегодня внутренняя гавань используется, в основном, для хранения арестованных судов, а несколько лет назад транспортной прокуратурой была запрещена эксплуатация аварийных причалов бывшего рыбного порта. Есть большие сомнения, что ситуация здесь в ближайшие годы как-то изменится. Тогда как эти, в общей сложности 17,6 га, территории могли бы использоваться в качестве площадок для хранения контейнеров и грузов. 

После расширения территории нужно будет провести реконструкцию всей причальной линии, в том числе - дноуглубление до 13 метров для приема морских судов большого водоизмещения. Кроме того, необходимо предусмотреть новые инфраструктурные объекты: транспортно-логистический комплекс с современным рейдово-перегрузочным терминалом, морские терминалы, центры коммерческо-делового обслуживания и так далее.

Подчеркну, что проект разрабатывается при поддержке губернатора Камчатского края Владимира Илюхина и правительства региона. И, в целом, успех проекта возможен лишь в тесном партнерстве с государством, поскольку значительная часть территории, в том числе - имеющиеся причалы порта, находятся в собственности Российской Федерации.

 

- И государство уже участвует в судьбе порта. Но, насколько мне известно, федеральной программой в ближайшие годы предусматривается сейсмоусиление действующих причалов порта, о чем сообщалось в СМИ.  Сейсмоусиление - и только.

Есть такой порт- Действительно, сейсмоусиление причалов порта вошло в ФЦП  «Развитие транспортной  системы России до 2020 года». Планируется затратить на эти цели более 4 млрд рублей, из которых более 1 млрд должно быть освоено уже в текущем году.

Но дело в том, что сейсмоукрепление причалов не предполагает работ по дноуглублению, а также остро необходимой модернизации инфраструктуры морского порта. Сегодня порт способен принимать суда длиной до 200 м, шириной до 25 м и с осадкой до 9 м. Это не позволяет принимать крупные контейнеровозы, суда ледокольного класса и круизные лайнеры. То есть простое сейсмоусиление существующих причалов не предполагает  какого-либо развития, не отвечает требованиям времени.  

Мы своим проектом предлагаем Федеральному агентству морского и речного транспорта не ограничиваться полумерами, а решить более масштабные задачи, которые в итоге выведут наш порт на совершенно новый качественный уровень и позволят ему стать базовым на Северном морском пути. Надеемся, что это понимание будет найдено, ведь наши задачи отвечают общегосударственным. 

 

- В своем докладе вы упомянули и еще об одном аргументе в пользу проекта – о новом морском вокзале, строительство  которого должно начаться уже в этом году.

- Все мы ждем этой стройки. Однако новое здание не сможет стать полноценным морвокзалом из-за того, что пассажиров с круизных лайнеров по-прежнему придется доставлять с рейда до причала на катерах, поскольку глубины у причальной стенки недостаточны для швартовки больших судов.

Причал морвокзала находится на одной линии с планируемыми к сейсмоусилению причалами морского торгового порта. Все эти объекты находятся в федеральной собственности. Так же, как и аварийные причалы бывшего рыбного порта, расположенные во внутренней гавани Петропавловской губы.

 

- Насколько реальна идея насыпной территории, есть ли в мире такие примеры?

- Таких примеров предостаточно, и часть причалов нашего порта также насыпные. По проекту насыпные площади на месте внутренней и северо-западной части внешней гавани Петропавловской губы расширят территорию порта. Плюс реконструкция (а не сейсмоусиление)  всей причальной линии в порту, включая дноуглубление до 13 метров, позволят создать условия для реального развития порта-хаба.  Позволят увеличить пропускную способность порта и грузооборот, обеспечат возможность приема судов любого класса. Будут созданы дополнительные терминалы для хранения контейнеров и других грузов, размещены сопутствующие сервисные службы. 

Важно и то, что реализация проекта позволит повысить безопасность и улучшит экологическую ситуацию в регионе за счет ликвидации аварийных причалов и портовых сооружений бывшего рыбного порта.

 

- И в итоге…

- В итоге, в Петропавловске-Камчатском должен быть создан универсальный современный транспортный узел для развития транснациональных транзитных перевозок грузов по трассе Северного морского пути между Европой, странами АТР, США и Канады.

 

- Успехов вам в реализации проекта и спасибо за информацию.

 

Беседовала Елена КАСАТКИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.